СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная медиация

Нажмите, чтобы узнать подробности

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин. В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, "обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта", не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 - 3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек)-, а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения.

Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80 - 90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран - членов европейского сообщества и за его пределами.

Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия "ребенок-семья-школа (образовательная организация)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Служба школьной медиации - это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью Метода ШМ и медиативного подхода, и использование восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

Основными целями Службы ШМ являются:

создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим; улучшение качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, каковыми являются дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и др.

Достижение названных целей обеспечивается путем решения следующих задач:

формирование группы, участвующей в образовательно-воспитательном процессе, мотивированной на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно-воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированной на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством Метода ШМ; адресная информационно-просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями с учетом региональной и территориальной специфики; подготовка работников различных организаций по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации; снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в воспитательно-образовательной сфере за счет обучения взрослых основам медиации, обучения детей медиативному подходу и позитивному общению в "группах равных" <3>, что позволит эффективно предупреждать развитие и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, детей, педагогов, администрации, позволит детям оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях; профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних; координация усилий семьи и школы, а также других институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критические периоды; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса.

"Группа равных" - это группа детей, которая объединена для обучения медиации и медиативному подходу с целью приобретения навыков конструктивного поведения в ситуациях стресса и конфликта, а также последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Участие в "группе равных" - это способ позитивной социализации, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих.

До настоящего времени наблюдалась тенденция не разграничения понятий Службы ШМ и Школьной службы примирения, что в некоторых случаях приводит к пониманию деятельности Службы ШМ как структуры образовательной организации, которая осуществляет некий акт примирения между конфликтующими сторонами в образовательной среде (как правило, между детьми), что не соответствует тем задачам и целям, которые реализует Служба ШМ в тех рамках, которые обозначены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия), Концепции и Межведомственном плане.

В рамках структурирования реализации тех целей и задач, которые указаны в Национальной стратегии, Концепции и Межведомственном плане, под деятельностью Службы ШМ подразумевается определенная методологическая база, связанная с развитием института медиации, которая включает в себя в качестве инструментов реализации этих целей медиацию, медиативный подход, восстановительный подход, объединенные в комплексном Методе ШМ.

Школьная медиация позволяет интегрировать медиативные принципы в систему взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса в целом, что создает основу для полномасштабной профилактической работы.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Медиация - это способ разрешения споров путем нахождения его сторонами взаимоприемлемого решения с привлечением независимого и беспристрастного лица - медиатора, который не наделен правом принятия решения по спору, а содействует сторонам спора в поиске и выработке взаимоудовлетворяющего решения, отражающего их собственные интересы и потребности. Медиация альтернативна судебному разрешению споров, в которых спорящие стороны лишены права принятия решения по спору, это право принадлежит третьему лицу - судье.

Основными преимуществами медиации являются:

Взаимность выигрыша. В процедуре медиации решение по спору вырабатывается сторонами совместно на условиях равноправия и принимается на основе их взаимного согласия и доброй воли; Нацеленность на будущее. При разрешении спора с помощью медиации не происходит установление правой и виновной сторон, спор разрешается не принудительно, а по существу с учетом интересов и потребностей вовлеченных сторон. В медиации стороны получают возможность высказать свою точку зрения, видение ситуации, возможность быть услышанным, создаются условия для понимания самих себя и друг друга; Конфиденциальность. Медиация защищает стороны от огласки всего, что происходит или выясняется в ходе процедуры медиации; Право и реальная возможность самостоятельно определять судьбу своего спора. Задача медиатора - содействовать возможности коммуникации между сторонами, помочь им найти путь к эффективному решению. Стороны сохраняют не только полный контроль над содержательной стороной спора - выработкой решения по нему, но и контролируют процесс поиска возможных вариантов. Это позволяет им прийти к такому решению, в котором найдут максимально возможное отражение их потребности и интересы; Исполняемость. Договоренности, достигнутые в ходе медиации, почти в 90% случаев исполняются самими сторонами, в полном объеме и без внешнего принуждения - ведь это их собственное решение; Быстрота. Как правило, нескольких встреч, а иногда и одной встречи с участием профессионального медиатора бывает достаточно, чтобы стороны спора пришли к взаимоприемлемому решению; Дружественный, не травмирующий характер процедуры. В отличие от любых административных разбирательств, а также судебных, медиация по своей сути обладает восстановительным эффектом, способствует пониманию подлинных интересов самих себя и другой стороны, осмыслению, осознанию и заглаживанию вины и вреда, коррекции нарушенной коммуникации и поведения.

В силу вышеназванных характеристик медиация является эффективным инструментом не только разрешения, но и предупреждения споров и конфликтов.

Медиация - это междисциплинарный метод, объединивший множество отраслей знаний, таких как право, психология, социология, конфликтология, лингвистика, антропология, семиотика и ряд других.

Медиация - это способ разрешения споров, принимающий во внимание не только содержание спора, но и активно работающий со всеми его гранями, в том числе с эмоциональной составляющей, чаще всего игнорируемой в иных способах разрешения споров.

Медиация может применяться не только как целостная самостоятельная процедура, но и как медиативный подход, применяя который человек осознанно использует отдельные инструменты медиации, знания и умения в этой области с целью предотвращения или разрешения конфликта, в том числе со своим участием.

Большое внимание уделяется также раскрытию потенциала медиации в уголовном и административном праве, развитию медиативной практики и восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей и в системе реагирования на уголовные правонарушения в целом.

Медиация является ключевым способом в числе иных подходов и технологий, применяемых для реализации восстановительной практики. Восстановительное правосудие как институт и отличный от карательного способ реагирования на правонарушение опирается на различные методы и технологии, которые постоянно развиваются, усовершенствуются, адаптируются к национальным социокультурным особенностям.

Восстановительное правосудие и восстановительная практика создают условия для повышения эффективности усилий, предпринимаемых для предотвращения правонарушений, в том числе повторных, позитивной социализации и ресоциализации оступившихся.

Медиация в контексте восстановительного правосудия, являясь благодаря основополагающим принципам стержнем восстановительной практики, имеет свои особенности и может применяться в различных модификациях (медиация между жертвой и правонарушителем, медиация в виде беседы с правонарушителем без участия жертвы (медиативный подход), медиация с привлечением окружения правонарушителя и жертвы и т.д.), при всем многообразии подходов основным в реализации восстановительной практики и восстановительного правосудия является содействие пониманию правонарушителем причины отнесения совершенного им поступка к порицаемым и требующим наказания, разделение личности правонарушителя и проступка (неотождествление правонарушителя с правонарушением), принятие во внимание потребностей жертвы и ее окружения, а также окружения правонарушителя, когда это уместно и возможно, привлечение их к процессу восстановления, а также ресоциализации правонарушителя, создание условий для сохранения им возможности оставаться общественно полезной личностью.

ЗНАЧЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Метод ШМ позволяет интегрировать восстановительную практику в систему воспитания, образовательное пространство.

Особенно важное значение имеет реализация гуманистического потенциала медиации в самой тонкой, деликатной и социально ответственной сфере - в сфере жизни, образования и воспитания детей, подростков, молодежи.

Метод ШМ позволяет раскрыть социальный потенциал медиации на макро- и микроуровне, вовлекая, охватывая все институты, участвующие в воспитании и становлении личности, и прежде всего семью и образовательные учреждения.

Актуальность задачи развития школьной медиации, организации Служб ШМ в образовательных организациях обусловлена общим нарастанием напряженности и конфликтности в образовательно-воспитательной среде, что в свою очередь вызвано целым рядом причин.

Усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают социальные лифты, размывается система нравственных ценностей и ориентиров, рынок заменяет ее потребительскими ценностями, деградирует культура, нарастают разобщенность и отчужденность людей. Семья как важнейший общественный институт, участвующий в образовании системы отношений, влияющих на формирование личности и благополучие детей, претерпевает колоссальные изменения. "Процветает" культ насилия; агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения (например, социальные сети) и многое другое оказывают крайне негативное влияние, прежде всего на детей. И как результат - ассертивность замещается агрессивностью.

Педагоги, воспитатели, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями - все, кто работает в образовательно-воспитательной сфере, в силу своей профессиональной деятельности каждый день сталкиваются с результатами данных общественных деформаций. Именно этим людям приходится искать пути разрешения конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить. Подобная задача оказывается для них порой непосильной. Во-первых, чаще всего это и не является их обязанностью, во-вторых, они этому специально не обучены, а в-третьих, такая работа требует дополнительных временных и эмоциональных затрат, зачастую не давая стабильного, исчерпывающего конфликт результата, ускоряя профессиональное "выгорание" работников. В то же время в последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков.

Кроме того, идет активная интеграция Российской Федерации в стремительно глобализирующееся мировое образовательное сообщество с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Значение задачи внедрения Метода ШМ выходит далеко за рамки первичного контура "ребенок - семья - школа (образовательная организация)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в образовательно-воспитательной среде, он будет быстрее распространен и на другие смежные социальные сферы, и на все общество. Общество остро нуждается сегодня в способности своих граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социальное партнерство. Метод ШМ способствует решению этих задач в работе с детьми и подростками, закладывая основу будущих поколений, воспитанных на гуманистических ценностях, ставящих человеческую жизнь, позитивную реализацию, благополучие личности на первое место. Позволяет найти баланс между потребностями общественными и индивидуальными, что способствует сохранению индивидуальности в многоликом социуме.

Развитие школьной медиации вписывается также в Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 996-р от 29 мая 2015 г., ориентированной на формирование условий воспитания физически, психологически и нравственно здоровых детей.

Категория: Музыка
22.05.2018 22:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!