Эссе
на тему: «Учитель и ученик растут вместе»
учителя английского языка
МОУ СШ №113
Трунтовой Дарья Сергеевны
Великий китайский мудрец Конфуций однажды сказал: «Учитель и ученик растут вместе...». С одной стороны, мы можем не согласиться с данным высказыванием, ведь учитель превосходит ученика в знаниях, в жизненном опыте. Но с другой стороны, образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а учителю, обучая и воспитывая учеников, необходимо самому самосовершенствоваться и развиваться.
Знаменитый педагог Симон Соловейчик сказал: «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло – потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету – осветлить его ум, просветить его...», поэтому можно утверждать, что учитель и ученик, пробиваясь через темноту незнания к свету познания, вместе «растут» и развиваются.
Я – учитель математики, профессию выбрала с самого детства. В своей профессии считаю очень важно уважать, любить и принимать каждого ребенка таким, какой он есть. А самое главное - расти. Расти вместе со своими учениками: с каждым в отдельности и со всеми вместе.
В настоящее время учителя, родители и общество в целом взволнованы тем, что обучающиеся не проявляют желания и ответственности к учёбе. Я думаю, одной из причин этого феномена может быть то, что школа в обучении и воспитании недостаточно учитывает интересы и потребности самих обучающихся. Личностный мир ребёнка индивидуален, невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Задача учителя - найти индивидуальный подход к каждому, способствовать формированию у них познавательного интереса как мотива к учению. А увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья способствовало возникновению инклюзивного образования, оно, в свою очередь, требует от учителей быть носителями гуманистических ценностей и идеалов, чтобы подготовить каждого ученика к включению во все виды общественной деятельности без особых трудностей, заинтересовать их процессом обучения.
Безусловно, одного желания недостаточно, чтобы ребёнок хорошо учился. Формирование мотивов к учению у обучающихся связано с развитием таких волевых качеств, как настойчивость, выдержка, дисциплина, самостоятельность. Успешное устранение трудностей - с правильно организованной учебной деятельностью. На мой взгляд, учителю необходимо развивать и поддерживать дисциплину на уроках с самых первых дней обучения. Что делать, если наладить дисциплину не получается? В таком случае необходимо поставить конкретные задачи самосовершенствования и умения их контролировать. Задачи могут быть направлены на обдумывание, применение и соблюдение определённых правил или на устранение недисциплинированности и овладение критической ситуацией.
Таким образом, задача - целесообразно организовывать активную деятельность всех учащихся с соблюдением дисциплины - заставляет учителя работать над собой, расти. Нужно отрабатывать различные приёмы ведения урока, применять собственные педагогические принципы, подходы и правила в учебном процессе. На своих уроках я стараюсь соблюдать определённые правила. Некоторые из них я хочу перечислить.
Правило 1. На своём уроке нужно создавать деловые и доброжелательные отношения.
Правило 2. Сохранять на уроке относительно устойчивый порядок.
Правило 3. Способствовать побуждению к активности на уроках всех обучающихся.
Правило 4. Соблюдать верный стиль и тон своего общения с обучающимися.
Правило 5. Анализировать своё поведение, иметь в виду то, что ваши действия могли поспособствовать проступкам и неудачам обучающихся. Их можно не совершать.
Правило 6. Запомнить, что эффективность наказаний и поощрений зависит от того, понимает ли их классный коллектив.
Правило 7. Взаимодействовать с родителями на доверии, но не возлагать проблемы в обучении на них.
Стоит обратить внимание на то, что только терпение и настойчивость в работе над собой приведут учителя к профессиональному успеху, а обучающихся к овладению необходимыми знаниями, умениями и навыками. Впрочем, учителя проходят курсы повышения квалификации, повышают свои профессиональные качества, а, следовательно, растут. Обучающиеся же в свою очередь приобретают новые знания под руководством учителя, формируется их мировоззрение, навыки, расширяется круг умений, что, в свою очередь, также означает рост ученика.
Учитель и ученик - две главные составные части учебного процесса. Личности, взаимоотношения которых на уроке и вне его влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Поэтому в школе очень важно создание атмосферы взаимопонимания, уважения, доброжелательности и сотрудничества.
Современный учитель. Кто он?
На мой взгляд, это учитель, который сможет зажечь детские глаза, заинтересовать ребёнка, распознать всю его индивидуальность. И неважно, будет учитель начинающим или с опытом, главное, чтобы он был в состоянии понять и принять любого ученика со всеми его «плюсами» и «минусами», «нормами» и «отклонениями». Конечно, это должен быть профессионал: грамотный, начитанный, но не останавливающийся на достигнутом, постоянно обогащающий свой опыт новыми знаниями.
Я убеждена в том, что из учительской практики должна уйти авторитарность. Недостаточно того, чтобы обучающиеся усвоили программный материал, необходимо, чтобы они научились мыслить. Не бояться проблем, а стремиться их разрешать. Ребёнок должен навсегда усвоить, что нет на свете таких проблем, которых он не смог бы решить.
Я уверена, что все без исключения дети талантливы. «В каждом ребёнке – чудо!» - вот, что должно быть девизом современного учителя.
Я считаю, что нужно уметь создавать ситуацию успеха для каждого обучающего, отмечать его достижения, иметь в виду его индивидуальный уровень развития, не сравнивая его с другими, а сравнивая с самим собой, с его предыдущими успехами.
Современные требования к учителю требуют больших временных и финансовых затрат. Но любые трудности можно преодолеть, если есть желание. Прав был советский русский поэт Эдуард Асадов:
«В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье – это множество возможностей,
А нежеланье – множество причин».
В школьном возрасте высоким авторитетом для детей является учитель. Ученики верят в своего учителя, в его знания, в то, что он справедлив при решении спорных вопросов, оценивании поведения и успехов каждого, стараются подражать ему и быть похожим на него. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что «учитель и ученик растут вместе». Рост учителя непосредственно способствует росту учеников!