Тестовые задания по русскому языку
Вариант 3
1. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) свеклА 2) премировАть 3) прИбыть 4) Экспертный
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
давайте попробоваем
около пятисот человек
менее быстрый
много яблок
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Потеряв к концу XVII века значение оборонительного сооружения,
Земляной вал стал таможенной границей Москвы.
на Земляном валу возникли таможенные заставы.
Земляной вал сделали таможенной границей Москвы.
в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.
Пользователи компьютеров должны периодически проводить профилактику заражения системы различными вирусами.
В картине Ф.Васильева «Оттепель» есть движение, неуловимое ощущение напряженности мгновения.
Кто бы ни читал о жизни Якова Брюса, все поражались глубине и широте его познаний в самых различных областях.
Прочитайте предложения и выполните задания 5-6:
(1) … (2)При этом в качестве главного фактора они приняли дрейф континентов, в результате которого Атлантический океан должен существенно расшириться, увеличив пропускную способность для Гольфстрима. (3)Следствием этого, по их мнению, будут полное или значительное таяние полярных льдов в Северном полушарии и смягчение климата Арктики. (4)Перемещение Австралии на север приведет к замене ее засушливого климата на влажный, почти тропический. (5) … это было около десяти тысяч лет назад, Азия соединится с Северной Америкой. (6)Сухопутный «мост» между ними будет проходить там, где ныне лежит гряда Алеутских островов, что также существенно повлияет на климат Чукотки, Аляски и Канады.
5. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
приняли дрейф (предложение 2)
будут таяние и смягчение (предложение 3)
это было (предложение 5)
будет проходить (предложение 6)
6. Какие предложения текста являются сложными?
2, 3 2) 2, 5, 6 3) 3, 4 4) 4, 5, 6
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Солнце поднимается в тума(1)ой мгле горизонта багровым шаром без лучей, точно оно отделе(2)о громадным матовым стеклом, а откуда-то сверху дрожащей волной льется нежный утре(3)ий свет.
1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 1, 3
8. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
акц..нтировать, соч..тание, атр..бут
компл..мент, акад..мический, выст..лать
к..сательная, разд..лить, ун..верситет
зам..лчать, пок..зательный, св..детель
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
от..грали, без..скусный, транс..ранский
пр..мечать, пр..ободрился, пр..вратить
и..черпать, бе..ропотно, во..требовать
из..ян, необ..езженный, раз..яренный
10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
лопоч..шь, услыш..нный
тревож..шь, независ..мый
скач..шь, раст..вший
суш..шь, всклокоч..нный
11. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А. ож..говый
Б. ноч..вка
В. перч..ный
Г. волч..нок
1) А, Б, Г 2) А, В 3) А, Г 4) Б, Г
12. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
Почти (не)умолкая, галдели воробьи и сороки.
Исчезнуть Васильева заставили причины, следствием (не)установленные.
Претензии до сих пор (не)высказаны.
Фильм оказался (не)интересным, скучным.
13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Вы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знаете эти места?
ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.
Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зеленую маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.
НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.
14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Сальвадор Дали считал существование на публике еще одной гранью творчества ( ) и постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трех связанных бревен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2
17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
При свете молнии стали видны дома и сараи мокрых деревьев.
Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в нее золотые и серебристо-желтые пряди.
Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
18. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и становится эластичной тканью.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чем говорится во второй части.
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.
1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 4
21. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Пашня зеленой чащей проросла к небу, к звездам, которые горят над землей до рассвета.
А.С.Пушкин – гений, который сумел создать идеал нации.
Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.
Дорога шла через заросли ивняка, после которых начинался мшаник.
22. Найдите слово, состоящее из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
1) разрезая 2) засекреченный 3) подсыпающий 4) по-своему
23. В приведенном ниже предложении найдите слово, образованное суффиксальным способом.
Человеческие страдания – основа основ всего творчества Достоевского.
1) человеческие 2) страдания 3) творчества 4) основа
24. Укажите номер предложения, в котором есть притяжательное прилагательное.
(1)Зеленой чертой ложится след ваших ног по зеленой, побелевшей траве. (2)Стоят серые сумерки, но сквозь толщу воды еще можно разглядеть, где находится солнце – большое светлое пятно. (3)Рыбачьи шхуны и нарядные яхты на всех парусах спешат к берегу укрыться от бури. (4)Под серыми камнями водятся крабы.
1) 1 2) 2 3) 4) 4
25. Укажите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
1) приехал учиться; 2) прийти к финишу; 3) петь хором; 4) девятый класс.