«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, цели и задачи образования. Было преподавание, а сейчас - учение.
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Известно, что в основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который выбран в качестве ведущего не случайно: условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать, анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели, контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Меняются функции учителя и ученика. Учитель становится консультантом, сопроводителем,тьютером.
Задача достижения новых результатов образования в школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача учителя- помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Поэтому самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.
- создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания русского языка и литературы;
- внедрять в практику образовательной деятельности новых форм урочной и внеурочной работы с учащимися, в том числе дистанционного обучения;
- обеспечить развитие различных индивидуальных траекторий учащихся для получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
- стимулировать участие учащихся в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
Исходя из основной цели самообразования, я наметила основные разделы работы по самообразованию.
Направление и содержание деятельности | Запланировано | Выполнено |
Раздел 1. Повышение квалификации и педагогического мастерства |
Изучение и анализ научно-методической литературы по предмету, подписка на журнал « Магариф», на газету «Первое сентября» (электронный вариант) | Изучение новых видов ресурсов для повышения предметных, психологических и методических знаний по предмету. Планирую: 1. Продолжить работу в общероссийском проекте «Учитель цифрового века». 2.Подписаться на журнал «Магариф», газету «Первое сентября». 3.Изучить научно- методическую литературу по отработке УУД на уроках русского языка и литературы. | |
Самообразовательная деятельность. | Работа над индивидуальной методической темой. С 2020 года планирую: 1. Работать над темой: «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала». | 2016-2020гг.: «Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества обучения», 5лет |
Совершенствование работы с современными педагогическими технологиями (технология развития критического мышления, информационно-коммунитикативные технологии, технология коллективного способа обучения (КСО)) | 2. Изучить теоретические аспекты новых образовательных технологий, применение новых знаний на практике. 3. Посещать городские проблемные группы, методические семинары, вебинары, виртуальные факультативы для учителей. 4. Продолжить работу по изучению и применению на практике следующих современных педагогических технологий: - технология развития критического мышления -информационно-коммуникативная технология - технология коллективного способа обучения - технология объяснительно- иллюстративного обучения - технология развивающего обучения -технология проектной и исследовательской деятельности. - технология игрового обучения | Изучаю современные образовательные технологии, разрабатываю планы уроков, используя различные методики, провожу открытые уроки по изученным технологиям; посещаю открытые уроки, мастер- классы коллег. |
Прохождение курсовой подготовки. | Курсовая подготовка по предмету. Планирую: Пройти курсовую подготовку по теме: «Формирование и совершенствование профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы би- (поли-) лингвального общеобразовательного учреждения | 1. Курсы повышения квалификации для учителей- предметников по ОВЗ по теме «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» в Обществе с ограниченной ответственностью «Высшая школа делового администрирования», г .Екатеринбург, 72 часа, удостоверение 662407542756, рег. номер 0002746 от 02 мая 2018года. 2. Курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по теме «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС» в Научно-Производственном Объединении ПрофЭкспортСофт, г. Брянска, 72часа. Удостоверение 0000000056134, рег. номер 827134 от 13мая 2020 года. |
Деятельность методического объединения. | Являясь руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла, стремлюсь к организации системной, эффективной работы методического объединения. Планирую: Продолжить работу руководителя методического объединения учителей гуманитарного цикла, принять участие в семинарах по обучению школьников по темам: 1.Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования. 2. Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе. | С 2012 учебного года являюсь руководителем методического объединения учителей гуманитарного цикла. Ежегодно принимаю участие в предметных неделях, семинарах, стажерских площадках для учителей и заместителей директоров по учебной работе, провожу открытые уроки и мастер- классы; посещаю открытые уроки коллег, принимаю активное участие в работе по созданию различных методик преподавания, изучаю инновационные методы работы. |
Раздел 2. Работа над повышением качества образования через предметное обучение |
Организация дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности. | Ведение внеаудиторных часов для работы со слабоуспевающими учащимися, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ учащихся 11-х и 9-ых классов, использование дифференцированных и индивидуальных заданий в учебной и внеучебной деятельности. Планирую усилить подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, используя современные технологии и инновации на уроках русского языка и литературы. | Систематическая индивидуальная работа в урочное и внеурочное время. Результат: 100% успеваемость и постоянный рост качества обученности учащихся. Все учащиеся успешно сдают выпускные экзамены в формате ОГЭ и ЕГЭ. ОГЭ 2018г: на «4» и «5»- 38 чел. из 42; 90,4% качество обученности по итогам ГИА; 3 ученика получили высший балл |
Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. | Планирую принять участие в следующих мероприятиях: 2021-2025уч.гг.. 1. Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку и литературе ( муниципальный и республиканский этапы) 2. Всероссийская олимпиада для школьников по русскому языку и литературе «Олимпус» 2021-2022уч.г. 1. Лингвистическая игра «Русский медвежонок» 2022-2023уч.г. 1.Всероссийская олимпиада для школьников по русскому языку и литературе «Олимпус» | Участие обучающихся в школьном и районном этапе Всероссийской олимпиады школьников: 2016-2017 уч.г Родионова Милена, Маколкина Арина,5а, (литература, участие, муниципальный уровень). 2017-2018уч.г. Родионова Милена, Маколкина Арина,6а (русский язык, участие, муниципальный уровень). 2018-2019 уч.г. Данилова Анастасия, Белозерова Анастасия, Нестерова Светлана, 9а,(олимпиада Учи.ру по русскому языку) 2019-2020уч.г Родионова Милена, Маколкина Арина,8а, (литература, участие, муниципальный уровень). |
Участие в научно-практических конференциях: 2020-2021уч.г. 1. РНПК им. Л. Н. Толстого 2.НПК им. Д. С. Лихачева 2021-2022уч.г. 1.Конкурс чтецов на русском языке «Живая классика» 2. РНПК им. Л. Н. Толстого 2022-2023уч.г. 1. НПК «Шаги в профессию» 2. НПК им. Д. С. Лихачева 2023-2024уч.г. 1. РНПК им. Л. Н. Толстого 2024-2025уч.г. 1.Конкурс чтецов на русском языке «Живая классика» 2. РНПК им. Л. Н. Толстого Участие в конкурсах: 2020-2025гг. 1. Конкурс сочинений «Билет в будущее» 2. Конкурс сочинений «Мы патриоты России») 3. Конкурс юных чтецов «Живая классика» | 2016-2017уч.г. 1.Шамгунов Муслим, 6б «Образы крестьянок в произведениях Н.А.Некрасова» (X городская конференция им. Д. С. Лихачева)-участие. 2017-2018 г. 1.Кузнецов Артем, 7б, «Образ Платова: вымысел или реальность» (II городская научно-исследовательская конференция «Язык. Культура. XXI век»)- участие. 2.Маколкина Арина,5а, «Образ матери в творчестве писателей 19 в.» (II городская научно-исследовательская конференция «Язык. Культура. XXI век»)- участие. 3.Нестерова Светлана, 7а, «Создательница жизни на Земле» (XV Республиканская научно- практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого)- участие. 4.Маколкина Арина,5а, «Образ матери в творчестве писателей 19 в.» (VII Городская научно- исследовательская конференция школьников «Интеллект. Карьера»)-участие. 5.Нунукина Валерия, 8а, «Династия рода»(Гуманитарно- просветительская конференция «История моей семьи»)-участие. 2018-2019уч.г. 1.Давыдова Дария, 9а, «Образ героя войны» (Научно- практическая конференция «Хроника Победы»)-участие 2.Кадырова Милена,9б, «Адъюнкт- профессор Санкт-Петербургского университета» (XVII Республиканская научно- практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого)-3 место 3.Краюшкина Яна, 7б, «Другая грань таланта Н. В.Гоголя» ( XVII Республиканская научно- практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого)-участие. 4.Кадырова Милена,9б, «Адъюнкт- профессор Санкт-Петербургского университета» (IV Научно-исследовательская конференция «Язык. Культура. XXIвек») -2 место 5.Маколкина Арина,7а, «Образ матери в творчестве Н.Гоголя» (XIII городская конференция им. Д. С. Лихачева) -2 место 6.Краюшкина Яна, 7б, «Другая грань таланта Н. В. Гоголя» (IV Научно-исследовательская конференция «Язык. Культура. XXIвек») - 3 место 2019-2020уч.г. 1. Назарова Ангелина, Кадырова Милена,10, «Такие близкие и далекие…» (V Научно-исследовательская конференция «Язык. Культура. XXIвек»)- участие 2016уч.г.: 1.Звертовский Константин,10, Литературный конкурс («Моя маленькая история»)- участие 2017-2018уч.г.: 1. Попов Илья,7а, (Конкурс сочинений «Мы патриоты России») – победитель 2.Нунукина Валерия, 7а, Конкурс сочинений «Билет в будущее»- участие 2018-2019 уч.г.: 1. Маколкина Арина, 7а, Конкурс юных чтецов «Живая классика»-2 место 2. Давыдова Дария, 9а, Конкурс чтецов «Поэзия оттепели»-участие 2019-2020уч.г.: 1. Маколкина Арина, 8а, Конкурс чтецов «Посвящение маме»- 3место 2. Нестерова Светлана,10а, Конкурс сочинений «Парламентская биография моей республики»- участие 3.Назарова Ангелина,10а, Конкурс чтецов «Звездный билет»-участие |
Организация внеклассной работы по предмету | Организация и проведение тематических внеклассных мероприятий. Планирую: 2020-2021уч.г.: 1.Внеклассное мероприятие по русскому языку в 9 классе «Лингвистический поезд» 2.Городское мероприятие «Литературный дворик», посвященное поэту-юбиляру. 2021-2022уч.г.: 1.Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе «Фразеологизмы в нашей жизни» 2.Городское мероприятие «Литературный дворик», посвященное поэту-юбиляру. 2022-2023уч.г.: 1.Внеклассное мероприятие в 6 классе «Интеллектуальный ринг по русскому языку» 2. Городское мероприятие «Литературный дворик», посвященное поэту-юбиляру. | 2016-2017уч.г. Литературно- музыкальная композиция «Льву Ошанину посвящается», проведенная в рамках городского мероприятия «Литературный дворик»,5-10 классы 2017-2018 уч. г. Литературное мероприятие» Мне есть, что спеть…», посвященное творчеству В.Высоцкого в рамках городского мероприятия «Литературный дворик»,8-10 классы 2018-2019 уч. г. Литературное мероприятие «Он воевал стихом и песней», посвященное творчеству М.Исаковского в рамках городского мероприятия «Литературный дворик», 5-10 классы 2019-2020уч.г. 1.Литературная викторина, 8 классы, мероприятие в рамках предметной недели в образовательном учреждении 2. Урок- проект по литературе «Литературные места России А.П. Чехов»,10 класс, мероприятие в рамках предметной недели в образовательном учреждении |
Раздел 3. Научно-методическая работа |
Реализация компетентностного подхода в предметном обучении в рамках внедрения федеральных образовательных стандартов нового поколения. | Изучение специализированной литературы, посещение городских проблемных групп, внедрение в педагогическую деятельность. Планирую: 1.Изучить научно- методическую литературу по реализации компетентностного подхода в предметном обучении в рамках внедрения федеральных образовательных стандартов нового поколения. 2. Изучать передовой опыт коллег, посещать семинары, уроки коллег. | Посещала городские семинары учителей русского языка и литературы Кировского и Московского районов города Казани. Компетентностный подход – основа модернизации Российского образования. Системно-деятельностный подход в образовании. Посещение уроков коллег школы. |
Проведение открытых уроков в рамках работы по повышению методического мастерства. | С целью повышения педагогического мастерства даны открытые уроки. Планирую: Активно участвовать в творческих отчетах и стажерских площадках. С целью повышения педагогического мастерства дать открытые уроки 2018-2019уч.г.: Литературная викторина, 8 классы 2019-2020 уч.г.: Урок- проект по литературе «Литературные места России А.П. Чехов»,10 класс | 2016-2017уч.г.: 1. В рамках стажировочных площадок заместителей директоров ОО РТ по теме «Практические аспекты управленческой деятельности руководите ОУ в условиях ФГОС ОО» 2. В рамках стажировочных площадок заместителей директоров ОО РТ по теме «Современные управленческие технологии руководителя образовательной организации»» 2017-2018уч.г.: В рамках стажировочных площадок заместителей директоров ОО РТ по теме «Образовательные и управленческие практики ц условиях реализации ФГОС ОО» 2018-2019уч.г.: Литературная викторина, 8 классы 2019-2020 уч.г.: Урок- проект по литературе «Литературные места России А.П. Чехов»,10 класс |
Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения предметов гуманитарного цикла. | Изучить различные формы дистанционного обучения школьников. Планирую: Продолжить работу по изучению различных форм дистанционного обучения школьников, связанных с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. | Участие учащихся 11-х классов в дистанционных вебинарах по подготовке к выпускным экзаменам. |
Раздел 4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности |
Участие в семинарах, мастер-классах, выступлениях | Активно участвовать в методической деятельности школы. Планирую: Активно участвовать в методической работе школы и принять участие в творческих отчетах, выступлениях, мастер-классах. Выступления по темам: 2020-2021уч.г. Система подготовки к итоговому сочинению в 11 классе 2021-2022уч.г. Творческие работы малой формы ( мини- изложения, мини- сочинения, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся. 2022-2023уч.г. Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе. | -Виртуальный факультатив «Дистант Кузьминой Э.В.» (с 2019 уч.г.) -Научно-практическая конференция им. Д.С.Лихачева, круглый стол, диплом 2 степени, 2017год; -Региональный этап Всероссийского конкурса “За нравственный подвиг учителя”, сертификат участника, 2017 год; -II Республиканский конкурс профессионального мастерства и личных достижений работников образовательных учреждений «Потенциал», диплом, 2019год; -Диагностика педагогических компетенций «Я учитель», сертификат, 2020год; -Всероссийский конкурс «Горизонты педагогики», диплом 2 степени, 2020год; -Всероссийская викторина «Культура речи современного педагога», диплом 1 степени, 2020год; Принимала активное участие в работе: стажировочных площадок заместителей директоров ОО РТ по теме « Практические аспекты управленческой деятельности руководите ОУ в условиях ФГОС ОО» , 2016 год; по теме «Современные управленческие технологии руководителя образовательной организации»», 2016 год; по теме «Образовательные и управленческие практики ц условиях реализации ФГОС ОО», 2018 год; -районного семинара учителей английского, русского и татарского языков «Формирование базовых компетенций учителя и ученика в условиях реализации ФГОС ОО и внедрения профессионального стандарта педагога», 2017 год; -республиканского семинара учителей русского языка и литературы «Образование в России», Казань, 2017 год; - экспертной группы учителей русского языка и литературы по проверке работ республиканского уровня, 2017-2019годы, - учителей русского языка и литературы в проблемных и творческих группах школы и района, города с 2016-2020гг. - республиканского семинара учителей русского языка и литературы общеобразовательных организаций Республики Татарстан по проблеме «Модернизация технологий и содержания обучения русскому языку в общеобразовательных организациях в соответствии с новым ФГОС с целью поддержки региональных программ развития образования», 2019год; Сертификат участника форума «Образование в России», Казань, 2017 год; |
Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, размещение на нем авторских методических материалов. | Создание своего персонального сайта-портфолио. Планирую: Регулярно размещать на персональном сайте- портфолио авторских методических материалов: разработок уроков, внеклассных мероприятий, литературных сценариев, выступлений на научно- методическую тему | Персональный сайт-портфолио: адрес: http://multiurok.ru/kuzmina1967/lenta/ |
Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет. | Публиковать достижения и результаты педагогической деятельности. Планирую: Опубликовать на личном сайте и в журнале «Магариф» и в Казанском образовательном журнале (KZNOBR) разработки следующих открытых уроков и мероприятий: 1.Внеклассное мероприятие по русскому языку в 9 классе «Лингвистический поезд». 2. Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе «Фразеологизмы в нашей жизни». 3.Внеклассное мероприятие в 6 классе «Интеллектуальный ринг по русскому языку». | 1. публикация на сайте http://multiurok.ru/kuzmina1967/lenta/- Сценарий литературного мероприятия «Поэт народной жизни», 5стр, 2016 г. - публикация на сайте: http://educontest ne 2. публикация на сайте http://multiurok.ru/kuzmina1967/lenta/-Сценарий литературного мероприятия «Поклонимся великим тем годам…», 3стр., http://multiurok.ru/kuzmina1967/lenta/, 2016 г. 3. публикация на сайте http://multiurok.ru/kuzmina1967/lenta/ и на сайте Orangegiraf.ru (Сетевой журнал «Оранжевый жираф», №3) Методический материал «Духовно-нравственное образование и воспитание школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий», 4 стр. 2019 г. |
Раздел 5. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера |
Развитие креативности как творческого потенциала личности через участие в различных профессиональных конкурсах. | Активно участвовать в профессиональных конкурсах. Планирую: 2020-2021уч.г. Принять участие в профессиональном конкурсе «Фестиваль педагогических идей» 2022-2023уч.г. Принять участие в инновационном Всероссийском конкурсе «Современный учитель-2023». | 1.Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», 2016г. 2. Всероссийская Акция-фото-конкурс «Школа без границ», 2018г. 3. II Республиканский конкурс профессионального мастерства и личных достижений работников образовательных учреждений «Потенциал», 2019г. |
Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности. | Овладеть навыками проблемно-ориентированного анализа своей педагогической деятельности. Планирую: Продолжить работу по самоанализу педагогической деятельности, изучать передовой опыт коллег, изучать и внедрять в практику ФГОС. | Подготовлен анализ в контексте проблемно-ориентированного поля. |