СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, характерными чертами которого являются кратковременность, однократность, необратимость. Аудирование тесно связано с говорением, аудированию нельзя научить до обучения говорению, так как во время восприятия речи функционирует механизм внутреннего проговаривания. Во время аудирования слушающий получает не только смысловую информацию, но и возможные модели высказываний и структуры предложений для дальнейшего развития умения говорения.
Для успешного аудирования необходимы следующие умения:
- понимание значимых фактов и личного отношения говорящего, его эмоции, чувства, предпочтения
- понимание основных моментов и деталей прослушанного, включая точки зрения и мнения
- узнавание слов и понимание того, как они используются в предложении
Программа обучения иностранным языкам в школе определяет аудирование как умение понимать аутентичные тексты с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (понимание содержания, выборочное понимание и полное понимание текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Программа предъявляет для контроля сформированности данного умения у учащихся следующие требования:
- уметь прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте
- уметь определить тему текста, выделить главные факты, опуская второстепенные
- уметь выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях с опорой на языковую догадку, контекст
- уметь игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания
- уметь определять свое отношение к значимым фактам, извлекать интересующую информацию
- уметь использовать переспрос, просьбу повторить
Умение аудирования относится к наиболее сложным видам речевой деятельности: слушатель не контролирует выбор слов и скорость преподнесения информации. Чтобы помочь учащимся при овладении данным умением необходимо:
- объяснить, что не надо волноваться, если понимаешь не каждое слово, это может не мешать процессу получения информации
- необходимо активировать их прежние знания по той или иной теме – это поможет более полному пониманию текста
- необходимо перед каждым прослушиванием определить цель аудирования, дать установочные задания
- восприятию текста помогает понимание того, как этот текст организован
Умение аудирования основывается на следующих группах навыков:
- распознавать и различать отдельные звуки
- различать редуцированные формы речи
- различать ударные слоги
- различать выделенные слова в высказывании
- различать интонационную оформленность речи
- различать отдельные слова и словосочетания и определять их значение
- определять организующие речь слова (союзы, наречия)
- знание темы, для предположения, догадки
- знание определенных образцов высказывания (в кафе, при телефонном разговоре)
- умение соединять полученную вербальную и невербальную (мимика, жесты) информацию для уточнения значения услышанного
- понимание основного смысла услышанного
- понимание основных мыслей, фактов
- понимание детальной информации
- понимание информации, не высказанной напрямую
- понимание намерений говорящего
- понимание настроения и состояния говорящего
- понимание момента, когда необходимо вступить в коммуникацию
Работа над текстом для аудирования может происходить по двум моделям – от общего к частному и от частного к общему.
1. соотнесение услышанного и собственных знаний 5.
от общего 2. определение основных моментов сообщения 4. от частного
к частному 3. определение типа и структуры текста 3. к общему
4. работа с лексикой и грамматическими структурами 2.
5. работа над отдельными звуками 1.
Для успешного развития умения аудирования необходимо развить у учащихся следующие стратегии:
- умение составить план, определить цель аудирования и организовать полученную информацию
- активировать лексико-грамматические навыки, уметь определять и догадываться о значении слов
- умение работать с контекстом, активировать прежде полученные знания, предугадывать, сравнивать информацию
- умение определять отношение говорящего и ситуацию, определять формы переспроса
Сложности, возникающие при аудировании:
- учащиеся не знакомы с темой или тема не соответствует их интересам и возрасту
- учащиеся понимают общее значение, но не цель высказывания
2. Лингвистические сложности
- учащиеся могут не узнавать отдельные слова (никогда не слышали; полностью незнакомые слова; слова произнесены с неизвестным акцентом)
- учащиеся не распознают, где кончается одно и начинается другое слово
- учащиеся не распознают границы между абзацами (не знакомы с интонационным оформлением речи, организацией текста, соединительными словами)
- учащиеся могут распознавать отдельные слова, но не соединять их в предложения (отсутствие знаний грамматики и синтаксиса)
3. Сложности, связанные с манерой преподнесения информации
- скорость поступления информации
- индивидуальные особенности говорящего
4. Сложности, связанные с условиями аудирования
- посторонние шумы при записи или в разговоре
© 2019, Андреева Александра Борисовна 252