СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение аудированию в среднем звене

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, характерными чертами которого являются кратковременность, однократность, необратимость. Аудирование тесно связано с говорением, аудированию нельзя научить до обучения говорению, так как во время восприятия речи функционирует механизм внутреннего проговаривания. Во время аудирования слушающий получает не только смысловую информацию, но и возможные модели высказываний и структуры предложений для дальнейшего развития умения говорения.

Для успешного аудирования необходимы следующие умения:

- понимание значимых фактов и личного отношения говорящего, его эмоции, чувства, предпочтения

- понимание основных моментов и деталей прослушанного, включая точки зрения и мнения

- узнавание слов и понимание того, как они используются в предложении

Программа обучения иностранным языкам в школе определяет аудирование как умение понимать аутентичные тексты с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (понимание содержания, выборочное понимание и полное понимание текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Программа предъявляет для контроля сформированности данного умения у учащихся следующие требования:

- уметь прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте

- уметь определить тему текста, выделить главные факты, опуская второстепенные

- уметь выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях с опорой на языковую догадку, контекст

- уметь игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания

- уметь определять свое отношение к значимым фактам, извлекать интересующую информацию

- уметь использовать переспрос, просьбу повторить

Умение аудирования относится к наиболее сложным видам речевой деятельности: слушатель не контролирует выбор слов и скорость преподнесения информации. Чтобы помочь учащимся при овладении данным умением необходимо:

- объяснить, что не надо волноваться, если понимаешь не каждое слово, это может не мешать процессу получения информации

- необходимо активировать их прежние знания по той или иной теме – это поможет более полному пониманию текста

- необходимо перед каждым прослушиванием определить цель аудирования, дать установочные задания

- восприятию текста помогает понимание того, как этот текст организован

Умение аудирования основывается на следующих группах навыков:

  1. Перцептивные навыки

- распознавать и различать отдельные звуки

- различать редуцированные формы речи

- различать ударные слоги

- различать выделенные слова в высказывании

- различать интонационную оформленность речи

  1. Лексико-грамматические навыки

- различать отдельные слова и словосочетания и определять их значение

- определять организующие речь слова (союзы, наречия)

  1. Навыки использования информации

- знание темы, для предположения, догадки

- знание определенных образцов высказывания (в кафе, при телефонном разговоре)

- умение соединять полученную вербальную и невербальную (мимика, жесты) информацию для уточнения значения услышанного

  1. Навыки работы с информацией

- понимание основного смысла услышанного

- понимание основных мыслей, фактов

- понимание детальной информации

- понимание информации, не высказанной напрямую

  1. Навыки взаимодействия с говорящим

- понимание намерений говорящего

- понимание настроения и состояния говорящего

- понимание момента, когда необходимо вступить в коммуникацию

Работа над текстом для аудирования может происходить по двум моделям – от общего к частному и от частного к общему.

1. соотнесение услышанного и собственных знаний 5.

от общего 2. определение основных моментов сообщения 4. от частного

к частному 3. определение типа и структуры текста 3. к общему

4. работа с лексикой и грамматическими структурами 2.

5. работа над отдельными звуками 1.

Для успешного развития умения аудирования необходимо развить у учащихся следующие стратегии:

- умение составить план, определить цель аудирования и организовать полученную информацию

- активировать лексико-грамматические навыки, уметь определять и догадываться о значении слов

- умение работать с контекстом, активировать прежде полученные знания, предугадывать, сравнивать информацию

- умение определять отношение говорящего и ситуацию, определять формы переспроса

Сложности, возникающие при аудировании:

  1. Сложности, связанные с понимание содержания

- учащиеся не знакомы с темой или тема не соответствует их интересам и возрасту

- учащиеся понимают общее значение, но не цель высказывания

2. Лингвистические сложности

- учащиеся могут не узнавать отдельные слова (никогда не слышали; полностью незнакомые слова; слова произнесены с неизвестным акцентом)

- учащиеся не распознают, где кончается одно и начинается другое слово

- учащиеся не распознают границы между абзацами (не знакомы с интонационным оформлением речи, организацией текста, соединительными словами)

- учащиеся могут распознавать отдельные слова, но не соединять их в предложения (отсутствие знаний грамматики и синтаксиса)

3. Сложности, связанные с манерой преподнесения информации

- скорость поступления информации

- индивидуальные особенности говорящего

4. Сложности, связанные с условиями аудирования

- посторонние шумы при записи или в разговоре

Категория: Немецкий язык
04.11.2019 16:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!