Конфликтология – это ?
Какое из определений Вы предпочтёте и ПОЧЕМУ:
- Конфликтология – это наука о природе раскрытия конфликтных ситуаций (Персонал. Словарь., М., 2000, с. 148).
2. …это - наука о причинах, формах, динамике социальных конфликтах и путях их разрешения (Ю.Г. Запрудский, Учебник, 2000).
3. – междисциплинарная наука, исследующая закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов различного уровня, а также принципы, способы и приёмы их профилактики и завершения (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, СПб.2006.С.202).
4 . … это отрасль междисциплинарных знаний о структуре и динамике социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречий.
Современная конфликтология разрабатывает 7 основных типов моделей конфликтов:
- Описательные
- Эволюционно-динамические
- Объяснительные
- Прогностические
- Модели целей управления конфликтами
- Модели содержательных решений по управлению конфликтами
- Модели технологических решений по управлению конфликтами
Тема Классификация конфликтов
- Классификация как научный метод, место в ней типологии
2. Базисная классификация конфликтов; проблема системных
признаков.
Литература:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология… Гл 15.
Ворожейкин и др. Конфликтология…Раздел 2.3, стр. 49-54.
Конфликтология/Под ред А.С. Кармина…СПб., 1999. Гл.5, параграф 4.Стр. 135-140. (межличностные)
Гришина Н.В. Психология конфликта. Гл. 3.
Конфликтология. Хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. Раздел III .
Глазл Ф. Конфликтменеджмент, 2002. Ч. I , п.3.Типология К.С. 51-90.
Классификация — метод познания, заключающийся в азъединении всего множества конфликтов и их последующем объединении их в группы на основе какого-либо признака.
Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения конфликта к той или иной группе, называется основанием классификации.
Основные виды классификации: типология,
систематика,
таксономия .
Классификация, в основе которой лежит существенный признак конфликта, называется типологией.
Систематика заключается в приведении в систему представлений о некоторой совокупности конфликтов. Она обычно шире типологии.
Таксономия — классификация «грозди» соподчиненных, взаимосвязанных конфликтов, имеющих определенные пространственно-временные границы.
Тема Причины возникновения конфликтов в социальной сфере
- Объективные и субъективные причины конфликтов
- Конфликт как следствие социальной напряженности
3. Организационно-управленческие причины конфликтов
4. Социально-психологические причины конфликтов
Литература:
1.Анцупов А.Я., Шипилов А-И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ.1999. Гл. 16 с.213-229 .
2.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я.. Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2000.Гл. 3 Источники конфликтов и стрессов. С.55-87.
3.Гришина Н.В. Психология конфликта - - СПб.: Питер, 2000. Гл 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации. С.161-189.
4.Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб.: «Лань», 1999. Причины межличн …Гл 5, п.2, с.129-134; Источники К. в орг-ции. Гл 6, п.2, с.148-155 ; Корни общественных К. Гл 7, п.6, с. 184-186.
Причины конфликта – это совокупность обстоятельств и факторов, действие которых приводит к возникновению конфликтов. Отличать от условий возникновения конфликта, которые способствуют, создают предпосылки развития обычной ситуации взаимодействия в предконфликтную ситуацию и её дальнейшую эскалацию в конфликт.
ПРИЧИН столько, сколько конфликтов!
Одной причины не бывает, их комплекс!
Потребности
Базисным побудителем активности
оппонента в конфликте
являются его потребности . Это состояния субъекта,
создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах,
необходимых для его существования и развития
выступающих источником его активности.
Потребности присущи как отдельному индивиду,
таки социальным группам, обществам и государствам.
Классификация потребностей по А. Маслоу
Виды мотивов
Установки
Влечения
Желания
Мотивы
Интересы
Мечты
Убеждения
Идеалы
Побудительные – установки, влечения, желания
Притягательные – интересы, идеалы, убеждения
Интерес – сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете (С.Л. Рубинштейн).
Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности
Ценности, как мотив в конфликте
Близки к интересам оппонентов и ценности , которые они могут отстаивать в конфликте.
Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения),
ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры,
а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т. п.).
Тема Стили конфликтного поведения
План:
1. Основные модели, принципы и факторы
поведения личности в конфликте.
2. Стратегии, тактики (стили) поведения в конфликте. Сетка Томаса-Килменна.
3. Взаимодействие оппонентов в конфликте.
Литература:
1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Гл. 36. С. 471-482.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.2000. Гл. 7. с. 191-208.
3. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. -2-е изд.-СПб., 2003.Тема 5. С.92-119.
4. Конфликтология /Под ред Кармина. СПб. 1999. Гл. 3. С. 63-90.
Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным (Будда)
2.Стили поведения в конфликте. Сетка Томаса -Килменна
В основе двухмерной модели К. Томаса
И Р. Килменна лежат
1)Ориентация участников на свои интересы
2) И интересы противоположной
Стороны.
1)Свои цели 2)отношение к оппоненту.
3. Взаимодействие оппонентов в конфликте
Тема Предупреждение конфликтов
1.Управление конфликтом
2. Условия предупреждения конфликтов
2.1.Устранение объективных условий
2.2. Устранение организационно-управленческих факторов
3. Технологии предупреждения конфликтов
Литература:
1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999. Гл. 31-32. С. 398-442.
2. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. -2-е изд.- СПб., 2003.Тема 4. С.77-84.
4. Конфликтология /Под ред. Кармина.- СПб. 1999. Гл. 5. п. 5. С. 140-142.
Умный найдет выход
из трудной ситуации,
а мудрый не попадет в неё
У
пра
вле
ние
Феномено-
логия
конфликта
Основы теории
конфликта
У
пра
вле
ние
Феномено-
логия
конфликта
Основы теории
конфликта
1.Управление конфликтом
- Управление конфликтом — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Основные элементы управления конфликтом:
1.Симптоматика (из греч. Symptoma совпадение, признак) - совокупность характерных (часто внешних) признаков проявления к.-л. явлений (болезни); в нашем случае – конфликтов.
2.Диагностика конфликта (из гр. Diagnostikos способный распознавать)– исследование конфликта с целью определения его основных характеристик
Основные элементы управления конфликтом:
3. Прогнозирование (из гр. Prognosis предвидение, предсказание о развитии) – составление прогноза на основе отобранных научных данных.
Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и особенностях развития. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.
Чем значительнее ошибка в прогнозе развития ситуации, тем ниже эффективность разрешения противоречия между оппонентами .
Лучше переоценить возможные негативные тенденции, чем их
недооценить
Основные элементы управления конфликтом:
4. Профилактика (гр. Prophylaktikos предохранительный) –совокупность мероприятий, направленных на предохранение, предупреждение.
Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Основные элементы управления конфликтом:
5. Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта.
Это способ завершения конфликта.
6. Регулирование – (из лат. Regulare упорядочивать, подчинять определенному порядку, правилу). Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление причин и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения
Выводы:
- 1. Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение.
Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.
Вывод 2
- Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и развитии.
- Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и развитии.
Профилактика конфликтов состоит в такой организации жизнедеятельности людей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Предупреждение конфликтов - это создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранению личностных причин конфликтов.
2. Условия предупреждения конфликтов
- Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить.
- Кто может?
1)Сами участники конфликта;
2) Руководители организаций;
3) Специалисты-конфликтологи.
3.Технологии предупреждения конфликтов
- 1) Соблюдение основных балансов в социальном взаимодействии.
- 2) Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней.
- 3) Умелое использование способов и приемов воздействия на поведение оппонента
- 4) Компетентная оценка результатов деятельности
Тема Переговоры как способ завершения конфликтов
План:
- Сущность, виды функции переговоров
- Динамика переговоров
- Психология переговоров
Литература:
1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999. Гл. 38. С. 499-515.
2. Конфликтология /Под ред. Кармина.- СПб. 1999. Гл. 13-14. с.300-400.
3.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990.
4. Торопов Б. Как ладить с трудными людьми/Пер. с англ. М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во «Астрель»: 2003. Ч.3 Гл. 15 Как получить прибавку к зарплате. Ч.4. Ведение переговоров с трудными людьми.
Мудрецы всегда могут договориться, хотя думают все по-разному, а дураки никогда не могут договориться, хотя думают все одинаково
К. Мелихан
- Три типа совместных решений:
1)компромиссное, «серединное»
2) Ассиметричное, относительный компромисс (Вильфредо Парето, 1904 г.)
3) Принципиально новое путем сотрудничества (Фишер Р., Юри У. 80-е гг XX века)
Принципиально новое решение возможно только через изменение системы ценностей (включение данной проблемы в более широкий контекст), через выход за пределы, поставленные участниками, рассмотреть проблему шире. Тогда могут вообще не потребоваться уступки! Открываются новые перспективы!
Если компромисс и ассиметричное решение – это арифметика переговоров, то принципиальный подход - это уже алгебра переговорного процесса.
- Технология ведения переговоров
3. Психология переговоров
- Консенсус
- Вербалика и невербалика
- Контрмеры против нечестных приемов
- Завершение, постпереговорный этап.