СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Животные и растения" (1-ый год)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа актуальна и соответствует ФГОС. Во время занятий дети получат новые теоретические знания и практические умения в области окружающего мира через различные виды деятельности в системе должностно-ролевого самоуправления, в процессе обучения формируется потребность сохранить для других поколений животный и растительный мир родного края

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Животные и растения" (1-ый год)»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования администрации

муниципального образования

города Усолье-Сибирское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»





«Животные и растения»

Программа внеурочной деятельности

Направление общеинтеллектуальное________________________________

Вид познавательная деятельность, художественное творчество___________

Возрастная категория 7-8 лет______________________________________



разработчик-автор программы

(ФИО, занимаемая должность)

Митюкова Виктория Михайловна,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория.






























г. Усолье-Сибирское

2015 г.





ПАСПОРТ

Программы внеурочной деятельности



I раздел (заполняется автором разработки)

а) Митюкова Виктория Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№12»

фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

г. Усолье-Сибирское, проспект Химиков, 17. .

б) окружающий мир .

предмет, предметная область

в)1-2 классы .

для каких классов (групп) предназначена разработка

г) --- .

отметка о прежней регистрации ГЭС (прочерк для новой АПР)

д) Данная программа актуальна и соответствует ФГОС. Во время занятий дети получат новые теоретические знания и практические умения в области окружающего мира через различные виды деятельности в системе должностно-ролевого самоуправления, в процессе обучения формируется потребность сохранить для других поколений животный и растительный мир родного края .

авторская оценка разработки



II раздел (заполняется заместителем директора, курирующим вопросы воспитательной работе)

а)

оценка разработки

б) познавательная деятельность, художественное творчество .

вид

в) внеурочная деятельность .

где разработка используется: учебная деятельность, кружковая, факультативная, внеклассная работа, др.



III раздел (заполняется экспертом на основании Положения о рабочих программах учебных предметов (курсов), дисциплин (модулей)

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Пояснительная записка

Введение.

Программа « Животные и растения» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа составлена на основе авторской программы окружающий мир А.А. Вахрушева.

Организация внеурочной деятельности предполагает интеграцию формального (начального) и неформального (внеурочная деятельность) образования следующих видов: игровой, познавательной, творческой. Кроме того, предполагает взаимодействие и преемственность научно-познавательного и творческого направлений. Программа внеурочной деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Технология». Предметами деятельности занятий являются: наблюдения за животными, растениями, птицами в ближнем окружении обучающегося (родной город, зоопарк, музей); изготовление листовок, кормушек, стенгазет; участие в играх и конкурсах. В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечиваются целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нём человека. Изучение данного курса обеспечивает воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей. При организации внеурочной деятельности, являющейся продолжением образовательного процесса формального (начального) образования, следует чётко определять её отличительную психолого-педагогическую позицию: основной организационной формой должна стать сюжетно-ролевая игра. Ведь игра — интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику, младшему школьнику, приходится реагировать на то, как складываются игровые ситуации. В процессе игры во внеурочной деятельности выявляются индивидуальные особенности поведения ребёнка в различных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определённые морально-нравственные ценности .

Актуальность

Совершенствуя полученные во внеурочной деятельности универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области окружающего мира через различные виды деятельности в системе должностно-ролевого самоуправления, в процессе обучения формируется потребность сохранить для других поколений животный и растительный мир родного края.

Новизна программы заключается в том, что включение детей на занятии происходит через постановку проблемы, а не просто сообщение темы учителем. Это позволит повысить мотивацию учебной деятельности учащихся, более осознанно воспринимать материал, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему

с помощью учителя и самостоятельно выдвигать версии, выбирать средства достиже

ния цели с помощью учителя и в группе, планировать деятельность с помощью

учителя и самостоятельно, а также работать по плану, т.е. способствовать достижению нового образовательного результата.

Практическая значимость

Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).

Вид адаптационная программа

Целью внеурочной деятельности является развитие всесторонне развитой, познава- тельной и коммуникативной активности обучающихся.

При этом предполагается решение основных задач:

- развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универ- сальных учебных действий;

- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

- воспитание любви к природе и бережное отношение ко всему живому на Земле

- вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую деятельность.

Отличительными особенностями данной программы является то, что каждый участ- ник сюжетно-ролевой игры, экскурсии, конкурса или проекта будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить роли: командир, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток животных и т. п.

Предусмотренные программой занятия рассчитаны для 7-9 летних детей и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе, так как младшие школьники любят рассуждать («философствовать»), легко (с готовностью, радостью,

интересом) включаются в игру, с удовольствием участвуют в театрализованных действиях, любят рисовать, делать поделки, аппликации. У младших школьников развиты яркие эмоции (сильно радуются, огорчаются, сочувствуют, сопереживают, волнуются), у них неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.

Вид группы постоянный

Особенности набора детей свободный

Режим занятий рассчитан на 34 часа в год и предполагает неравномерное распределение этих часов по неделям: 1 час в неделю, во время экскурсий 2 часа в неделю. Реализация содержания предлагаемой программы рассчитана на год занятий. Содержание программы предполагает проведение занятий, как на базе классной комнаты, так и на базе станции юных натуралистов, зоопарков, музеев и улицах города. Проектирование внеурочной деятельности необходимо основывать на следую щих принципах: учёта возрастных особенностей детей, коллективности, саморазвития и самоопределения личности.

Подведение итогов работы за год может быть организовано в различных формах общественной презентации (защита проектов, выставка, конкурс, конференция, игра, соревнование и т. п.) с участием сверстников, педагогов образовательного учреждения и родителей обучающихся.

Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов

всего

теоретических

практических

1

Живые обитатели планеты

3

3

-

2

В мире растений

6

2

4

3

В мире животных

8

3

5

4

Пернатые изобретатели

10

3

7

5

Хочу знать

7

3

4


Итого:

34

14

20



















Содержание программы (1-й год обучения)

Нименование разделов и тем

Вид занятия

Дата

1. Живые обитатели планеты

1

Введение в программу

теория

01.09-06.09

2

Живые обитатели планеты. Растения и животные

теория

07.09-13.09

3

Различия между растениями и животными

теория

14.09-20.09

2. В мире растений

4

Строение и функции растений.

теория

21.09-27.09

5

Изготовление гербария.

практика

28.09-04.10

6

Домашние растения.

теория

05.10-11.10

7, 8

Экскурсия в музей природы

практика

12.10-25.10

9

Викторина «В мире растений»

практика

26.10-01.11

3. В мире животных

10,11

Экскурсия в зоопарк г.Ангарск с кормлением животных

практика

09.11-22.11

12

Жизнь зверей осенью

теория

23.11-29.11

13

Животные: домашние и дикие

теория

30.11-06.12

14,15

Домашние животные – помощники человека. Экскурсия в деревню

практика

07.12-20.12

16

Жизнь диких животных зимой

теория

21.12-27.12

17

Конкурс знатоков «В мире животных»

практика

11.01-17.01

4. Пернатые изобретатели

18, 19

Операция «Кормушка»

практика

18.01-31.01

20

Птицы зимой. Изготовление листовок «Покормите птиц зимой»

практика

01.02-07.02

21

Пернатые изобретатели

теория

08.02-14.02

22

Птицы нашего края

теория

15.02-21.02

23

Наблюдение за птицами. Экскурсия

практика

22.02-28.02

24

Прилёт птиц

теория

29.02-06.03

25

Игра-соревнование «Кто больше?»

практика

07.03-13.03

26, 27

Экскурсия в зоопарк г.Иркутск

практика

14.03-03.04

5. Хочу знать

28

Жизнь животных весной

теория

04.04-10.04

29

Растения весной

теория

11.04-17.04

30

Путешествие по страницам Красной книги

теория

18.04-24.04

31

Изготовление листовок «Первоцветы»

практика

25.04-01.05

32

Проектная работа «Хочу знать» (сбор материала)

практика

02.05-08.05

33

Защита проектных работ «Хочу знать».

практика

09.05-15.05

34

Итоговая игра «Букварь природы».

Оформление стенгазет «В мире животных и растений»

практика

16.05-22.05




















Содержание программы


1 год обучения (34 ч.)

1.Живые обитатели планеты (3 ч)

Знакомство с планом работы на год

Знакомство с живыми обитателями нашей планеты: обзор основных различий между животными и растениями

2. В мире растений (6 ч)

Знакомство со строением и функциями растений, домашние растениями и правилами ухода за ними

Практические работы: изготовление гербария, экскурсия.

Итогом данного раздела будет викторина «В мире растений»

3. В мире животных (8 ч).

Группы животных. Какова жизнь животных осенью и зимой?

Практические работы: экскурсии в зоопарк, в деревню.

Результатом изучения данного раздела будет конкурс знатоков «В мире животных».

4. Пернатые изобретатели (10 ч).

Почему птиц называют пернатые изобретатели?

Какие птицы водятся в нашем крае?

Какие птицы прилетают весной первыми?

Практические работы: экскурсии в зоогалерею, наблюдение за птицами родного города. Изготовление кормушек и листовок «Покормите птиц зимой»

5. Хочу знать (7 ч).

Что происходит в жизни животных и растений весной?

Что такое Красная книга?

Какие птицы, растения и животные занесены в Красную книгу?

Практические работы: изготовление листовок «Первоцветы», защита проектных работ «Хочу знать».

Итоговая игра «Букварь природы» и изготовление стенгазеты «В мире животных и растений

















Предполагаемые результаты реализации программы


Первый уровень результатов — умение строить сообщения в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.

Второй уровень результатов — умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Третий уровень результатов — участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, проектных работах.




































Методическое обеспечение программы


Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги»

Участие в сюжетно-ролевых играх

Вовлечений детей в творческую, поисково-исследовательскую деятельность

Практические работы: изготовление гербария, кормушек, листовок, экскурсий

Отбор и систематизация нужной информации

Подведение итогов может быть организовано в различных формах общественной презентации (защита проектов, выставка, конкурс, конференция, игра, соревнование и т.п.)



































Список литературы


Литература для учителя

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М: LINKA PRESS, 1996.

2. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 1985.

3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя.- 2-е изд., доп. - М.:Просвещение, 1991.

5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2004.

6. Рудченко Л.И. Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, С.М.Алтухова «Наша планета Земля». – Волгоград, 2005.

7. Рудченко Л.И. Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, С.М.Алтухова «Обитатели Земли». – Волгоград, 2005.

8. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.


Литература для детей

1. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

2. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. Животные./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.

4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.


Интернет-ресурсы

1. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

2. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

3. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!