СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективное использование подвижных игр у детей среднего школьного возраста как одно из средств формирования здорового образа жизни» часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глава II. Подвижные игры, как средство развития основных двигательных качеств.

Подвижные игры с уверенностью можно назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения – от детей до пенсионеров. С их помощью достигается цель- формирование основ физической и духовной культуры личности, повышения ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Велика роль игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечение и достижение высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимое и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков поведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.

Подвижные игры широко предоставлены в физическом воспитании в учреждениях общего и профессионального образования.

Подвижные игры широко применяются в тренировки спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развитие физических качеств и обогащение двигательного опыта спортсменов, особенно юных. Игры также включают в число средств общей и специальной физической подготовки.

К двигательным качествам относят силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость.

Игра весьма своеобразно влияет на развитие двигательных качеств. В играх эти качества развиваются комплексно и очень вариативно, приобретая выражённые черты обобщённости. Это способствует их широкому «переносу» и проявление в разнообразных видах и условиях деятельности. Аналогичным является и процесс развития волевых качеств, при чём создаются благоприятные условия для воспитания не только силы, но и быстроты и гибкости.

Физические качества определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Применительно к динамике физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественные изменения качества, а «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей двигательного качества.

В ходе развития различных функций организма отмечаются чувствительные или сенситивные периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно.

По мнению специалистов, возраст 6 – 10 лет более благоприятен для воспитания скоростных возможностей. Ловкость значительно труднее воспитывать у подростков по сравнению с детьми, а у взрослых по сравнению подростками.

Воспитание двигательных качеств сопровождается значительными физическими нагрузками. Дети и подростки в состоянии их переносить без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности их роста.

В играх и задорных выдумках и безудержном веселье характеры и способности детей проявляются значительно ярче, чем в стандартных условиях даже самого без укоризненного с точки зрения методики урока.

Игры имеют большое значение для начального совершенствования основных движений, обеспечивают разностороннее воспитание двигательных качеств и могут оказать существенное влияние на общее физическое развитие особенно тогда, когда проводятся в хороших гигиенических условиях.

Под влиянием присущего игре состязания, значительно активнее развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, выносливость. Всё это способствует формированию двигательной сферы детского организма.

Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все группы мышц. Это способствуют гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.

Развитие двигательных качеств осуществляется различными методами. Наибольшее распространение в практике физического воспитания получили такие методы, как равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой, круговой.

Игровой метод основан на воспитании двигательных качеств в процессе игры.

Игры имеют большое значение в развитии физических и двигательных качеств в раннем школьном возрасте и положительно сказываются на дальнейшем развитии школьников и в их личной жизни.

Развитие силы.

Силой принято называть способности преодолевать внешнее сопротивление посредством многочисленных напряжений. Сила проявляется в большей или меньшей степени в любых движениях.

Развитие способностей проявлять силу обусловлено улучшением нервно - мышечной координации, воспитанием умением создавать большие волевые усилия, увеличением мышечной массы.

Основные стороны мышечной силы органически взаимосвязаны. Однако так можно подбирать упражнения и методы, чтобы в большей мере увеличить мышечную массу, либо улучшать умения проявлять силу.

В уроке постоянно применяются упражнения для развития силы. Однако основное внимание уделяется подготовке тех мышечных групп, работа которых наиболее важна при подвижных играх. Для совершенствования нервно - мышечной координации в движениях требующих большей силы, используются упражнения с переменной величенной усилий. Для развития умения проявлять значительную мышечную силу применяются методы больших и максимальных усилий.

Для увеличения мышечной массы упражнения непрерывно повторяются до тех пор, пока из-за усталости мышц не начнёт нарушаться правильность движений. Такой метод «до отказа» используется также с целью укрепления мышц и связок уставно- связочного аппарата. Сила проявляемых в разнообразных движениях, называется общей и входит органической частью в ОФП.

Важно шире применять упражнения так, чтобы проявление мышечной силы происходило при встречном противодействии неподвижной и движущейся опоры и массы тела.

Основные упражнения для развития силы, требующих больших усилий и напряжений, включаются в занятия 3 раза в неделю, а упражнения с меньшей нагрузкой – в каждом занятии.

Развитие выносливости.

Выносливость - это способность организма, противостоять утомлению в какой либо деятельности. Средствами для развития выносливости могут служить различные физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемое продолжительное время (подвижные игры, прыжки со скакалкой, ходьба, бег, передвижение на лыжах).

Выносливость необходима не только для участия в соревновании, но и для выполнения большого объёма работы на уроке.

Выносливость развивается с помощью всех физических упражнений включаемых на уроке. Во время такого урока в значительной степени укрепляются органы и системы, улучшается их работоспособность, особенно сердечно- сосудистой и дыхательной системы; при этом укрепляется мускулатура связок ног.

В развитие выносливости значительную роль играет повышение возможностей организма длительное время поддерживать на высоком уровне равновесие между кислородным запасом и его потребление, а также бороться с наступающим утомлением при постепенно возникающей и всё увеличивающейся кислородного запаса. Следовательно, целью тренировочного процесса является повышение функциональных возможностей дыхательной и особенно сердечно- сосудистой системы, и укрепление волевых качеств.

Развитие быстроты.

Быстрота- Это способность человека выполнять движения с возможной большой скоростью.

Способность быстро выполнять упражнение одно из важных качеств в подвижных играх. Высокий уровень быстроты позволяет им легче выполнять менее быстрое движение, что способствует развитие выносливости.

Быстрота движений школьника в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельности коры головного мозга, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения, а не в значительной мере от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах. Следовательно, улучшение этих компонентов определяет развитие быстроты движения школьника. Значительно улучшить быстроту можно, прежде всего развитием силы мышц за счёт увеличения их массы и, главное, повышение способностей проявлять как можно быстрее очень большие усилия. Для развития этого качества очень полезны специальные силовые упражнения, в том числе и с отягощением.

Быстроту движений можно повысить, эффективнее использовать эластичные свойства мышц, так предварительно оптимально растянутая мышца сокращается с большей силой и быстрее. Для этого следует применять специальные упражнения на растягивание расслабленных и напряжённых мышц.

Нередко у школьников развитие быстроты приостанавливается из- за того, что в тренировке не применяются необходимые средства и методы, которые ведут к дальнейшему развитию качеств, прежде всего силы, а также к совершенствованию техники.

Несколько повторений сверхбыстрого упражнения вызывает у школьника новые ощущения, психическую настроенность и уверенность в возможности повышения предельной скорости. Облегчать условия лишь на столько, насколько они облегчают такую быстроту, которую можно воспроизвести и в обычных условиях. Прежде чем переходить к такому уроку, чрезвычайно важно укрепить мышцы, максимально участвующие в этом движении, увеличить их массу, силу их эластичности, улучшить специальную выносливость.

Нагрузка в любом должна быть, такой чтобы к следующему занятию школьник полностью отдохнул и смог снова эффективно выполнять заданную работу.

Развитие гибкости.

Гибкость- это свойство организма человека, характеризующее его подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Одним из показателей гибкости является амплитуда движений, которая влияет проявление быстроты, ловкости и других двигательных качеств. Для развития гибкости полезны упражнения с увеличенной амплитудой. Это, прежде всего упражнения для рук, ног, головы, туловища, различные виды ходьбы и бега длинными шагами, сгибая ноги к груди, глубокие приседания по всей ступне, наклоны вперёд, назад, в стороны.

Гибкость нужна для выполнения движения с большой амплитудой. Гибкость школьника зависит от формы суставов, подвижности позвоночного столба, эластичности связок, сухожилий и мышц, а также от тонуса мышц. Это, прежде всего, относится к мышцам, участвующие в сгибании и разгибании тазобедренного сустава. Чем лучше способность мышц - антагонистов растягиваться, тем меньше сопротивление они оказывают движениям и тем легче их выполнять. Посредством специальных упражнений в подвижных играх достигается большая гибкость. Если запаса нет, и гибкость используется до предела, то нельзя достигнуть максимальной быстроту и силы движений, в спортивных играх.

Гибкость школьника меняется в зависимости от различных условий и состояние организма. Так, подвижность в суставах меньше после сна и принятия пищи, при охлаждении мускулатуры и утомление и т. д. Она больше после разминки при разогревании мышц. Влияет на гибкость и изменения состояния ЦНС.

Упражнения ОФП способствует развитию гибкости.

Если упражнения на гибкость 2 раза в день, то дозировку можно уменьшить.

Упражнение на гибкость и на развитие гибкости следует выполнять больше времени в середине и конце основной части. Когда будет достигнута гибкость нужного уровня, необходимость в большей дозировки упражнения отпадает. Хорошо развитая гибкость, достаточно устойчива и может поддерживаться упражнениями в достаточном уровне без особого труда. Для этой цели в упражнения на гибкость следует выполнять 2-3 раза в неделю, уменьшив дозировку в 3-4 раза. Но если прекратить выполнять специальные упражнения, то уровень развития гибкости может постепенно снизится и вернутся к исходной величине.

Развитие ловкости.

Ловкость- это способность координировать движения, овладевать новыми, уметь быстро переключатся с одних движений на другие, в зависимости от требований изменяющейся обстановки. Для развития ловкости используются любые физические качества и подвижные игры в различных сочетаниях, представляющие для занимающихся элемент координационной трудности.

Ловкость - высшая степень координации движения, она при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки и без отлагательного выполнения. Ловкость непосредственно связанна с уверенностью.

Полезны упражнения, в которых школьник вынужден проявлять находчивость в неожиданно сложившихся ситуациях быстрыми и эффективными движениями. Для развития ловкости необходимо играть в подвижные игры.

Наибольшее внимание развитию ловкости необходимы в середине основной части. Используемые для ОФП упражнения одновременно улучшают ловкость.

Методика проведения подвижных игр:

а) организация играющих.

Строить играющих лучше в исходное положение, из которого они начнут игру.

Если игра начинается с движения врассыпную (типа салок), можно построить играющих в шеренгу (когда их не много) или группировать возле себя, но так, чтобы все хорошо видели и слышали руководителя.

При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или окнам (они могут отвлекаться). Руководителю лучше стоять на видном месте боком или, в крайнем случае, лицом к свету, но так, чтобы видеть всех учащихся и контролировать их поведение.

б) объяснение игры.

Настроение ребят и успех игры во многом зависят от умения учителя объяснить её. Рассказ не должен быть ни монотонным, ни длинным. Подробный рассказ возможен только в случае, когда учащиеся играют в эту игру впервые.

в) выделение водящих.

Роль водящего в игре – самая ответственная. Медлительный и нерасторопный водящий не предрасполагает остальных игроков к активным действиям. Водящего, как правило, выбирает учитель, особенно в новых играх, так как он должен обладать особыми данными, чтобы быстро усвоить суть игры и выбрать победную тактику.

Если игра не требует большого умения водящего и ребята много раз играли в неё, водящего можно выбрать следующими способами:

  1. учитель выбирает ученика, тот закрывает глаза и начинает кружиться на месте. По сигналу он останавливается и, не открывая глаза, показывает на любого игрока;
  2. учитель (в шутку) просит поднять руки тех, кто не хочет быть водящим. Один или два учащихся поднимут руки, и учитель тут же назначает одного из них водящим;
  3. по жребию.

г) формирование команд.

Если нужно составить равные по силам команды, лучше это сделать самому преподавателю. Можно распределить играющих на команды путёмрасчёта: шеренга рассчитывается на 1-2-3-4 (в зависимости от числа команд). Можно распределить на команды путём фигурной маршировки или расчёта движущейся колонны.

д.) руководство процессом игры.

Руководство игрой – основной момент работы учителя. Задержка снижает предыгровое состояние детей, уменьшает готовность их к игре. Убедившись в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли соответствующие места, учитель подаёт условный сигнал (команда, свисток, взмах рукой, и т. д.)

Когда игра началась, учителю остаётся только наблюдать за её ходом, за поведением участников, направлять их действия. Очень важно приучить детей по определённому сигналу оставаться на том месте ив том положении, в которых их застала команда учителя. В момент остановки учитель отмечает нарушения правил, подсказывает лучшее решение технических задач и, самое главное, предупреждает опасное развитие событий в игре (травмы, столкновения, конфликты и т.д.).

е) судейство.

Самое сложное и часто скандальное дело на уроке – это судейство. Никто не любит проигрывать, а если проигрывает, то винит в этом кого угодно, но только не себя. Главный виновный в поражении, как правило судья. Учителю нужно потратить много сил, терпения, времени, чтобы приучить детей к нормальному восприятию судейских ошибок, которые неизбежны. В любом классе найдётся «борец за правду», который громогласно оспаривать любое решение судьи, направленное на в его пользу. Чтобы утихомирить этого «народного мыслителя» надо дать ему свисток. Очень часто этого бывает достаточно, так как в течении пяти минут он услышит о себе столько «хорошего», сколько не слышал никогда.

Объективное и точное судейство имеет особое значение в командных играх, где каждая команда заинтересована в выигрыше. Необъективный судья теряет доверие учеников, авторитет его падает, играющие перестают с ним считаться.

ж) окончание игры.

Игру лучше заканчивать, когда участники получили от неё удовольствие, но не переутомились. Однако окончание игры не должно быть для участников неожиданным. Непредвиденный конец игры вызывает отрицательную реакцию у детей.

Организованному окончанию игры следует придать серьёзное значение. Закончив игру, учитель подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор игры: отмечает ошибки играющих, положительное и отрицательное в их игре; объясняет наиболее целесообразные способы игровых действий. Отметить нужно лучших водящих, капитанов и судей, обратить внимание на нарушителей дисциплины.

Подвижные игры позволяют педагогу раньше и полнее узнать своих воспитанников, ставить их в дальнейшем в такие условия, в которых положительные качества развиваются и совершенствуются наиболее активно. В игре происходит воспитание «в коллективе, для коллектива и через коллектив».

Систематическое применение подвижных игр совершенствует двигательные возможности и обеспечивает полное овладение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки и метания. При желании этот круг может быть значительно расширен, и включать весь комплекс жизненно важных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения, значительно расширяющие возможность их применения в самых разнообразных условиях и сочетаниях.

Подвижным играм отведено значительное место в программе физического воспитания общеобразовательной школы. На протяжении восьми лет (1-8 классы) этот вид физических упражнений систематически используются на уроках физической культуры. Больше всего места подвижные игры занимают в 1-3 классах. В 4-8 классах использование подвижных игр органически связанно со спортивными играми.

Подвижные игры используются в различных частях урока. В подготовительной части для концентрации внимания, овладения строевыми и общеобразовательными упражнениями, развития физических качеств. В основную часть включаются игры, способствующие решению главных задач урока. Это может быть углубленное развитие какого-либо двигательного качества или овладение двигательными навыками. В заключительной части игры выполняют роль средства восстановления, снимания нагрузки, переключение на решение задач других уроков. Обычно урок заканчивается подвижной игрой. Повышенное эмоциональное состояние после игры способствует сохранению чувства удовлетворённости.

Категория: Физкультура
28.09.2015 07:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!