СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование квазипространственных представлений на сегодняшний день является важнейшей проблемой современной логопедии. От сформированности пространственных представлений зависит уровень речевого и интеллектуального развития, а также успешность в овладении ребенком учебной деятельностью.
По мнению Леонтьева А. Н., «пространственные представления относятся к базовым составляющим познавательной деятельности человека, они образуют «ось координат» посредством которой люди воспринимают окружающую действительность и выстраивают свой индивидуальный образ мира» [3, с.23].
В норме, пространственные представления формируются постепенно, начиная с первых месяцев жизни и заканчивая 7-8 летним возрастом. Сначала ребенок осваивает внутреннее пространство за счет проприорицепции, вестибулярной системы, болевой чувствительности, движения, затем происходит вербализация пространства, то есть освоение внешнего пространства, обеспечиваемое дистантными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусовыми и обонятельными анализаторами, и наконец, усвоение квазипространства, которое является наиболее сложным и поздно формирующимся уровнем.
В процессе развития ребенка, когда познаваемое им пространство абстрагируется от наглядных чувственных образов, отражается в речи, формируется квазипространство, которое является вершиной усвоения пространственными представлениями.
Согласно Гостунской Я. И. и Царицан В. Д. под квазипространственными представлениями следует понимать «формы словесного обозначения пространственных представлений, включающие понимание и использование падежных и сравнительных конструкций, употребление предлогов» [2, с.37].
Изучая вопрос формирования квазипространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (IV уровень) дадим определение понятию общее недоразвитие речи. Филичева Т. Б. и Чиркина Г. В. под общим недоразвитием речи понимают «различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [4, с.624].
Рассматривая особенности детей с общим недоразвитием речи, исследователи отмечают, что формирование пространственных отношений у этих детей имеет свои особенности и проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела.
Недостаточность пространственных представлений у данной группы детей проявляется в нарушении формирования представлений о ведущей руке, частях лица и тела, затруднениях при дифференциации правой и левой стороны, снижении умения ориентироваться в горизонтальной плоскости стола, листа (книги, тетради), неумении устанавливать отношения предметов в пространстве.
В трудах Остапенко О. Э., Бурачевской О. В., Майнгашевой Г. Т. выявлено, что детям с общим недоразвитием речи трудно изображать геометрические фигуры, писать, рисовать, срисовывать, размещать предметы на листе, выполнять рисунок в зеркальном изображении, в речи таких детей присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно сложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений [5].
Горностаева Н. В. отмечает, что «нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: пропуск или замена предлогов, замена одной предложно-падежной конструкции другой, неправильное употребление падежного окончания существительного, неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания» [1, с.24].
У данной категории наблюдаются трудности в дифференциации предлогов «к» - «у», «в» - «на», смешение предлогов «перед» - «после» - «за», «на» - «над», «по» - «под», наблюдается нарушение восприятия последовательности букв, цифр, на письме, пропуски или повторы букв, перестановки слогов, нарушение выделения границ предложения.
Вопрос особенностей формирования квазипространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (IV уровень) представлен в литературе недостаточно, этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Целью исследования являлось выявление особенностей сформированности квазипространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (IV уровень).
Обследование проходило на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №115 «Ладушки» г. Брянска. В исследовании приняли участие двенадцать детей 6-7 лет с логопедическим заключением: «Общее недоразвитие речи (IV уровень)».
Обследование осуществлялось по методике Семаго Н.Я. и Семаго М.М [6]. На основе данной методики были выделены десять серий диагностических заданий.
В ходе заданий, мы получили следующие результаты: у обследуемой группы детей наблюдается нарушение понимания предлогов даже на импрессивном уровне. У детей наблюдались трудности при определении значения предлогов «над» и «под», а также нарушение их дифференциации. Так Денис К. и Валерия П. при назывании предметов, расположенных выше медведя называли предметы, которые расположены ниже и наоборот, а двое детей Юрий Ю. и Артем П. в ходе данного задания начинали перечислять все изображения.
При анализе расположения объемных геометрических фигур у обследуемой группы наблюдались нарушения понимания понятий ближе и дальше всего, некоторые дети не всегда могли определить расположение фигур, находящихся перед и за чем-либо.
При исследовании употребления предлогов при анализе расположения объемных геометрических фигур дети давали простые, неразвернутые ответы, используя слова «вверху» при расположении фигуры над какой-либо, «внизу» при расположении фигуры под какой-либо, «посередине» при расположении фигуры между двумя другими.
При выполнении заданий, направленный на исследование уровня формирования сравнительных степеней прилагательных и подбор антонимов у Валерии П., Дарьи Ц., Степана Ч наблюдались ошибки при формировании сравнительных степеней слов гладкий и жесткий, но задание на подбор антонимов не вызвало трудностей. С заданием справились 10 детей (83,3%).
В ходе проведения задания, целью которого было исследование узнавания сложных пассивных речевых конструкций, обследуемая группа детей допустила многочисленнее ошибки даже при использовании стимулирующей помощи.
Задание, направленное на исследование понимания сложных речевых конструкций вызвало у детей значительные трудности, у обследуемых наблюдались ошибки понимания сложных речевых конструкций, особенно при понимании формы творительного падежа, ответы на вопросы давались с длительными паузами, с заданием справились 8 человек (66,7%).
В ходе исследования понимания и использования в речи «временных» последовательностей и причинно-следственных связей у обследуемой группы был выявлен низкий уровень сформированности временных рядов и понимания причинно-следственных речевых конструкций. Дети допускали многочисленные ошибки даже с использованием стимулирующей помощи, у них наблюдались трудности при перечислении последовательности времен года, месяцев, дней недели, отмечались пропуски во временных рядах, нарушение их последовательности.
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о необходимости продолжения логопедической работы по развитию квазипространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (IV уровень).
Таким образом, в результате обследования сформированности квазипространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (IV уровень) мы выявили следующий характер нарушения:
1) ошибки в понимании сложных смысловых и грамматических отношений слов, переданных предложно-падежными флексиями, предлогами, сравнительными формами прилагательных;
2) ошибки при понимании сравнительных степеней прилагательных, например: стул жесткий, а стол еще жестче;
3) нарушение понимания сложных пассивных речевых конструкций, например: скатертью накрыта клеенка, мальчиком спасена девочка;
4) трудности при узнавании сложных пассивных конструкций, например: «Маша старше Юли, кто из девочек младше?» или «на маме дочкин свитер, кто остался без свитера?»;
5) трудности понимания сложных пассивных речевых конструкций, например: «бегемотом съеден крокодил, кто кого съел?»;
6) трудности понимания и использования в речи временных последовательностей и причинно-следственных связей, а также сложноподчиненных конструкций, выражающих пространственно-временные отношения, например: «перед осенью бывает?», «если сегодня вторник, то какой день был вчера?», «перед тем, как идти гулять, я зашел к другу, что было раньше?».
С целью преодоления нарушений формирования квазипространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (IV уровень) мы рекомендуем включать в тематическое планирование фронтальных логопедических занятий упражнения, направленные на решение следующих задач:
- развитие понимания предлогов на материале конкретных предметов;
- уточнение понимания предлогов с использованием графических схем;
- развитие умения подбирать синонимы и антонимы к словам;
- уточнение пространственных отношений, выраженных предлогами;
- закрепление навыка употребления предлогов с пространственным значением;
- развитие понимания сравнительных словесных конструкций;
- развитие умения овладевать ориентацией в линейной последовательности предметного ряда в направлении слева направо;
- развитие понимания логико-грамматических конструкций;
- развитие понимания и использования в речи временных последовательностей и причинно-следственных связей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование квазипространственных представлений является базой, которая составляет психологическую основу речи и от которой зависит понимание, а также овладение сложными логико-грамматическими структурами языка. Использование упражнений по формированию квазипространственных представлений на фронтальных логопедических занятиях является необходимым компонентом для успешного овладения учебной деятельностью.
© 2025, Горло Ангелина Юрьевна 124