СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.

Вместе с тем, и практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.

Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному и профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.

Цель программы: создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения.

Задачи организации безопасной образовательной среды в профессиональном училище № 68:

1. выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса в профессиональном училище №68;

2. отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей и обучающихся на образовательную среду училища с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;

3. подготовка научного и практического обоснования условий организации психологической безопасности в образовательной среде и требований к ее эффективности

4. разработка рекомендации, направленных на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Теоретическая основа

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.

Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., однако проблемы психологической безопасности образовательной среды на сегодняшний день являются относительно новыми. Для разработки программы были использованы труды Е.В. Величко,В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай.

Условия организации безопасной образовательной среды в профессиональном училище № 68 следующие:

-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в училище;

-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей;

-формирование у обучающихся навыки овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации

Направления работы педагога-психолога в условиях программы по обеспечению психологической безопасности профессионального училища №68:

Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.

Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и родителей совместно с обучающимися:

  • по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
  • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
  • по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).

Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:

• выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;

  • определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;

Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с участниками образовательного процесса, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом.

Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Принципы работы:

1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;

2. Принцип психологической защиты личности;

3. Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;

4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи

Прогнозируемый результат:

Создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.

Практический комплекс работы педагога-психолога, направленный на создание психологической безопасности в учебном заведении

Целью создания и реализации практического комплекса, является изучение и коррекция факторов негативно влияющих на формирование психологической безопасности учебного заведения.

Для достижения поставленной цели перед педагогом-психологом определены следующие задачи:

1. Выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях профессионального училища № 68 (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – педагогом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательному учреждению);

2. Отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду училища как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития обучающегося;

3. Составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;

4. Сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Основные проблемы, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:

  • Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.
  • Профилактика правонарушений.
  • Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса

Работа с обучающимися:

  1. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера), с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды профессионального училища № 68.
  2. Социально-психологическое сопровождение первокурсников в адаптационный период (в форме психологических бесед и консультаций, тренинговых занятий);
  3. Определение психологического климата в группах и эмоционального фона на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия, метод включенного наблюдения)

4.Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыков работы в команде («Рыцари Камелота», «Быть самостоятельным, значит быть взрослым», «Искусство жить с собой и с миром»)

5.проведение занятий на темы: «Познай себя», «Толерантность в современном мире», «Я взрослый?» с элементами ролевых игр.

Работа с педагогическим коллективом включает в себя:

1. Диагностику индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест М. Люшера, Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод. вариант анкеты А.А.Леонтьева);

В ситуации оказания помощи педагогическому составу училища предлагается:

1. Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», «Уровень психологической безопасности ГБОУ НПО ПУ №68», «Возрастные особенности обучающихся», «Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)», «Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».

2. Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех – общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние – залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);

Работа с родителями:

1. Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ), с целью определения социально-психологического климата в семье;

  1. Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
  2. Проведение лекторий на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».

1. Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков («Дипломатическое общение с ребенком»);

Категория: Психологу
18.01.2016 06:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!