СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности и принципы метода школьной медиации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод ШМ основан на научных разработках и многолетнем практическом опыте, учитывающем социокультурные особенности российской образовательно-воспитательной сферы.

Первые попытки осознанного использования медиации в образовательной организации были предприняты в разных странах еще в начале 1980-х годов. С тех пор применение медиации в тех или иных формах в образовательном пространстве стало достаточно широко использоваться во многих странах мира.

Школьная медиация - это инновационный метод, позволяющий охватить весь спектр институтов, принимающих участие в воспитании и оказывающих влияние на формирование личности ребенка - от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы. Здесь и далее Метод ШМ будет рассматриваться на примере школы как наиболее распространенного образовательного учреждения.

К школьной медиации целиком применимы все общие положения, касающиеся медиации. Однако Метод ШМ имеет и свою специфику, обусловленную следующими факторами:

Большое количество и одновременность вертикально и горизонтально организованных контактов, и коммуникаций, строящихся на взаимодействии различных участников образовательно-воспитательного процесса, как внутри однородных групп, так и межгрупповых, как индивидуальных, так и групповых. Основные группы это:

дети; родители или лица, их заменяющие; педагоги, преподавательский состав, отвечающий в первую очередь за процесс обучения; психологи, социальные педагоги, другие специалисты, отвечающие в первую очередь за процесс воспитания; административный аппарат, отвечающий за организацию и управление процессом образования в целом и др.; иные институты, участвующие в воспитании детей и формировании личности, а также те, которые привлекаются в случае возникновения неблагополучия и/или активных противоправных поступков несовершеннолетних.

Разнообразие аспектов общения - это не только межличностные, внутри- и межгрупповые контакты, но и межпоколенческое и межкультурное общение. Ограниченность территории и времени общения, что придает школьным контактам повышенную интенсивность, "перекрестность" и напряженность. Несколько иное по сравнению с обычной жизнью понимание принципов добровольности и автономии личности, связанное с нормативностью пребывания детей на территории образовательного учреждения, соблюдением дисциплины, зависимостью от взрослых, в силу чего последние склонны строить свое взаимодействие с детьми "вертикально".

Названные обстоятельства делают школьную среду зоной повышенной конфликтности и требуют учета при применении медиативных процедур и медиативного подхода.

Метод ШМ основан на следующих основных принципах:

добровольность; равноправие, сотрудничество, взаимное уважение, принятие (людей, ситуаций, событий), признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими; комплексный, системный подход к рассмотрению спора, учет всей его многоаспектности; использование, если это возможно и целесообразно, потенциала семейных отношений участников; привлечение ближайшего, значимого окружения сверстников; беспристрастность и непредвзятость медиатора; прозрачность процесса урегулирования разногласий/спора для всех его участников; конфиденциальность.

"Группы равных"

Формирование "групп равных" и работа в них является неотъемлемой составляющей создания Службы ШМ. В разные периоды взросления ребенка круг значимых для него людей меняется. Если в первые 2 - 3 года жизни - это в основном семья, родители и самые близкие люди, то в школьные годы к этому кругу добавляются учителя и сверстники. В подростковом периоде сверстники становятся ведущим источником информации и подражания, опережая и родителей и школу. Работая среди сверстников в "группах равных", дети более эффективно учатся не только разрешению споров с помощью медиации, но и становятся распространителями медиативного подхода, культуры позитивного общения, конструктивного поведения в конфликте. Когда ребенок может помочь своему сверстнику, одноклассникам, младшим соученикам, попавшим в трудную ситуацию, разобраться с ней, прояснить истинные причины ее возникновения, мотивы и интересы, нащупать выход из нее, он сам одновременно получает ценный опыт позитивной самореализации. В определенных случаях и взрослые принимают участие при разрешении таких конфликтов. Но роль самих детей-медиаторов должна быть ведущей. Взрослый всегда воспринимается по-другому, ему трудно избежать назидательного стиля общения. Когда же сверстник рассказал о чем-то, притом рассказал это сквозь призму своего собственного опыта, а тем более показал это на практике при разрешении реального спора, такое знание усваивается детьми гораздо лучше.

Работа и обучение в "группе равных" должны быть выстроены таким образом, чтобы дети старались понять друг друга без осуждения и назидания, помочь друг другу, чтобы свободно раскрывалась индивидуальность и самобытность ребенка, чтобы его непохожесть на других не раздражала, а наоборот, делала его более интересным и привлекательным для общения, давала ему возможность самореализации и социализации. Это особенно важно для детей, не вписывающихся в стандарты и общепринятые рамки, что чаще всего приводит к их отторжению сверстниками и направляет их самореализацию в негативное русло - агрессивное самоутверждение с помощью насилия, девиантное, асоциальное поведение. Вместе с тем, роль взрослых в работе "групп равных" является координирующей, поддерживающей, особенно когда конфликт сложен, или когда имело место насилие. Именно взрослый должен тонко и ненавязчиво, квалифицированно и компетентно применяя медиативный подход, оценить конфликт, дать детям четкие нравственные ориентиры, помочь им не проецировать негативные моменты конфликта на личность ребенка, помочь найти пути восстановления отношений и заглаживания вины.

Таким образом, Метод ШМ эффективно формирует навыки позитивного общения, конструктивного поведения в ситуациях конфликта, содействует позитивной социализации и самореализации детей, препятствует закреплению негативных паттернов поведения, осуществляет реальную профилактику правонарушений, создает условия для реализации восстановительного подхода в образовательно-воспитательной среде.

ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ И СЕМЬЯ

Метод ШМ не ограничивается территорией школы (образовательного учреждения). Важную роль в успехе ее интеграции играет семья, желательно, чтобы родители были обучены основам метода или хотя бы ознакомлены с ним. Владение базовыми знаниями о методе позволит родителям не только хотеть, но и уметь правильно, без грубого вмешательства помочь детям в конфликтных ситуациях, особенно в трудные, критические периоды их жизни и становления, одним из которых является подростковый. В свою очередь на "школьной территории" конфликт будет разрешаться успешнее, если и семья, родители будут ориентировать ребенка на медиативный подход. Таким образом, Метод ШМ создает условия для сотрудничества школы и семьи, содействует восприятию ими друг друга как партнеров, стремящихся совместными усилиями достичь одной цели, действующих на благо ребенка.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ

Медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника - медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору. Прошедший специальное обучение медиатор лишь содействует сторонам спора в совместной выработке решения, основанного на осознании и реализации их собственных потребностей и интересов. При этом стороны, оставаясь "собственниками" конфликта, являются активными участниками и сохраняют контроль над процессом разрешения спора и содержательной стороной решения. Школьная медиация - метод, разработанный АНО "Научно-методический центр медиации и права" (далее - Центр) для интеграции медиативных технологий в образовательное пространство. В основе метода лежит авторский подход, разработанный Центром - "медиативный подход", а также, в более широком смысле, так называемый "понимающий подход" в медиации. Медиативный подход - подход, разработанный Центром, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры; Координатор службы школьной медиации - сотрудник (как правило, им может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, школьный психолог или один из учителей), осуществляющий координацию действий по созданию и организации работы Службы ШМ. Школьный медиатор - медиатор, прошедший обучение по программе "Метод школьная медиация. Школьный медиатор", работающий в образовательном учреждении и помогающий в разрешении возникающих споров, разногласий, конфликтов при помощи Метода ШМ. Одновременно школьный медиатор обучает учащихся в "группах равных" и занимается информационно-просветительской деятельностью среди коллег и родителей. Школьными медиаторами становятся администраторы образовательного учреждения, учителя, школьные психологи, социальные педагоги и др. "Группы равных" - формируются из учащихся, относящихся к одной возрастной категории, с целью обучения основам школьной медиации и овладения навыками медиативного подхода. Участники "групп равных" выступают в роли медиаторов и ко-медиаторов при разрешении споров между другими учениками - как правило, своими сверстниками, а также между учениками и взрослыми. Кроме того, участники "групп равных" занимаются информационно-просветительской деятельностью, обучая основам медиативного подхода своих сверстников и младших ребят. "Группы равных" считаются одним из наиболее эффективных способов обучения школьников культуре цивилизованного поведения в конфликтных ситуациях, так как учащиеся получают возможность обучаться на примере собственных межличностных конфликтов. Восстановительное правосудие - способ реагирования на противоправные действия и подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя. Одним из инструментов восстановительного правосудия является особая форма медиации - между потерпевшим и обидчиком (оступившимся). Восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др/

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ С ОРГАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Забота государства о детях является безусловным приоритетом социальной политики Российской Федерации. Достигнутые в этом направлении результаты, особенно в последние годы, очевидны. Для защиты прав и интересов детей, помощи им в трудных ситуациях, лучшей социализации государство создало большое количество разнообразных органов и организаций. К их числу относятся:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; центры социальной помощи семье и детям; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; центры социального обслуживания населения; комплексные центры социального обслуживания населения; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием; другие организации (учреждения) социального обслуживания семьи и детей.

Однако стандарты и эффективность работы вышеперечисленных организаций не отвечают потребностям современного общества, новым проблемам и вызовам. Очевидна и проблема "лоскутного одеяла" - рассогласованности действий и многочисленности структур, отвечающих за работу с детьми.

Создание на различных уровнях разнообразных межведомственных комиссий для координации их деятельности принципиально не меняет ситуацию. Пунктом 64 Плана, а также положениями Межведомственного плана предусмотрено создание и развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия.

Согласно Концепции структура сети служб медиации представляет собой двухуровневую систему: на первом уровне находится головная организация системы - Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия, который является структурным подразделением ФГБУ "Федеральный институт медиации", находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации; на втором уровне находятся службы медиации на региональном и местном уровнях. ФГБУ "Федеральный институт медиации" призван выступить координатором всей работы вышеназванных структур в части внедрения медиации и медиативного подхода в работу с детьми.

Службы ШМ, работая в тесном контакте со всеми органами и организациями, должны в первую очередь опираться именно на сеть служб медиации. На нее возлагается осуществление информационно-просветительской, научной и методической работы, аттестация и сертификация, организация обучения, поддержание и повышение квалификации в том числе руководителей и специалистов Служб ШМ. Региональные службы медиации (таким статусом могут наделяться не только вновь создаваемые, но и уже действующие организации, занимающиеся развитием медиации, как государственные, так и негосударственные, после их включения в сеть через процедуру сертификации) должны оказывать также практическую помощь в становлении Служб ШМ, в проведении занятий в "группах равных", в разрешении конкретных споров. По мере становления Служб ШМ всю основную практическую работу по разрешению конфликтов на "школьной территории", обучению детей медиативному подходу они должны вести самостоятельно.

СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Служба ШМ не имеет строго регламентированной структуры и может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной организации. Служба ШМ не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением образовательной организации (если не созреют предпосылки для иного).

В Службу ШМ могут входить сотрудники образовательной организации, дети, а также их родители. В работе Служб ШМ участвуют как взрослые, так и дети. Взрослые участники выполняют, в том числе роль координаторов Службы ШМ. Служба ШМ не является закрытой системой, при желании родители, при соответствующем обучении, также могут войти в основной состав Службы ШМ. Необходимым условием участия в работе Службы ШМ - является прохождение специального обучения.

Служба ШМ действует на основании российского законодательства, устава образовательной организации, иных региональных и локальных нормативных актов, в том числе и на основании положения о Службе ШМ, которое может утверждаться советом образовательной организации, либо нормативно-правовыми актами, соответствующими тем реалиям, в которых находится то или иное учреждение или организация (если не предусмотрено иное).

Для эффективного функционирования Службы ШМ необходимо осознанное понимание администрацией образовательной организации, контролирующих организаций, органов исполнительной власти, важности независимой позиции Службы ШМ.

Организация Службы ШМ должна проходить поэтапно, с целью планомерной интеграции медиативного подхода в образовательно-воспитательный процесс, с учетом принципа добровольности и осмысленного подхода к созданию жизнеспособной Службы ШМ.

ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Согласно Концепции достижение поставленных перед Службами ШМ целей и задач невозможно без профессионально подготовленного кадрового состава и основная идея по обучению заключается в том, что развитие школьной медиации в силу инновационности этого метода никак нельзя отнести к задачам, которые могут решать просто опытные и хорошие работники образовательной организации, имеющие обычное и достаточное для их привычных трудовых функций педагогическое, психологическое или юридическое образование и квалификацию.

Данный метод представляет собой уникальный подход к решению тех или иных трудных, спорных и конфликтных ситуаций, а также к их предотвращению, что потребует от работников Служб ШМ специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а значит и специального обучения.

При выборе программы обучения специалистов, входящих в состав Службы ШМ, нужно понимать, что такое обучение должно быть достаточно объемным, хотя и укладываться в рамки повышения квалификации (72 - 200 часов), и в то же время быть массовым. Под массовостью подразумевается широкомасштабная интеграция школьной медиации, создание Служб ШМ во всех образовательных организациях страны с целью обеспечения доступа к возможностям, предоставляемым Методом ШМ всем заинтересованным участникам образовательно-воспитательной системы.

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДУ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Внедрение Метода ШМ предполагает массовое обучение его основам как взрослых, участвующих в образовательно-воспитательном процессе, включая насколько это возможно родителей, так и детей. Основной задачей интеграции метода является формирование безопасного пространства для растущей личности. При этом безопасным пространство должно быть в равной степени, как для детей, так и для взрослых.

Обучение взрослых должно строиться, исходя из того, что они, применяя метод ШМ и медиативный подход, должны решать следующие группы задач:

1 группа задач относится ко всем участникам образовательно-воспитательной системы:

предотвращать возникновение конфликтов и их эскалацию; содействовать вовлечению детей в работу службы медиации, в том числе путем формирования и обучения "групп равных"; использовать медиативный подход в работе с детьми из неблагополучных семей, в рамках программ работы с безнадзорными и беспризорными детьми, в качестве профилактической работы, работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликте, созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса; обеспечивать применение медиативного подхода, технологий позитивного общения в рамках коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе работниками правоохранительных органов, представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других органов и организаций; использовать медиативный подход, позитивное общение как основу для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

2 группа задач, в дополнение к уже имеющимся, относится к ядру Службы ШМ (сотрудники, изъявившие готовность оказывать содействие в создании Службы ШМ, последующей ее деятельности и развитии):

разрешать разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной организации, вести просветительскую работу среди коллег и родителей обучающихся; координировать действия участников "групп равных" в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди школьников; обеспечивать супервизию и помощь при разрешении участниками "групп равных" конфликтов между сверстниками, а также принимать участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми.

Обучение детей в рамках Метода ШМ должно способствовать решению следующих задач:

учить детей самоуважению, формированию у них чувства собственного достоинства; формировать и развивать у детей активную жизненную позицию, умение принимать на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, сознавая силу своего влияния на окружающий мир; уметь находить в себе позитивные качества и способности, развивать и реализовывать их; учить сопереживанию, умению понять, принять и ценить другого, поставить себя на место другого, быть чутким и отзывчивым.

Обучение методу ШМ, одним из основных элементов которого является медиативный подход, позволяет использовать полученные знания и умения для работы не только в конфликтном поле, но и в обычном взаимодействии. Это крайне важно, поскольку в любом взаимодействии, а тем более в образовательной организации, существует риск возникновения, разногласий, противоречий, которые могут стать источником возникновения конфликта. Метод ШМ позволяет выработать навык конструктивного взаимодействия и способность сохранения его в сложных, стрессовых ситуациях.

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В МЕДИАЦИИ

Наряду с общими положениями организации работы самой Службы ШМ, важно учитывать следующие особенности участия детей в процедуре медиации, а также при организации Службы ШМ в целом:

необходимо информированное согласие от родителей (законного представителя) ребенка на работу и участие в "группах равных". Таким образом, школьник участвует в "группах равных" на основе информированного согласия родителей (законного представителя); участие детей в "группах равных" относится к воспитательной работе, направленной на позитивную социализацию, ресоциализацию, к восстановительным практикам; при конфликте между взрослым и ребенком (несовершеннолетним), а это изначально подразумевает некий дисбаланс, необходимо обратить внимание как на намерение согласия со стороны родителей (законного представителя) на участие ребенка в процедуре, так и на присутствие в процедуре взрослого (родителей, законного представителя); нужно учитывать тот факт, что в повседневных школьных конфликтах, появляется как необходимость, так и предрасположенность самой ситуации к оперативному урегулированию конфликта; также необходимо помнить, что сам ребенок может испытывать некоторое затруднение в проявлении открытости в своих высказываниях в присутствии взрослых (родителей, законного представителя и др.), как по объективным, так и по субъективным причинам, что будет влиять на результативность самой процедуры как для самого ребенка, так и в целом на разрешение ситуации; с согласия всех участников процедуры медиатор может провести раздельную встречу с ребенком (без его представителя); при разрешении конфликтов "ребенок - взрослый" в процедуре медиации может участвовать в качестве ко-медиатора учащийся из "группы равных" наравне с медиатором-взрослым. Выбор медиатора из "группы равных" может происходить как по согласованию со сторонами, так и опираясь только на выбор учащегося, являющегося стороной конфликта (таким образом можно компенсировать изначальный дисбаланс в позиции "ребенок - взрослый"); проведение процедуры медиации предпочтительно в формате совместных встреч, но при необходимости в разумных пределах можно использовать раздельные встречи; учащийся может так же, как и другая сторона пригласить в процедуру кого-то еще, если он считает, что это целесообразно; в спорах между детьми в роли медиатора может выступать медиатор-взрослый, медиатор-учащийся, ко-медиаторы в связке "взрослый - учащийся" или "медиатор - учащийся из "группы равных", в зависимости от выбора сторон и от сложности ситуации; сложные конфликты между детьми, в которые также могут быть уже вовлечены и взрослые (например, родители), чаще разрешаются взрослыми, но при желании стороны, а также когда это целесообразно и не вызывают возражений у сторон, возможно и привлечение ребенка в ко-медиацию.

Таким образом, медиатор должен проявлять чуткость к потребностям ребенка, его отношению к участию родителей, законного представителя в процедуре медиации и быть готовым к различным реакциям ребенка на их участие в разрешении той или иной конфликтной ситуации. Родители (законные представители) детей должны быть информированы о том, что процедура медиации - это процедура сторон спора и именно они являются активными участниками процесса.

Ко-медиатор взрослый должен помнить о всех особенностях работы в формате ко-медиации, но еще принимать во внимание, что в ко-медиации медиаторы являются равными партнерами и ко-медиатор взрослый является примером для подражания для юного медиатора.

Категория: Музыка
22.05.2018 22:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!