Эссе на тему: «Учитель и ученик растут вместе»
«Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет».
У. Уорд
Я – учитель! Кажется, не могло быть иначе. Ведь верно говорят, что нужно идти на работу с удовольствием. Даже в самые трудные времена, в самые скверные дни в моей жизни я иду на работу с удовольствием, потому что рядом с детьми расту над собой и мелкими трудностями, которые меня беспокоят. И это важно. И это правильно. Учитель должен расти вместе с учениками, развиваться, учиться понимать, чувствовать, предвидеть.
Мне кажется, с детства где-то в душе моей было задумано стать педагогом. Я очень любила своего учителя русского языка и литературы Лотко Александру Михайловну. Её способность преподнести тему урока так, чтобы мы увлеклись и ушли в неё с головой, меня поражала. Она была классным руководителем, и с нами заодно во всех затеях. Как она вовремя и метко подбирала слова для похвалы или порицания! И рядом с ней всегда хотелось стать лучше! Она вдохновляла. В меру строга, с чувством юмора, наша дорогая Александра Михайловна никогда не превращала наши занятия в однообразную зубрёжку или монотонное чтение. Казалось, этот человек просто весь состоит из энергии и идей. И мы не замечали, как давали ей всё, что она от нас ожидала получить. В детстве мы не умеем анализировать людей и их поступки, это и не нужно. Мы просто любим или не любим человека. И мы просто любили Александру Михайловну.
Сейчас, повзрослев, имея своих детей, получив, пусть небольшой, педагогический опыт, я понимаю, что Александра Михайловна умела учиться. Мы многому научили её. Она сеяла в нас семена знаний, жизненной мудрости. Мы – давали урожай. И таким образом мы с ней взаимообогащались, росли.
Я сейчас прекрасно осознаю, как я росла, и как росли мои дети. Именно мои дети. Молодой учитель проходит непростой путь от незнания к открытиям.
Педагог даёт знания, умения прививает навыки, расширяет кругозор ребёнка, помогает становлению его мировоззрения. Он - учит, дети - учатся. А значит нужно постоянно искать и пробовать новые методы. Дети разные. К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Нельзя показывать детям своего превосходства. Демонстрация превосходства настораживает либо отталкивает.
Знакомство. Это волнительно для молодого учителя и для детей, которые должны ко многому привыкать. Нужно помогать им, и не гнушаться их помощью.
Первые радости. Учитель учится радоваться мелочам, дети – учат. Важно не пропустить этих моментов, обязательно разделять радость с детьми, не оставаться в сторонке.
Первые беды, разбитые коленки, неудачи на уроках. Учитель учится поддерживать, помогать, сопереживать, дети - учат. Разделив с человеком его горе, мы можем как будто сделать его чуточку меньше.
Ребёнок растёт, меняется его поведение, интересы, круг общения. Всё меняется. Важно не отставать от этих перемен. Меняться нужно вместе с ним. Иначе образуется огромная пропасть между людьми.
Учитель и ученик принадлежат к разным поколениям. И, конечно же, перед ними стоят разные задачи. Но ведь проблема поколений вечна, решение её практически невозможно, но необходимо стремиться построить прочные мосты между прошлым и действительностью, чтобы смело идти к будущим достижением.
Учитель и ученик растут вместе. Но мы же понимаем, что это в идеале так должно быть. Учитель должен хотеть этого роста, и хотеть ещё при первой мысли о том, что он станет педагогом. Необходимо понимать, что мы в ответе за тех, кого приручили. Человек, приняв решение взять на себя ответственность за детей, за строительство их будущего, за формирование их душ, должен быть готов к трудностям, к тому, что придётся не раз набивать шишки на этом непростом пути. Важно уважать свою профессию, уважать само слово учитель с самых первых шагов пути. С этого начинается рост. Уважение к себе и к ученикам – самое эффективное удобрение этой благодатной почвы совместного роста ребёнка и его наставника.
В современном мире в области педагогики всё чаще мы слышим новые сложные слова «педагогическая инновация», «компетентностный подход» и другие. Это замечательно. Это значит, что педагогика не стоит на месте, развивается. Но как важно не менее часто слышать такие слова как «любовь к ученику», «доброта», «отзывчивость». Они ближе к человеку. Они вечны. Именно в этих словах, мне кажется, должна выражаться основа совместного роста ученика и учителя.
Давайте, друзья, мы станем добрее!
И детям подарим любовь и тепло!
Мы вырастем с ними и будем мудрее,
С призванием нам с вами так повезло!
Тем станем богаче, что жизнь посвятили
Строительству мира и детской души…
С детьми мы растём, мы их кумиры,
Они же для нас всегда малыши…
Отпустим их в жизнь, пройдя путь-дорогу,
Потрудимся вместе, пуд соли съедим.
И будем любить их… И все понемногу
Мы беды и трудности вмиг победим!
Давайте, друзья, мы станем смелее,
Души красоту не утратив ничуть,
Мы души зажжём, и станет светлее
Путь наших детей и наш с вами путь…