СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Как сделать урок математики интересным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар на тему: Как сделать урок математики интересным.

Система образования не стоит на месте. С каждым днем развиваются новые технологии преподавания, но одно остается неизменным: урок – это главная форма обучения. Урок-это не 45 минут учебного времени, а отрезок времени, насыщенный чувствами и мыслями совместного труда. Насколько продуктивно учащийся проживет это время, настолько осознанно он усвоит тему урока.

1. Начинаем урок с реальной проблемы или с интересного факта. Например, когда начинаю урок в 9 классе по теме «Арифметическая прогрессия», рассказываю про Гаусса, когда ему было 10 лет, он решил пример, пока учитель записывал его на доске: 1+2+3+4+…+99+100=

Учащиеся выдвигают свои версии, как быстро сосчитать, пробуют, считают, отыскивают какую-то закономерность.

Любая проблемная задача мотивирует учащихся на дальнейшую работу на уроке.

Можно начать урок с видео- Стандартное мышление. Решается тест-6 простых вопросов- 3 секунды дается на каждый ответ. Затем учащиеся видят, как ответили 95% людей и сравнивают свои ответы. Можно использовать любую другую интересную информацию, использовать обучающие видео или материал из Интернета.

2. Учащимся не интересно и не понятно будет решать задания, если им просто дать готовые формулы. Поэтому чаще всего учащиеся сами выводят формулы на уроках, решая задачу, затем сами создают алгоритм или правило, или создают формулировку теоремы. Например, вычисляют площади треугольника, трапеции, формулы объемов конуса, шара через интеграл. Строят графики тригонометрических функций и сами записывают все свойства по алгоритму, учитель только координирует работу учащихся.

3.Можно организовать исследовательскую работу на уроке, взять инструменты, выйти в сад школы на уроке геометрии, изучая тему «Подобие треугольников» в 8 классе, измерить высоту березы и тополя, сравнить их. Мы с учащимися школы осенью ходим на День здоровья в Поташкинскую дубраву, там учащиеся выполнили измерения толщины дуба на определенной высоте, затем сделали расчеты и вычислили возраст дуба. Затем в Интернете решили поискать другие способы определения возраста дерева.

4. Учащиеся создают проекты. На уроке можно создать мини-проект. Например, на уроке алгебры в 8 классе по теме «График квадратичной функции» рассмотреть свойства функций в пословицах и поговорках, графики функций на уроках физики, биологии, химии, в экономике, в жизненных ситуациях. Показываю им презентацию моей ученицы «Функции рядом с нами». Затем можно разбить класс на группы и пусть каждая придумает и объяснит свой график функции или дать задание на дом. Или дать задание: Представьте, что вы прыгаете с парашютом. Как будет выглядеть график вашей скорости в зависимости от времени, с момента прыжка из самолета до достижения конечной скорости?

5. Порой сами учителя не могут объяснить, зачем преподают ученикам отдельные темы. Порой бывает сложно учителю увидеть связь математики с другими предметами школьной программы.

В результате, ученики также не понимают, зачем они изучают эти темы. Распространенный вопрос, который они себе задают: «Зачем я должен это учить?», имеет смысл. Есть ли у вас хороший ответ на него, вместо привычного «Это будет на экзамене» или того хуже — «Потому что тебе это нужно»?

Несколько возможных вариантов исправить это:

Показать ученику практическую значимость математики, объяснить, как он сможет решать реальные жизненные задачи, используя знания, полученные на ваших уроках. Например, выучив тему периметр прямоугольника, дать учащимся практикоориентированную задачу: Вы решили заменить пришедшее в негодность ограждение своего участка. Участок прямоугольной формы огражден штакетником. 1. Вычислите периметр ограждения, рассчитайте, сколько штакетин необходимо, какая сумма нужна для покупки штакетника, составьте смету покупки штакетника для замены ограждения.

Дается план участка и таблица, где имеется вид штакетника, цена и ширина штакетника.

Таких практических задач в этом учебном году много в вариантах ОГЭ по математике- первые пять задач.

После решения таких практических задач, дети не задают вопрос- зачем учить математику.

6. Знать не значит все заучивать. Знать – это значит понимать, осмысливать и запоминать. Очень много работаем на уроках геометрии над определениями. Можно ли убрать одно слово, другое слово, учащиеся каждый раз должны привести контрпример, что определение становится неверным. Так лучше запоминается материал урока, а это помогает решать задание №20 на ОГЭ по математике.

7. Показывайте учащимся разные способы одной и той же задачи. Учащиеся решают задачи на растворы на химии и математике. Можно научить такие задачи решать гораздо быстрее. Учу учащихся решать такие задачи методом креста. Удивляются, как быстро, можно сэкономить время на экзамене при решении №11 в профиле.

Когда учащиеся учатся решать текстовые задачи в 7 классе, читаем с ними отрывок А.П.Чехова «Репетитор», где учитель Егор Зиберов, ученик Петя не могут решить задачу, которую очень быстро решает отец Пети на счетах «по-неученому». Текст задачи: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное - 3 руб.? Учащиеся сами пытаются решить эту задачу в группах двумя способами. Затем эту задачу они решают уравнением, и понимают, что уравнением можно решить гораздо быстрее, если умеешь решать хорошо уравнения.

Можно показать детям приемы быстрого счета, это так полезно, вычисление корней из пяти, шести-и семизначного числа, привести много признаков делимости, не только на 5, 3 и 9, еще на 4, 8, 25, 11 и т.д.

8. Вместо того, чтобы начать каждую тему с формулы, начните с конкретных примеров, которые первоначально были решены с помощью этой формулы. Помогите ученикам увидеть, как теоретическая математика может решать такие проблемы, показывая им сначала ход мышления, а потом решение. Можно дать учащимся веревочку, на которой завязаны на равных расстояниях12 узелков и придумать как египтяне с помощью этого устройства откладывали прямые углы на местности. И только потом вывести теорему Пифагора, причем они это опять же сделают сами, решив задачу. Говорю, что ваши родители знают до сих пор теорему Пифагора, спросите их дома. На другой день каждый делится своим впечатлением. А откуда пошло это высказывание «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Показываю рисунок в энциклопедии и прошу попробовать доказать эту теорему, кто найдет доказательство дома, тот получает «5».

9. Учащимся нравиться выполнять онлайн-тесты, ведь их проверяет ни учитель, ни одноклассники, а независимый эксперт, кого он не знает. Учащиеся стараются снова решить тест, чтобы улучшить результат своей работы, это развивает умение оценивать свои знания, добиваться успеха в работе.

10. Можно чаще домашние задания давать дифференцированно, учитывая желания. Хочешь получать «5», реши задание с карточки, или задание из учебника, но с третьим уровнем сложности. Составь задачу по теме урока или напиши сказку, или найди стихотворение про число пи и выучи его и т. д.

Когда проводим рефлексию урока, можно прочитать детям притчи.

11. Что значит «интересный урок»? Это прежде всего занятие в комфортной, располагающей к обучению атмосфере. На уроке никто не должен никого бояться, а также преподаватель не должен запугивать своих учеников или проявлять агрессию. Урок — это прежде всего общение человека с человеком, поэтому преподаватель должен быть ориентиром для подражания для своих учеников, уважать их и проявлять культуру общения при выстраивании диалога с ними. На первый план должен выходить нравственный и познавательный мотив. Урок должен быть построен таким образом, чтобы учениками двигал мотив получения знаний, а не получение высоких отметок.

12. Можно дать ученикам составить собственные задания для контрольной работы по теме. Ученики понимают намного больше, когда им нужно придумать собственные вопросы. Можно разделить класс на 2–3 группы. Каждая группа должна составить задания для контрольной работы. На уроке ребята обмениваются комплектами заданий и решают их. Если кто-то из составляющих допустил ошибку или подготовил задание, которое невозможно решить, можно на уроке разобрать, почему так получилось: в чем ошибся составляющий, что его могло запутать.

13. Можно предложить ученикам вести математический журнал, подобно тому, как великие ученые документировали ход своей работы над решением какой-либо проблемы. Вы должны знать, что рефлексия — это ключевой элемент эффективного обучения. Математический журнал поможет вам и вашим ученикам проследить, как они воспринимают учебный материал, с каким трудностями сталкиваются и что помогает им достичь успеха.

Как вести математический журнал, можно обговорить с учащимися.

Математический журнал нужно вести не ежедневно, а по мере продвижения в решении отдельных математических проблем или при переходе к изучению новой темы.

14. Если показать детям софизмы, что 4=5, а телеграфный столб в два раза меньше спички и другие, дети вначале удивятся, а затем предложить им найти математическую ошибку.

Чтобы занятие прошло успешно, педагогу стоит обратить внимание не только на качество преподаваемого материала, но и на другие составляющие образовательного процесса. Одним из важных факторов является создание психологического комфорта учащихся на уроке.

«Психологический комфорт» можно определить следующим образом:

• это ощущение комфорта или удобная обстановка

• это совокупность психологических условий, которые способствуют развитию личности;

• это условие продуктивной работы, целью которого является создание социальной среды для успешного развития ребенка.

Если ученику по какой-то причине некомфортно на занятии, то он теряет интерес к дисциплине, которая сопровождается отсутствием активности на занятии и, как следствие, снижению мотивации. Все это отражается на успеваемости учащегося.

Прочитала материал про уроки- тренинги. Попытаюсь внедрить в свою практику, очень полезная информация и главное- нужная для учителя, работающего по ФГОС.

Каждый урок стараюсь строить в рамках совместного распределения деятельности ученика и учителя: совместное целеполагание, совместное обсуждение ориентировочной основы действий на уроке, определение конечного результата деятельности, отбор средств и методов. Каждый урок строю, используя сочетание разнообразных форм и методов обучения, наличие эффективной обратной связи с учащимися. Главная цель в моей работе – пробудить познавательный интерес обучающихся к изучению математики, способствовать развитию их мышления. Решая проблему дифференцированного обучения, использую разнообразные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока.

«Человек подобен дроби: в знаменателе –то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.»- Лев Толстой, можно поразмышлять с детьми на эту тему.

Думаю, что я доказала, что математика — чрезвычайно интересная наука, для освоения которой нужен живой и открытый ум. Не стоит сводить работу на уроке к заучиванию формул и монотонному решению однотипных заданий по готовому алгоритму.

И самое главное, учитель должен быть заинтересован в успешной работу каждого учащегося на его уровне усвоения материала и тогда у вас все получится. Успехов всем в нашем нелегком, но столь увлекательном труде.

Категория: Математика
19.01.2020 14:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!