СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся на «уроках развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей учащихся на «уроках развития»

Ученые отмечают, что в наше время высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников остается позади их потенциальных возможностей.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Характер учебного процесса (подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий) влияет на конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей учащихся зависит от содержания и методов обучения в школе. Таким средством может стать постановка и решение самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Часто вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, ставят детей в тупик. «Мы этого не учили», - можно услышать в ответ. Между тем еще А. Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны. Поэтому необходима специальная система познавательных задач, при решении которых у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Учащиеся при этом соприкасаются и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся сравнивать несколько способов решения одной задачи как по правильности, рациональности, так и по «красоте» - простоте, изяществу, лаконизму.

Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении следует оценивать только успех. Необходимо внимательно выслушивать каждого ученика, видеть в каждом индивида с особыми возможностями и дарованиями. Так, известный американский психолог Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными.

У КАЖДОГО ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задача педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, ощутить удовольствие от обучения.

Известный американский психолог Д. Морисс писал: «Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы процессы, с которыми они связаны, - удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда бы мы победили в важной битве – битве за творчество».

Для развития творческих способностей огромное значение имеет уровень развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. Принципиальное значение имеет и отработка приемов умственной деятельности.

Репродуктивные задания используются с целью быстрого включения учащихся в работу (разминки) и развития психических механизмов, которые лежат в основе их творческих способностей. Можно различными способами увеличить их КПД: ограничивая время на выполнение задания с целью развития быстроты реакции и мышления; интегрируя в одном вопросе различные уровни знаний и т.д.

Примеры таких заданий:

Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка)

Задания в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2 – 3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний. Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти навыки в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера.

• Какой сегодня день недели? А что было вчера? Какое число будет через три дня?

• Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»? А в английском языке – перед «N»? Сколько будет 7×8? А 9×9? Какая предпоследняя буква алфавита?

• Название этого месяца заканчивается на «Т». Какой он по счету в году?

• Назовите на слух общий звук в словах: блок, стол, крыло, мост; дар, мера, аист, жар.

• По названию страны определите столицу и наоборот: Париж, Япония, Москва, Вашингтон, Италия.

Выполнение заданий такого типа подготавливает детей к решению оригинальных творческих задач, например такой:

• Разделите двенадцать пополам, чтобы получилось семь.

  1. Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов, являющихся основой развития творческих способностей

• В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны вразнобой числа от 1 до 20.

Это означает, что какие-то четыре числа в каждой таблице пропущены. Без помощи ручки или карандаша, только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.

Таблица 1

1

16

8

13

12

9

19

2

20

4

14

18

7

15

10

5

Таблица 2

2

11

3

8

20

6

14

16

18

17

7

5

10

4

15

13

Опыт показал, что такой психологический тест, направленный на выявление, а при систематическом использовании и на развитие внимания, быстроты реакции, умения соотносить пространственные величины, может быть применен и как тренировочное упражнение с определенными дидактическими нагрузками:

1) для проверки и закрепления счета от 1 до 20;

2) написание числительных;

3) для проверки определения простого числа;

4) умения определять числа, кратные какому-либо и т.п.

Такие задания дают возможность не только быстро и качественно проверить уровень знаний учащихся, но и стимулируют их познавательную активность.

Повышению эффективности обучения способствует и тренировка памяти.

  1. Репродуктивные задания с отсроченным вопросом

Их сущность заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Подобная ситуация создается в том случае, когда вопрос, на который должен ответить ученик, оказывается для него неожиданным. Пример.

Учитель обращается к ученикам:

- Ребята, сейчас мы проверим вашу слуховую память и узнаем, какой у вас характер. Я громко и медленно назову шесть чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке. Начали: 5, 12, 10, 3, 8, 2.

Теперь послушайте следующий ряд: 3, 21, 15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9. После паузы:

- Назовите лишь два числа данного ряда – самое большое и самое маленькое.

Бывает так, что после увеличения ряда чисел в классе начинается замешательство, а подчас и паника: одни теряют терпение, другие – присутствие духа, третьи вовсе перестают слушать.

Учитель:

- Почему некоторые из вас оказались в замешательстве и перестали слушать? Кто из вас растерялся, недооценив свои силы? Понимаю, что некоторым стало не по себе, так как в самом начале не заметили подвоха.

На первом уроке многие ученики в подобной ситуации испытывают психологический дискомфорт и просят повторить задание еще раз. Только позже привыкают к заданиям подобного типа, приучаются всегда быть начеку, концентрируя внимание и память в нужном направлении. При этом заметно повышается их устойчивость к разного рода помехам, затрудняющим выполнение заданий.

  1. Интегративные репродуктивные задания

Они рассчитаны на интеграцию различных репродуктивных уровней знаний и ценны тем, что позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся. Интегрируя, мы работаем над сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания об их признаках, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.

Пример.

Учитель:

- Ребята, запишите цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1, 2, 3…4? 5! 6?! 7, 8, 9. А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и рационально? Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? Сто. Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам. А как это слово звучит по-английски? С какими постоянными величинами в математике и физике оно у вас ассоциируется? В названия каких литературных произведений оно входит?

В целях развития логического мышления учащихся нужно предлагать им самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Такая возможность предоставляется в условиях выполнения логически-поисковых заданий, которые обеспечат преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание – к истинно творческим. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

К частично-поисковым задачам можно отнести, например, такие задания: на нахождение закономерности; на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению; на нахождение нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос; на нахождение наиболее рационального способа решения; на усовершенствование какого-либо задания и т.д.

Примеры:

  • В какие группы можно объединить следующие слова: шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье?
  • Проанализируйте следующие ряды чисел, выявите закономерность и продолжите их запись:

1,3,4,7,11,18… 2, 8, 3, 7, 4, 6…

  • Найдите способ, которым можно нарисовать данную фигуру, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды линии:
  • Сколько треугольников и четырехугольников можно найти на этом рисунке? Как получили ответ?

Помимо ответа на вопрос поисковой задачи, рекомендуется давать задания на выяснение способа ее решения, то есть системы логических операций, применяемых при решении. Например, в задании, предлагающем назвать все возможные варианты имен по модели ВА – Я, дети должны объяснить, что наиболее рациональный путь решения – это последовательный подбор букв по алфавиту, но не любых, а лишь согласных, так как стечение трех гласных букв в русском языке – чрезвычайно редкое явление.

Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при разных содержании и способах решения.

Например:

  • Разгадайте внешне похожие ребусы:

1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал).

Для развития творческих способностей огромное значение имеют частично-поисковые задания, которые предусматривают несколько вариантов ответов. Выполняя их, учащиеся должны самостоятельно выявлять эти варианты и по возможности определять наиболее рациональные из них.

Например:

  • Сколькими способами можно разделить квадрат на четыре равные части? Покажите все варианты. Варианты:

Частично-поисковые задачи носят отчасти и исследовательский характер. Тем самым они приближаются к заданиям творческого характера. Один из видов таких заданий – развивающий канон (РК). «РК – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями» (А.В.Попов).

Пример:

Утро З (завтрак)
День О (обед)
Вечер ? (ужин)

РК можно строить и на интегративном материале.

Из геометрии:

80 О (острый)
90 П (прямой)
100 ? (тупой)

Особый интерес представляют РК в связи с тем, что их решение осложняется трудностью понимания, в какой области знания следует искать ответ. Вот два очень похожих задания:

Ответ: 3 (кол-во сторон) Ответ: 2 (порядковый номер буквы «Р»)

Неоценимая польза бывает от самостоятельного конструирования творческих заданий учащимися.

Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. «Изящный результат», «красиво решение» - эстетические категории, к которым нередко прибегают дети в своих поисках. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию ученого. И ребенок, и ученый испытывают огромное удовлетворение, радость познания доселе неизвестного.

В заключение приведу пример базовой модели урока.

I этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения обманных заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона и т. д.

Э. Кант в свое время писал, что в памяти важны три качества: быстрота запоминания, его прочность и проворство воспоминания. Именно это «проворство воспоминания», или, выражаясь современным языком, готовность памяти, является одним из важнейших условий развития творческих способностей. Ученые доказали, что возникновение «озарения» (инсайта) очень важно в нужный момент вспомнить то, что является базой для творческого решения проблемы и входит в фонд необходимых знаний. Плохая память, как известно, - это зачастую и плохое внимание, которое, однако, имеет способность к развитию при помощи системы задач.

II этап. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Развитое мышление, по выражению П. П. Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. На этом этапе следует заниматься работой по формированию и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов), ориентированных н организацию управляемой деятельности учащихся.

III этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются довольно редко. Но я говорю не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей нестандартно мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: «Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!» По мнению П. Я. Гальперина, инсайт (озарение), присущий открытиям, - это свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

IV этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это собственно творческие задания, которые связаны с учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй – это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

Категория: Математика
09.05.2020 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!