СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Учитель и ученик растут вместе"»

 

Эссе «Учитель и ученик растут вместе»



Великий китайский мудрец и духовный учитель Конфуций однажды сказал: «Учитель и ученик растут вместе...». Что он имел в виду? Ведь явно учитель превосходит ученика в знаниях, в жизненном опыте, к тому же они принадлежат к разным поколениям, у них разный социальный статус. Это то, что их разделяет. А что же объединяет? Только ли совместный труд, в котором задача одного - научить, а другого - познать, овладеть умениями, навыками? Нет. Как ни странно, позиция ученика является общей для них обоих. Не случайно знаменитый российский педагог Симон Соловейчик сказал: «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...». Вот так, пробиваясь через тьму незнания, тернии и трудности просветления, выходят к звезде понимания, сиянию света знания вместе учитель и ученик.

«Учитель и ученик растут вместе»… Как понимать слово «растут» в этой цитате? Значит, развиваются: расширяется круг знаний, умений, усложняется система взаимодействий (учебных, коммуникативных, личностных и др.) Развиваться значит больше понимать, больше чувствовать, больше предвидеть. В процессе учения школьник приобретает новые знания под руководством учителя. Формируется его мировоззрение, формируются навыки, которых раньше не имел. А что же учитель? Чему он учится в процессе совместного обучения и сотворчества? Во-первых, расширяет знания о самом ребенке: каждый новый ученик – это новая вселенная, со своими законами, непознанными реакциями, неоткрытыми талантами. Учителю еще предстоит их найти, понять, зажечь и показать не только другим, но и главное – самому ребенку. Вдохновить его на использование своего потенциала. Во-вторых, учитель тоже приобретает новые умения, и прежде всего, умение по- разному ладить с учениками, находя особый ключик к каждому. Ведь один визуал, другой – аудиал, третий - кинестетик. С каждым приходится говорить на том языке, который понятнее именно для данного ребенка, при этом нужно самому владеть различными приемами, чтобы построить свое объяснение и общение интересно и доступно для каждого маленького человечка. Постоянно нужно совершенствовать это мастерство, потому что меняется время, меняются люди, иначе расставляются акценты. То, что было ясно вчера, сегодня требует пояснений, а то, что вчера было просто мечтой, сегодня вдруг становится явью, и учитель обязательно должен за этим следить, т.е. идти в ногу со временем, «расти» в соответствии его с требованиями.

Растет ли учитель по мере роста ученика? Безусловно. Каждый раз, когда ко мне приходят пятиклашки, я как бы заново начинаю процесс обучения, в том числе и своего. Новое поколение = новые подходы и технологии. Постепенно, по мере роста знаний моих подопечных, я и сама расту, переходя на более сложный уровень общения, абстрактного мышления, межличностных отношений. Заканчивают ученикиодиннадцатый класс - и я отмечаю, что с очередным выпуском действительно достигла чего-то большего, совершенного, да и теоретическим материалом овладела на более глубоком уровне, хотя, казалось бы, и программа не изменилась, и учебник без особых изменений. Следовательно, выросшее поколение учеников тоже передало мне частицу своего видения мира, обогатило мои представления об актуальных предпочтениях современного молодого поколения…

Ученик и учитель – два пути, две дороги,

Это жизни начало, это сердца тревоги…

Но как будто в одну вместе спаяны, слиты,

Словно к дереву жизни кем-то высшим привиты.

Зацветает одна, продолжает другая,

И не видно процессу ни конца и ни края…

Лишь стремительно бегущее время накладывает свой отпечаток. В наш век информационных технологий, в динамично развивающемся мире меняются и требования к школьному образованию, и роль учителя. Если в прежнем веке учитель был почти единственным основным источником информации, то с развитием информационного общества основным источником становится интернет. Какова же тогда роль учителя? Он становится не просто наставником, а тьютором, проводником в информационном океане. Он помогает ребенку разобраться в правильности, ценности, неоспоримости найденных и используемых источников. Учитель направляет самообразовательную работу ребенка. Но прежде, конечно, он сам должен хорошо ориентироваться в безбрежном потоке информации, разбираться в многообразии интересующих школьников вопросов, владеть современными информационными технологиями. Бывает и так, что ученики учат учителя освоить какую-нибудь сложную программу: они уже лучше разобрались, сумели освоить. А учитель не всегда успевает идти «в ногу со временем», вот и приходится им временно поменяться ролями. Разве же это плохо? Просто замечательно! Это прекрасная возможность сотрудничества, сотворчества, сопереживания.

Чему же учат меня мои ученики? В первую очередь сочувствовать и сопереживать. Иногда так трудно понять ребенка, особенно, когда его поведение не укладывается в общепринятые рамки. Но поговорив с ним или с его друзьями, одноклассниками, начинаешь понимать, что во многом он оказывается прав. На все можно посмотреть под другим углом зрения и сделать выводы. Поступки ребенка подчас продиктованы не стремлением «победить» взрослого или одноклассника, пошалить или кого-то обидеть, а вынужденной «необходимостью»: то ли борьбой за свои права, то ли, в силу детского возраста, неумением предвидеть последствия своих действий, то ли обидой, то ли плохим самочувствием. Причин найдется много. Нередко сталкиваешься с невероятными обстоятельствами, когда на долю некоторых учеников выпадает такая судьба, которую преодолеть трудно даже взрослому человеку. Это и сложное материальное положение семьи, и потеря близких, а отсюда – невероятно раннее взросление и самостоятельность: ни жалоб, ни озлобленности, ни упадка духа. Во всем упорство, стойкость, жизненная мудрость. Вот уж истинно – мужественность в полном смысле этого слова! Значит, действительно, и у учеников есть чему поучиться!

Сотни пар ученических глаз смотрят на учителя ежегодно, тысячи школьных звонков возвещают начало нового пути в мир знаний и творчества. Должен ли учитель, входя в класс, чувствовать себя всё знающим и всё умеющим? И да, и нет. Да, потому что это дает и ему, и ученику уверенность в своих силах, способность опираться на собственные знания. Нет, потому что загадок и тайн в этом мире открывается все больше, ведь недаром еще великий Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Думаю, что любой учитель, по-настоящему любящий свою профессию, думающий и анализирующий, не раз в своей жизни говорил себе то же самое. И в этом смысле он ничем не отличается от ученика, а значит, разбираться предстоит самому. И в этом я вижу его собственный «ученический» путь, полный взлетов и падений, радости открытий и неудовлетворенности от полученных результатов, тревоги за судьбу любимых учеников и признательности им за годы совместного труда.

Какие же чувства испытывает учитель, выпуская в жизнь очередное поколение учеников? Безусловно, гордость за достигнутые результаты. Он вспоминает, как пришли они к нему желторотыми птенчиками, маленькими несмысленышами. А теперь они взрослые, самостоятельные, красивые и, самое главное, вооруженные тем запасом знаний, к которому они шли вместе, рука об руку. В каждого ученика вложены труд, силы, душа... Каковы надежды учителя? Конечно, надеется он, что это новое, вливающееся в жизнь поколение сможет создать лучшее будущее. И в этом лучшем будущем - и его заслуга. Чем полнится душа учителя? Воспоминаниями…. Он вспоминает, как этот небольшой по меркам человеческой жизни, но очень важный период они шли вместе. Вместе - это значит:

В - взаимно обогащая друг друга новыми знаниями, новыми чувствами, новыми радостями;

М - мудро, уступая друг другу, стараясь понять и помочь;

Е – естественно, без насилия, «экологично» для души каждого;

С - степенно, без спешки, с достоинством проходя нелегкий процесс общения и обучения;

Т – терпимо по отношению друг к другу, трудолюбиво, заботливо;

Е – единогласно, сливаясь в один новый поток жизни, в котором уже не различишь, где кончается одни веточка жизни и начинается другая; продолжая расти от одного корня – корня любви к стране, к жизни, ко всем людям, продолжая преумножать доброе и вечное.

Вместе, проходя через тернии ученического труда, учитель и ученик взрослеют, духовно растут, приближаются к совершенству. Затем ученик уходит от учителя в жизнь, чтобы воплотить цель, которую он, возможно, поставил себе в этой жизни под влиянием наставника. А учитель, уже более зрелый профессионально, накопивший педагогический опыт, берет новых учеников, чтобы снова вместе пройти трудный, но такой важный путь к знаниям.

Ведь «обучая других, мы учимся сами». Как прав был великий римский философ Сенека!

В этом и есть значимость, величие и суть того, что мы называем жизненным ростом.

Пусть растет древо жизни, продолжаясь и множась,

Ученик и учитель - то смеясь, то тревожась,

Пусть растут они вместе, продолжая движенье,

Пусть легко им дается непростое ученье.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!