СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксический анализ предложений текста

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Тренировочные задания по теме "Синтаксический анализ предложений текста" для 8-9 классов.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Гибель Атлантиды — загадочного государства, которое поглотило море, долгое время оставалась загадкой. (2)Её жители, древние минойцы, были умелыми архитекторами, кораблестроителями. (З)Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря», однако неожиданно эта цивилизация погибла. (4)Теперь учёные нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия. (5)На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округлённой галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны, поэтому учёные уверены, что такую смесь могло создать только цунами.

Выберите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

Варианты ответов
  • которое поглотило (предложение 1)
  • минойцы были (предложение 2)
  • называют (предложение 3)
  • нашли доказательства (предложение 4)
  • обнаружили (предложение 5)
Вопрос 2

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Музей-заповедник «Куликово поле» расположен на месте Куликовского сражения 8 сентября 1380 г. и включает место битвы. (2)Куликово поле находится на юго-востоке Тульской области, занимая участок ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона при слиянии его с Непрядвой. (3) Подвиг русского народа на Куликовом поле нашел свое отражение в мемориальных храмах-памятниках и обелисках на Красном холме и в селе Монастырщино и, конечно, в экспозициях музеязаповедника. (4) Главное здание музея, построенное на поле сражения в 2015 году, представляет собой огромный холм-курган, что несет в себе традиции сакральных и мемориальных сооружений в России и по всему миру. (5) Проект нового музея разработан заслуженным архитектором России С. В. Гнедовским.

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

Варианты ответов
  • Грамматическая основа предложения (1) – музей расположен (и) включает.
  • Предложение (2) – сложное бессоюзное.
  • В предложении (3) есть вводное слово, обособленное с обеих сторон.
  • Предложение (4) осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
  • Грамматическая основа предложения (5) – проект разработан архитектором.
Вопрос 3

Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Снежный барс имеет и другое общепринятое название — ирбис, и оно укоренилось давно. (2)Ещё в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии и произносили это слово как «ирбиз», что означало «снежная кошка».

(З)Снежный барс по ряду признаков занимает промежуточное положение между большими и малыми кошками. (4)С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и ещё ряд анатомических особенностей. (5)Зато барс, как другие кошки, может мурлыкать, и, учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками».

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

Варианты ответов
  • снежный барс имеет (предложение 1)
  • переняли название (предложение 2)
  • занимает положение (предложение 3)
  • животное спокойно (предложение 4)
  • называют (предложение 5)
Вопрос 4

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)В зависимости от степени участия в запоминании того или иного органа чувств выделяют различные типы памяти. (2)Одни люди лучше запоминают то, что они прочли или увидели (зрительный тип памяти), другие должны обязательно выслушать (слуховой тип), третьи лучше запоминают, если записали или произнесли вслух (двигательный тип). (3)Смешанный тип памяти отмечается, если память сочетает особенности всех трёх типов. (4)Для совершенствования памяти нужно в первую очередь проследить за собой и определить, какой именно вид памяти у вас преобладает. (5)И в дальнейшем лучше тренировать не ту особенность памяти, которая хорошо развита, а другую. (6)Кроме того, если человек хорошо запоминает прочитанное, то нужно, чтобы он ещё и воспринимал материал на слух или записывал его.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

Варианты ответов
  • выделяются различные типы (предложение 1)
  • записали и произнесли (предложение 2)
  • память сочетает особенности всех трёх типов (предложение 3)
  • нужно в первую очередь проследить (предложение 4)
  • которая развита (предложение 5)
Вопрос 5

Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Родос, остров Греции, омываемый водами Эгейского и Средиземного морей, по легенде был создан богом Солнца Гелиосом, считавшимся покровителем островитян. (2) По преданию, во время раздела мира Гелиос отсутствовал на Олимпе, исполняя ежедневные обязанности по объезду небосклона на золотой колеснице, и остался без владений. (З)Огорчённый Зевс-громовержец решил заново всё поделить, но бог Солнца не захотел ни с кем ссориться и создал сам свой кусочек суши. (4)Гелиос, опустив руки в морскую пучину, поднял со дна пригоршню грунта. (5)Эта земля превратилась в остров, названный по имени его возлюбленной нимфы Родос.

Укажите варианты предложений с обособленными обстоятельствами.

Варианты ответов
  • предложение 1
  • предложение 2
  • предложение 3
  • предложение 4
  • предложение 5
Вопрос 6

Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Поиски Ноева ковчега на горе Арарат обречены на неудачу, потому что Ной никогда туда не причаливал: по мнению исследователей, современный Арарат — не то место, которое упоминается в Библии. (2)Предпринятый учёными исторический экскурс показал, что в ветхозаветные времена и даже в эпоху раннего христианства не было географического названия «гора Арарат», а было словосочетание «горы Араратские». (З)Так называлась южная часть Армянского нагорья, расположенная в пределах современного Иракского Курдистана. (4)Когда-то здесь находилось Араратское царство, или Урарту. (5)А поскольку царство было гористым и труднопроходимым со стороны Ассирии, то ассирийцы горы между Урарту и своей страной называли Урартийскими (Араратскими) горами.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

Варианты ответов
  • которое упоминается (предложение 1)
  • не было названия «гора Арарат» (предложение 2)
  • южная часть нагорья называлась (предложение 3)
  • Урарту находилось (предложение 4)
  • царство было гористым и труднопроходимым (предложение 5)
Вопрос 7

Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Мадагаскар отделился от Африки 120 000 000 лет назад и с тех пор пошёл по своему эволюционному пути развития. (2)В результате этого животные и растения, которых вы не встретите больше нигде в мире, успешно выжили и процветают на этом острове — четвёртом по величине в мире. (З)Например, лемуры, которые уже давно исчезли в Европе и Северной Америке. (4)Первые люди появились на Мадагаскаре только две тысячи лет назад — своего рода эволюционный ход, позволивший проследить на примере острова, как влияет человек на природу. (5)Команда Кусто исследовала остров и собрала огромный материал об этом удивительном заповеднике уникальных жизненных форм, не упустив из виду ни его внутренние территории, ни побережье.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

Варианты ответов
  • Мадагаскар отделился (и) пошёл (предложение 1)
  • животные выжили (и) процветают (предложение 2)
  • которые исчезли (предложение 3)
  • лемуры исчезли (предложение 3)
  • команда исследовала (и) собрала (предложение 5)
Вопрос 8

Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. (2)Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. (З)Так тонет напряжённый воздушный шарик, когда его выпустишь из рук. (4)Но разве есть у них та же стремительность, та же лёгкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба? (5)Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.

(6)Тут вместе с небом видишь и ещё что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность.

Укажите варианты ответов, в которых верно определены сложные предложения, одна из частей которых — односоставное определённо-личное предложение.

Варианты ответов
  • предложение 1
  • предложение 2
  • предложение 3
  • предложение 4
  • предложение 6
Вопрос 9

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Обнаружено, что специфический блеск крыльев бабочек обусловлен фотонными кристаллами. (2)Так, чешуйки крыльев бабочек, содержащие эти микроскопические структуры, действуют так же, как и специальная система зеркал в светодиодах. (3)Например, одна из южноамериканских бабочек имеет синюю окраску крыльев, что в природе встречается крайне редко и может быть объяснено только тем, что её огромные крылья покрыты фотонными кристаллами. (4)Одно из доказательств этого – опыт с капелькой спирта, попавшей на крыло бабочки, когда спирт меняет показатель преломления окружающей его среды. (5)Это, в свою очередь, приводит к изменению окраски крыла с синей на зелёную. (6)Окончательно фотонная природа цветных переливов крыльев бабочки была подтверждена при помощи электронного микроскопа.

Какие из перечисленных грамматических основ являются верными? Укажите номера ответов.

Варианты ответов
  • обнаружено (предложение 1)
  • микроскопические структуры (предложение 2)
  • крылья покрыты (предложение 3)
  • это приводит к изменению (предложение 5)
  • показатель меняет (предложение 4)
Вопрос 10

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Наверное, не существует до сих пор человека в России, который не знал бы имя Гагарина. (2)Юрий Алексеевич до сих пор является фигурой символической и своеобразным идолом, на который равняются. (3)Если говорить о советской эпохе, то тогда он был чуть ли ни иконой, на которую молились, и именно благодаря ему многие советские дети хотели стать космонавтами. (4)Конечно, нужно разумно относиться к фигуре этого летчика и ясно представлять себе степень его заслуг. (5)Без передовых и до сих выглядящих невероятно амбициозными идей Циолковского, без уникальных разработок Королева полёт Гагарина просто не мог бы состояться.

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

Варианты ответов
  • В предложении (1) три грамматические основы.
  • Предложение (2) сложноподчинённое с придаточным определительным.
  • Четвёртая часть предложения (3) имеет составное глагольное .сказуемое.
  • Предложение (4) односоставное неопределённо-личное.
  • В предложении (5) две грамматические основы.
Сохранить у себя: