СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе Учитель и ученик растут вместе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе Учитель и ученик растут вместе

Просмотр содержимого документа
«Эссе Учитель и ученик растут вместе»

ЭССЕ

«Учитель и ученик растут вместе»


Невозможно осветить факелом чужой путь,

если не зажжёшь свой собственный.

Бен Свитленд

Все человеческие действия имеют одну

или несколько из этих семи причин:

шанс, природа, принуждение, привычка,

повод, страсть и желание.
Аристотель

Учитель и ученики растут вместе…Да, именно так, по-другому и быть не может, ведь это две стороны одной медали. Настоящий учитель – образец для подражания, эталон всего правильного и мудрого. Путь педагога – всю жизнь учить детей и учиться самому. Неслучайно Адольф Дистервег сказал, что самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель…Спустя некоторое время работы в школе я спрашиваю себя: «Такой я учитель?» Можно ли с уверенностью ответить на этот, на первый взгляд, простой вопрос?

«Дар учителя передается по наследству», - говорят в народе. Такой дар передался и мне. Я из учительской семьи, в которой сеяли разумное, доброе, вечное. Замечательным образцом для подражания была моя бабушка, проработавшая в школе учителем математики 35 лет и получила звание «Отличник Просвещения». Не счесть количества фотографий, которые родители бережно хранят и часто перелистывают – ее фотографии и фотографии учеников, давно ставших взрослыми и состоявшимися как личности. Я пошла по стопам бабушки, дяди, тети. Для меня династия математиков - это основа профессионализма и лучшая школа.

Зерна любви к математике, посеянные в моей душе бабушкой, были заботливо взращены моими учителями. Обучение в школе навсегда связало меня с математикой. Моей учительницей по математике была Цыстерова Маргарита Владимировна — настоящий профессионал своего дела: совершенно точно определяла способности и возможности каждого ученика и максимально развивала их. Ее уроки восхищали, самое сложное преподносилось умело, легко и интересно. Я благодарна судьбе за то, что смогла прикоснуться к математическому и педагогическому гению своего Учителя.

Судьба подарила мне счастливую возможность учиться у талантливых, влюбленных в свое дело педагогов не только в школе, но и в университете, и при работе над диссертацией. Каждый из них внес свой вклад в мое становление. Свою любовь и безграничное уважение к учителям я проецирую в любовь и уважение к моим ученикам.

Окончив физико - математический факультет Южного Федерального университета, была открыта новая страница…Теперь я учитель математики. Нашла работу в школе № 19 Азовского района. В первый рабочий день я не могла найти себе места: смешанное чувство радости и страха сковало меня. Вдруг все пойдет не так? Конечно же, это были самые трудные дни, но мне удалось взять верный курс и не сбиться с пути, ведь рядом оказались отзывчивые коллеги, оказавшие мне колоссальную поддержку.

Говоря о своей педагогической деятельности сегодня, я придерживаюсь слов Семена Соловейчика: «Педагог не тот, кто учит, такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как учится ученик». Самая большая награда для учителя – достижения учеников. Сердце всегда наполняется радостью, когда дети удивляются своим собственным открытиям и победам, делятся переживаниями и ошибками, к преодолению которых мы ищем путь вместе. Именно эти совместные радости и огорчения сближают нас с детьми.

Есть такая распространенная фраза: «гореть на работе», и в подавляющем большинстве случаев в нее вкладывается негативный контекст. «Гореть» превращается в «сгорать», и вот уже от желания научить и поделиться остается лишь пепел. Но я считаю, что «гореть на работе» — это быть путеводным пламенем для тех, кто рядом с тобой, это давать им загораться мыслями и идеями от твоих мыслей и идей, поддерживать огонь, горящий в их душах и глазах.

Но как не дать погаснуть своему пламени?.. Всего лишь помнить о семи причинах, указанных Аристотелем.

Шанс сделать этот мир хотя бы немного лучше дается каждому человеку, однако лишь учитель сталкивается с ним ежедневно. Этот шанс приходит в школу с желанием или нежеланием учиться, с аккуратно заполненным дневником или вовсе без него, с выполненным домашним заданием или очередной отговоркой – однако именно он, возможно, станет художником, который перевернет представление о живописи, ученым, который сможет перевернуть представление людей о времени и пространстве.

Нельзя упустить этот шанс, нельзя ошибиться, нельзя направить его по ложному пути, и мне, как учителю математики, это известно, возможно, лучше прочих, ведь, цитируя Николу Бурбаки, «Ошибка математика может стоить жизни не только одному человеку, но и всей цивилизации».

Галилей же писал: «…математика — это язык, на котором написана книга природы». А природа человека – в его любопытстве. Помочь утолить жажду познания, помочь научиться мысли и отточить остроту ума, помочь отличить истинное от ложного (и не только в решениях задач) – это моя цель как учителя математики и моя природа как учителя.

По распространенному заблуждению, принуждение является неотъемлемой частью обучения. Но принуждение бывает разным – принуждением к выполнению механических действий или принуждение к поиску нестандартных решений, более схожее с выполнением героического квеста. Несмотря на то, что используется одно и то же определение, второе все-таки сильно отличается от первого. И я стараюсь принуждать детей искать себя в математике, а математику – в окружающем нас мире, находить что-то новое, а главное – полезное для себя на каждом уроке, причем принуждать так, чтобы ученики сами не замечали этого принуждения.

Привычка – страшное слово. Привычка гасит чувства и затупляет разум. Привычка – это отчеты, мониторинги и контроль, это бесчисленные подготовительные тесты, это ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, это ворохи бумаг и гигабайты файлов. За пеленой привычки пропадает творчество, и это, пожалуй, самое страшное, что может случиться с учителем.

Повод – это то, что приходится искать каждый день. Повод ввернуть в стандартную рабочую программу немножко больше, повод сделать рутинный урок чуточку интереснее, повод побудить тех, кто сидит в классе, искать и не сдаваться, если найденный ответ оказался неправильным. И если ученик у которого что-то не получается, сдается, отказывается от борьбы с очередным уравнением или задачей, то для меня лично это становится лишь еще одним поводом процитировать Иоганна Фридриха Гербарта: «Неспособных в этой науке нет. Значит, вы просто небрежно отнеслись к обучению», и объяснить снова. И снова. И снова.

Пока в этой борьбе не будет одержана очередная маленькая победа.

Страсть к преподаванию становится топливом, которое поддерживает даже во время самых строгих проверок, подталкивает участвовать в конкурсах, помогает не сдаваться, когда до полуночи приходится проверять работы учеников. Страсть ведет в библиотеки и на конференции, ищет книги по преподаванию и оформляет подписки на научные журналы.

Да и как без нее? Дети, вопреки, опять же, распространенному стереотипу, очень тонко чувствующие личности, и они лучше любого взрослого отличают правду от лжи, а искренность – от лицемерия. Страсть к преподаванию должна быть настоящей, взаправдашней и всамделишней, иначе не будет никакого толку от стройного плана урока и четко прописанных определений.

Невероятно трудно удерживать эту страсть в современном мире, где требуются лишь результаты. Но трудно не только мне – трудно моим ученикам, и если я сдамся, то обреку на поражение и их. Но стоит только вспомнить слова Джорджа Пойа «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», как все становится на свои места.

Желание тоже является весьма расплывчатым словом. Как можно сравнить желание научить и желание научиться самому? Что важнее – желание дать знания по математике или желание воспитать хорошего человека, надежного друга? И мне, как и многим другим, приходится, подобно канатоходцу, бесконечно балансировать между своими и чужими желаниями, пытаясь скомбинировать их и втиснуть в неумолимые сорок минут стандартного урока. И поэтому снова в памяти всплывает цитата Михаила Ломоносова: «Математику уж зачем учить следует, что она ум в порядок приводит»

Быть учителем – не аксиома. Нельзя раз и навсегда присвоить себе это звание. Быть учителем – это сложнейшая теорема, которую каждый день приходится доказывать не только ученикам, но и самому себе, и с каждым разом она становится только сложнее. Это находить тот самый, единственный ключик к каждой из маленьких душ, которые заходят в класс. Это каждый день удивлять – но не собой, а глубиной своего предмета, и в то же время не быть абстрактной фигурой, стоящей у доски, а личностью, достойной уважения. Это находить ту тонкую грань между сохранением традиций и инновациями, это уметь вписать в веское слово «гармония» ФГОСы и хаос творчества, это понимать, что математика – не замкнутый в себе набор цифр, а раскрытая дверь, ведущая к десяткам других наук.

Можно смело говорить о том, что мы с детьми учимся друг у друга: находим новые и новые ответы на старые и вроде бы всем понятные истины. Учитель, способный взять на себя ответственность за обучение и воспитание ребенка, берет на себя ответственность и за будущее своего подопечного. Они растут вместе. А что значит расти? Это значит больше понимать, чувствовать, предугадывать. Учитель помогает ученику приобретать новые знания, формирует систему мировоззрений и нравственных ориентиров. Но и сам педагог расширяет знания о детях, ведь они – большая неразгаданная Вселенная с нераскрытыми талантами.

Я стараюсь каждый урок выстраивать с учетом индивидуальных особенностей ребёнка и психологической готовности детей к восприятию нового материала. Я с гордостью смотрю на своих учеников и с каждым днем замечаю, что они взрослеют не только физиологически, но и морально: создают проекты, анализируют жизненные ситуации, ответственно готовятся к каждому мероприятию. Я горжусь своими учениками, которые правильно и уверенно отвечают на уроках, достойно справляются с олимпиадными заданиями по предметам школьного курса, успешно выступают на конференциях, фестивалях, побеждают в конкурсах! Ведь их победы – это и мои победы! Их рост - это и мой рост тоже! Успехи детей – это моя гордость, это уверенность в том, что я им очень нужна! И хочется снова и снова, не останавливаясь на достигнутом, творить, открывать с учениками неизведанное, быть с ними всегда рядом, чтобы учить, поддерживать, направлять, изменять их жизнь к лучшему.

Я готова идти в ногу со своими учениками и учиться вместе с ними: изучать разные методики преподавания, новые информационные технологии, совершенствоваться профессионально и не останавливаться на достигнутом, обязательно двигаться вперед. Ведь учитель, расширяющий свои знания и обновляющий их, успешен среди своих учеников. На мой взгляд, ежедневный труд над собой, своими мыслями, своим характером – единственный путь к формированию любого ребенка как яркой личности. Л.Н. Толстой утверждал, что не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть другим».

Каждый день в школе – учение для меня. Каждая минута урока осознанна. Каждый ученик – загадка, каждый ученик – учитель для меня. Дети учат меня быть более ответственной, сдержанной, чуткой, отзывчивой, веселой.

Учитель и Ученик… Недаром между этими существительными стоит союз. Это сотрудничество, которое жизненно необходимо обоим участникам тандема. И если бы союз предложили заменить математическим знаком, то я бы смело поставила знак равенства. Один из героев Ф.М. Достоевского сказал, что дети – будущее человечества, и это действительно так, и именно мы – учителя, формируем это будущее.

В заключение хочу привести знаменитые строки Дмитрия Ивановича Менделеева «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!