СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективное использование подвижных игр у детей среднего школьного возраста как одно из средств формирования здорового образа жизни» часть 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно методическая деятельность учителя физической культуры МБОУ «Гимназии №11» Савёлова Ивана Владимировича

Тема:

«Эффективное использование подвижных игр у детей среднего школьного возраста как одно из средств формирования здорового образа жизни»

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование использования подвижных игр в качестве развития основных двигательных качеств школьника

  1. Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста……………………………………………………………7
  2. Педагогическое обоснование подвижных игр……………….10

Глава II. Подвижные игры, как средство развития основных двигательных качеств.

2.1. Подвижные игры, как средство физического воспитания. ….15

2.2. Значение подвижных игр на развитие двигательных качеств…………………………………………………………………………16

2.3. Двигательные качества, развиваемые подвижными играми…17

2.4. Методика проведения подвижных игр…………………………22

2.5. Подвижные игры на различных уроках физической культуры……………………………………………………………………….26

2.6. Роль подвижных игр в повышении эффективности проведении урока физической культуры………………………………………………….29

2.7. Развивающее значение подвижных играх……………………………………………………………………………31

2.8. Гигиеническое, оздоровительное и образовательное значение подвижных игр…………………………………………………………………………….33

2.9. Дозировка в процессе игры…………………………………….34

Часть II. Экспериментальное обоснование использования подвижных игр на занятиях физической культурой в школе…………………………….35

2.1Организация исследования……….…………………35

Литература…………………………………………………………………

Введение

Я выбрал эту тему для самообразования потому что, считаю, что именно эта тема способствует развитию таких двигательных качеств школьника, как быстрота, ловкость, быстрота, сила, выносливость, через правильно подобранные подвижные игры.

Игра может быть средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Поэтому объектной областью мы определили методику физического воспитания. Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности людей в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил.

Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является эффективным методом обучения и воспитания детей и подростков. Следовательно, это есть объект нашего исследования.

Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте.

Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Среди большого разнообразия игр широко распространены у подростков подвижные игры. Они и являются предметом нашего исследования.

Цель исследования – доказать эффективность применения различных подвижных игр для формирования двигательных качеств школьников.

Гипотеза - если в организации учебно-тренировочного процесса оптимально сочетать различные подвижные игры, то это будет способствовать развитию таких двигательных качеств, как сила, ловкость, выносливость, быстрота.

Проблема – какое влияние оказывает на развитие двигательных качеств оптимальное сочетание различных подвижных игр в ходе учебно– тренировочного процесса.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.Выявить, в каком соотношении на уроках физической культуры используются подвижные игры, направленные на развитие двигательных качеств школьников.
  2. Изучить эффективность использования подвижных игр для развития физических качеств.
  3. Рассмотреть особенности анатомо-физиологического развития подростков.
  4. Изучить, какие психологические особенности определяет выбор подвижных игр.
  5. Выделить психологические аспекты подвижных игр как методов организации двигательной активности.
  6. Рассмотреть факторы, повышающие активность школьников на уроках физического воспитания.
  7. Апробировать отдельные приемы по организации подвижных игр в процессе уроков физической культуры.
  8. Разработать практические рекомендации по использованию подвижных игр.

В первой главе рассмотрим анатомо-физиологические особенности детей и подростков.

Изучим процессы роста и развития детей, мы так же рассмотрим такие двигательные качества как, силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость.

ГлавΙ. Психолого-педагогическое обоснование использования подвижных игр в качестве развития основных двигательных качеств школьника.

Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков помогает школьным медицинским работни­кам правильно оценить физическое развитие школьников, определить их биологический возраст, распределить на медицинские группы для занятий физкультурой. А учи­телям физкультуры и тренерам школьных секций дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков, тренировочных занятий и соревнований с учетом морфофункциональных особен­ностей и типов нервной деятельности учащихся.

Человек в своем развитии проходит определенные воз­растные периоды. В основу деления положены анатомо-физиологические особенности, объединяющие детей смеж­ных возрастов в один период.

Различают следующие возрастные группы:

преддошкольный возраст — до 3 лет,

дошкольный возраст — 3—6 лет,

школьный возраст:

младший — 7—10 лет,

средний —11—14 лет,

старший — 15—18 лет.

Такое деление на возрастные группы соответствует существующей в настоящее время сети детских воспита­тельно-оздоровительных учреждений и ни в коей мере не противоречит схеме, принятой в международной практике.

Изучение процессов роста и развития детей показы­вает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определенные соответствую­щие возрасту темпы развития, но в любой возрастной группе существуют индивидуумы, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Число та­ких детей примерно одинаково, и этот факт необходимо учитывать при определении двигательных режимов.

Младший школьный возраст (710 лет)

Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В сред­нем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличи­вается на 4—5 см, масса тела — на 2—3 кг, окружность грудной клетки — на 1,5—2 ем.

Продолжаются окостенение и рост скелета. Происхо­дит дальнейшее окостенение позвоночника (тел позвон­ков, остистых отростков), но завершается оно в более позднем периоде. Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела детей во время занятий, ношение тяжестей в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к иск­ривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдав­ливание кровеносных сосудов, находящихся между поз­вонками, что, в свою очередь, приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития.

В младшем школьном возрасте происходит дальней­шее развитие и нарастание мышечной массы, увеличива­ется мышечная сила, более интенсивно, чем в дошкольном возрасте, развиваются крупные мышцы. Этим объясняет­ся способность детей к движениям с большим размахом и затруднения при выполнении мелких, точных движений. В 7 лет мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты.

Очень важно учитывать, что глубокие мышцы спины в этом возрасте еще слабы, их сухожилия недостаточно раз­виты. Длительная статическая нагрузка, неправильная поза оказывают неблагоприятное влияние на развитие этих мышц. Слабость мышц наряду с податливостью позво­ночника является одним из факторов, способствующих раз­витию сколиозов и травматизму.

Средний школьный возраст (1114 лет)

Этот период в процессе созревания организма явля­ется переломным. Он характеризуется резкими эндокрин­ными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием.

Происходят интенсивный рост и увеличение размеров тела, рост и дифференциация органов и тканей. Годичный прирост длины тела составляет 4—7,5 см, массы — 3—5 кг. В среднем школьном возрасте основные размеры тела у девочек больше, чем у мальчиков. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей заметно меняются пропорции тела. В этом возрасте значительно увеличива­ются передне-задний и особенно поперечный размеры грудной клетки.

Продолжается формирование позвоночника. Происхо­дит интенсивный рост всех его отделов. Изгибы позво­ночника уже в основном сформировались, однако окос­тенение еще не закончилось, что создает опасность появ­ления сколиозов и нарушений осанки и в этом возрасте. Окостенение костей запястья в основном заканчивается к 12—13 годам.

С 12 лет наблюдается усиленный рост мышц в толщи­ну за счет образования массивных мышечных волокон. В связи с этим увеличивается общая масса мышц по отно­шению к массе тела. Продолжает нарастать мышечная сила.

Значительное развитие нервного аппарата мышц и усиленный рост мышечных волокон не только приводят к увеличению мышечной силы и выносливости, но и дела­ют возможным более длительное выполнение тонких диф­ференцированных движений.

К 13—14 годам, как уже отмечалось, развитие дви­гательного анализатора достигает высокого уровня. В ос­новном завершается возрастное развитие координация движений. Однако отмечаются резкие колебания возбуди­мости и лабильности нервно-мышечного аппарата, свя­занные с функциональной неустойчивостью нервной сис­темы в период полового созревания. Мышечная сила и особенно выносливость еще не достигли своего совершен­ства. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

В первоначальном виде игры являлись частью синкретического исскуства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действие человека. Они были неразделимы с пением, танцами, музыкой.

По мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышление игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по- своему содержанию, в них появляются отвлечённые формы движений, возникают новые, более сложные с действия. Но ещё часто сопутствуют игре другие виды искусства - пение, музыка, элемент театрального искусства. Они отраженны главным образом в народных играх- хороводах, которые сочетаются с пением, танцами и в которых изображается тот или другой вид ручного труда.

Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и в задачах их использования в целях воспитания детей в соответствии с законом данного общества.

В период развития социалистического общества роль игры и место её в воспитании подрастающего поколения возрастает, так как она способствует улучшению идеологической работы с подрастающим поколением, является активным средством идеологического воздействия в детском возрасте, методом физического воспитания.

Форма игры связана с содержанием и обуславливается им.

Методические особенности игры зависят от её содержания и формы. Методическим особенностям подвижных игр свойственны: а) образность; б) самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами; в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами; г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно её сюжету, что устанавливает определённые взаимоотношения в коллективе участников игры; д.) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы; е) элементы соревнований в игре, требующей полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры; ж) Сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создаёт высокий эмоциональный тонус.

Подвижные игры являются не только средством, но и методам физического воспитания. Понятие игрового метода в воспитании отражает методические особенности игры, то есть то что, отличает её в методическом отношении от других методов воспитания (элемент соревнований, сюжетность, образность, разнообразные способы достижение цели, относительная самостоятельность действий).

Игровой метод используется главным образом для комплексного совершенствования движений в усложнённых вариативных условиях.

Подвижные игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Кроме того, в подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельные умения, и навыки, приобретение на занятиях гимнастикой, лёгкой атлетикой, лыжным, конькобежным и другим видам спорта.

В педагогической практике используется два основных вида подвижных игр:

1. Игры свободные, творческие, или вольные, в которых участники сами намечают план игры и сами осуществляют намеченную цель. У детей младенческого, дошкольного и младенческого школьного возраста они бывают чаще всего сюжетными, когда роли распределяются в зависимости от сюжета, поэтому психологи называют ролевыми. Они могут быть одиночными и ролевыми.

2. Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства ими взрослыми руководителями или самими ребятами- вожатыми.

а) простые, некомандные подвижные игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, берётся за одного себя. Вся игровая деятельность в направлена на личное совершенствование, на достижение личного превосходства над другими в ловкости, меткости, силе, быстроте и других качествах. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности;

б) более сложные, переходные к командным подвижным играм, в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию, помогают товарищам, выручая их, помогают им спастись от нападающего в игре («Салки - давай руку», «Перебежки с пленом»). Иногда играющий может вступить во время сотрудничество с другими игроками для достижения цели. В некоторых играх такое сотрудничество даже предусматривается правилами (« Белые медведи», «Караси и щука»);

в) командные подвижные игры, в которых играющие составляют отдельные коллективы- команды. Они характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам своей команды. От действий каждого игрока зависит удача всей команды. В командных играх необходимо согласовывать свои команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с действием своих товарищей. Часто в командных играх для координирования действий и общего руководства игрой появляется необходимость выделения из среды играющих капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех.

Некоторые из командных игр имеют полуспортивный характер: они более сложны по технике движений, тактике игры и проводятся по определённым правилам. В некоторых играх требуется специализация ролей. Такие игры в некоторых сборниках называют полуспортивными («Пионербол», «Мяч капитану», «Пионерская лапта»).

Группировка (простейшая классификация) подвижных игр.

Широкое применение подвижных игр в педагогической работе требует специального отбора игр для решения разных педагогических задач с учётом условий работы. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определённым признакам.

Игры распределяются:

1.По степени сложности их содержания: от самых простых к более сложным (полуспортивным).

2. По возрасту детей с учётом возрастных особенностей (игры для детей 7-9, 10-12, 13-15 лет). Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ (игры для 1-3-х, 4-8-х классов).

3. По видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементом общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).

4. По физическим качествам, преимущественно проявляемых в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). Чаще всего эти качества проявляются в сочетании. Распределение игр по видам движений и по физическим качествам используется главным образом во всех формах занятий по физическому воспитанию.

5. Игры, подготовительные к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитание физических качеств, необходимых для того или другого вида спорта.

6. В зависимости от взаимоотношений играющих:

а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; б) игры с ограниченным вступление в соприкосновение с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников». Некоторые педагоги, распределяя игры по принципу взаимоотношений играющих, делили их на «простые», в которых каждый преследует цели без отношений к другим, и «сложные», с разделением играющих на группы, команды, партии которых каждый поддерживает интересы своей команды.

Группируются игры и по другим различным признакам, способствующие более правильному отбору их в разных случаях работы:

а) По форме организации занятий (игры на уроке, на перемене, на сборе звена, отряда, на празднике и др.); б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней подвижностью и малоподвижные игры); в) с учетом сезона и места работы (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду).

Для более детального распределения игр с целью решения поставленных педагогических задач в различных условиях работы учитывается целый ряд признаков одновременно. Основные из них: возраст и подготовленность детей, подростков, виды движений, входящих в игру, проявление преимущественно тех или других морально- волевых и физических качеств в данной игре, принцип взаимоотношений играющих в игре.

Такое распределение игрового материала облегчает установление методической преемственности между отдельными играми и помогает определить степень сложности игры по содержанию и форме.

Категория: Физкультура
28.09.2015 07:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!