СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
От древнегреческой до экоархитектуры: все главные направления на сегодняшний день
Авторы
Античность
Древнегреческая архитектура
Парфенон на
КОГДА VII век до н. э. — I век н. э.
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ На территории современной Греции, на юге Италии (в том числе на Сицилии), в Турции и в Крыму
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Храмы, мавзолеи
ЧТО ПРИДУМАНО Древние греки считаются изобретателями ордера — системы элементов и пропорций, — более чем на два тысячелетия определившего формальные принципы западной архитектуры.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Иктин и Калликрат (строители Парфенона), Мнесикл (строитель афинских Пропилеев), Пифей (автор мавзолея в Галикарнасе)
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неогрек
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Ордерная колоннада Портик с фронтоном
Древнеримская архитектура
Триумфальная арка Септимия Севера в Риме
КОГДА VI век до н. э. — V век н. э.
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ На территории от Англии до Аравийского полуострова
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Акведуки, виллы, храмы, амфитеатры и цирки, тер мы, базилики (со светскими функциями), триумфальные арки
ЧТО ПРИДУМАНО
Древнеримская строительная традиция восходит к зодчеству этрусков, характеризовавшемуся суровой простотой форм. Римляне вошли в историю в первую очередь как мастера строительной инженерии, изобретатели бетона и новых конструкций, которых не знали греки. В то же время в период империи римляне старались подражать грекам в декорации своих построек и даже придумали новые ордера.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
ПРОИЗВОДНЫЕ СТИЛИ Римская архитектура стала идеалом для целого ряда позднейших стилей и направлений. Ее варваризированная трактовка присутствует в романике, опыт римских строителей вдохновлял мастеров Ренессанса, формы римских построек вошли в арсенал архитектуры классицизма
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Несущая стена с ордерной декорацией в виде полуколонн или
Раскрепованный антаблемент
Цилиндрические своды
Арочные проемы Купол
Тосканский ордер Композитный ордер Термальные окна
(упрощенный
без украшений)
Средневековье
Византийская архитектура
Католикон (главный храм) монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Греция
КОГДА VI век — первая половина XV века
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
На территории современных Турции, Греции, Италии, в странах Балканского полуострова и Южного Кавказа. К наследию византийской архитектуры относятся памятники домонгольской Руси, сохранившиеся в Киеве, Чернигове, Смоленске
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Христианские храмы, монастырские комплексы, оборонительные сооружения
ЧТО ПРИДУМАНО
Византийская культура сформировалась на пересечении традиций античного мира (сама
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Анфимий из Тралл и Исидор из Милета — строители
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неовизантийский
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Пологий купол на
Фасады имеют полосатую фактуру (кладка из
Романский стиль
Собор в Вормсе, Германия
КОГДА XI–XII века
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ Западная и Центральная Европа
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Христианские храмы, монастырские комплексы, феодальные замки
ЧТО ПРИДУМАНО
Главным типом культового здания в христианской Европе стала римская базилика (служившая в Древнем Риме для светских нужд). В восточной торцевой части теперь разместился алтарь, а в западной — главный вход. Размеры построек значительно увеличились; композиция усложнилась за счет включения башен и
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ В христианском Средневековье всякое творчество имперсонализировалось, единственным творцом полагался Бог, поэтому имена мастеров — исполнителей божественной воли не фиксировались и не дошли до нас
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неороманский
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Западный фасад и
Массивные несущие стены, прорезанные небольшими окнами
На западном фасаде —
Над фасадом —
Готический стиль
КОГДА XIII–XV века
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ Западная и Центральная Европа
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Большие городские соборы, здания городского самоуправления, дворцы знати (Венеция) и резиденции монархов (Англия)
ЧТО ПРИДУМАНО
Готика переняла тип романской базилики с
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Герхард фон Риле (Кёльнский собор), Реймон дю Тампль (собор Святого Петра в Бове, Франция), Гийом из Санса (один из строителей собора в Кентербери, Англия)
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неоготика
Готика континентальной Европы
Реймсский собор, Франция
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Доминирование вертикалей, усложняющих силуэт
Стрельчатые арки
Обилие скульптурного декора, в том числе изображающего фантастических существ
Декоративные завершения — фиалы
Окна-розы
Витражи в обширных оконных проемах
Английская готика
Собор в Линкольне
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Главный фасад часто — широкий «экран», декорированный ярусами стрельчатой аркатуры
Более сложный, чем у континентальных соборов, план с несколькими разновеликими
Над местом пересечения основного
Ренессанс
КОГДА XV век — Ранний Ренессанс, XVI век — Высокий и Поздний
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ Италия
ЧТО ПРИДУМАНО
В качестве идеала в архитектуре рассматривалось зодчество Древнего Рима, дошедшее до XV века в руинированном виде. Актуализировался ордер, подражающий строению и пропорциям человеческой фигуры, что соответствовало гуманистическим устремлениям эпохи: человек, как в Античности, стал мерой всех вещей.
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неоренессанс
Ранний Ренессанс
Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (архитектор Микелоццо ди Бартоломео)
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Городской дворец (палаццо), городская церковь
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Сдержанное использование ордера — в виде выступов-
Массивный, сильно вынесенный венчающий
Резные каменные порталы
Высокий и Поздний Ренессанс
Палаццо Вальмарана в Виченце (архитектор Андреа Палладио)
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Городской дворец (палаццо), городская церковь, загородная вилла
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Донато Браманте, Джакомо Бароцци да Виньола, Микеланджело Буонарротти, Андреа Палладио
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Более активное применение ордера — в виде полуколонн и колонн, несущих
Насыщенный декор оконных и дверных проемов
Заполнение свободных участков фасада нишами и филёнками
Скульптурный декор
Окна-серлианы (
Новое время
Барокко
зма в искусстве, который будет последовательно отстаиваться классицистами. Барокко стремится создать у зрителя пространственные и пластические иллюзии, виртуозно подчиняя своим задачам строительный материал и напоминая тем самым, с одной стороны, о сверхъестественном и божественном, а с другой — о виртуозных способностях архитектора.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Джованни Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, Франческо Борромини, Гварино Гварини, Филиппо Юварра, Иоганн Фишер фон Эрлах, Ян Кристоф Глаубиц, Франческо Бартоломео Растрелли
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Дворец и парковый ансамбль с павильонами, церковь, монастырский комплекс, ансамбль городской площади и улицы
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Необарокко, или боз-ар
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Выгнутые или вогнутые фасадные поверхности
Сложные пространственные эффекты
Разорванные
Трехчетвертные (на четверть утопленные в стену) и/или
Пышный скульптурный декор, включающий
Часто — полихромное цветовое решение
Рококо
Дворец Сан-Суси в Потсдаме (архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф)
КОГДА 1710–80-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ Франция и другие страны Европы, а также их колонии в Новом Свете
ЧТО ПРИДУМАНО
Рококо продолжило барочную традицию изощренной сложности форм. При этом если стиль барокко был языком религии и власти, то рококо стремилось создать комфортную среду для частного человека. Мебель рококо была беспрецедентно удобной.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Жермен Бофран, Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, Маттеус Даниэль Пёппельман
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Жилая архитектура, преимущественно отделка интерьеров, отчасти церкви
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Необарокко, или боз-ар
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ
Сравнительно небольшой размер построек
Исключительно
Элементы подражания китайской архитектуре
Мотив рокайля в декоре (элемент, напоминающий завиток морской раковины или волну)
Пастельная гамма в колористическом решении
© 2020, Бородина Татьяна Валентиновна 1284