1. ОРГМОМЕНТ | Приветствие. Вступительное слово. - Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… (г, р) - Сегодня у нас необычное занятие- урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. |
3. Выявление места и причины затруднения | - Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика ) - Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) - Графика?( Обозначение звуков буквами.) - Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.) - А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать) Ответ-стихотворение ( слайд) Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок, Сколько струек у речки. Сколько в дождике – дождинок. Сколько в песке – песчинок. |
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с алфавитом). Упражнение 262. На магнитной доске схема: Звуки речи ∕ \ Гласные Согласные / \ / \ ударные безударные твердые мягкие / \ глухие звонкие - Послушайте стихотворение Б. Заходера( слайд). Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы. Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, - Очень просим всех ребят С ними подружиться! А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, - Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они - стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком! |
5. Закрепление ФИЗ.МИНУТКА 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | - Наша работа будет продолжена в группах. 1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123. 2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова. 3. Заполните таблицы: № 1 . Раздел науки о языке | Что изучает | Фонетика | Звуки речи | Орфоэпия | Правила произношения | Графика | Обозначение звуков буквами | № 2. | Звуки речи | Буквы | Гласные | [а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6 | а, о,у,и, ы,э, е, ё, ю,я-10 | № 3. | Глухие -10 | Звонкие -11 | Согласные | [к,п,с, т,ш,ф,х,ц,щ,ч] | [б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й] | №4 Всегда мягкие | [ч,ш,й] | Всегда твердые | [ж,ш,ц] | Шипящие | [ж,ш,щ,ч] | Провожу правильность приемов работы с книгой, подвожу к обобщению. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали Практика под руководством учителя: Устное выполнение упр. |