СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗ опыта работы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИЗ опыта работы»

Дербентский район

МБОУ «Аглобинская СОШ »











«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка»

(Из опыта работы)

Учителя русского языка и литературы

МБОУ «Аглобинская СОШ»

Сардаровой Эльвиры Пиралиевны



Использование современных педагогических технологий.

Важнейшим средством достижения современного качества образования является использование современных педагогических технологий.

В течение последних 4 лет работаю над темой по самообразованию «Педагогические инновации в преподавании уроков русского языка и литературы»

Целью моей работы является изучение и внедрение в собственную педагогическую деятельность современных педагогических технологий, методов и приёмов, позволяющих сделать учебный процесс увлекательнее.

Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

  • Изучить литературу и имеющийся опыт других учителей по теме самообразования;

  • Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий;

  • Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

  • Разработать учебные, методические и дидактические материалы

  • Использовать в учебном процессе индивидуальные и групповые формы работы с обучающимися;

  • Развивать мышление, внимание, творческие способности бучающихся.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,

  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;

  • разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;

  • доклады, выступления на заседаниях ШМО, РМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

В межаттестационный период мною были изучены и применяются в работе следующие технологии:

ИКТ технологии:

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Также на уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотрим фрагменты балетов, спектаклей, фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.

Например, экранизация романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" даёт возможность познакомить ребят с оперой П. И. Чайковского, так как это фильм-опера.

На уроках я знакомлю школьников с важными фрагментами: "Ленский перед дуэлью. Ария Ленского", "Объяснение Онегина и Татьяны в 8 главе", "Разговор Татьяны с няней". На уроках мы детально изучаем данные фрагменты по тексту, пишем анализ эпизодов, а затем сравниваем фрагменты кинофильма с текстом романа. Задаю такие вопросы:

- Как музыка передаёт настроение Ленского перед дуэлью? Какова тональность?

- Соответствует ли эта тональность строкам Пушкина?

- Как авторы фильма передают романтизм Ленского, с помощью каких средств?

- Почему меняется тональность арии, в связи с чем?

На уроках литературы часто нужен исторический комментарий, поэтому я использую фрагменты документальных фильмов. Например, при изучении произведения Н. М. Карамзина «Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода» в 8 классе просматриваем серии «Марфа - Посадница», «Покорение Новгорода» из цикла документальных фильмов «История государства Российского», созданных на основе труда Н.М. Карамзина.

На уроках я использую самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных мною и учениками материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для тестов, Publisher – для создания буклетов). Использую представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: “Большой словарь русского языка”, “Большая русская биографическая энциклопедия”, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» и др.)

Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников использую на этапе закрепления и повторения пройденного (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку “Фраза”).

В воспитательной и внеклассной работе по предмету я также применяю ИКТ технологии, создаю презентации, развивающие интеллектуальные способности учащихся: различные викторины, игры, презентации, направленные на воспитание патриотизма, бережного отношения к природе.

Созданные мною презентации


Русский язык. 6 класс

«Глагол»

2.

Викторина к 23 февраля

3.

Русский язык. 8 класс

«Характер человека. Мимика, жесты, выражение глаз»

3.

Игра по русскому языку «Звёздный час»

4.

Литература. 8 класс

«Сергий Радонежский»

4.

Игра по русскому языку

«Умники и умницы»

5.

Литература. 8 класс

«Александр Невский»

5.

«Права ребёнка»

6.

Литература. 8 класс

«Песнь о вещем Олеге»

6.

Н. Н. Муравьёв-Амурский

7.

Литература. 7 класс

«В. В. Маяковский»

7.

«Наркомания»

8.

Литература. 7 класс

А. К. Толстой «Илья Муромец»

8.

«Курск. Последний поход»

9.

Литература. 7 класс

А. С. Пушкин «Дубровский»

9.

«Афганская война 1979 – 1989»

10.

Литература. 6 класс

«Панорама Москвы»

10.

«Чернобыльская АЭС»

11.

МХК «Элвис Пресли»

11.

«Посвящение в пятиклассники»

12.

МХК «Зарубежная классическая музыка 20 века»

12.

«70 лет Сталинградской битве. 200 дней и ночей»

13.

МХК «Стинг»

13.

«Пожарная безопасность. Викторина. 6 класс»

14.

МХК «Мадонна»

15.

Литература. 8 класс

«Марфа-Посадница»

16.

«Амурские поэты о Великой Отечественной войне»

Мною создан и постоянно пополняется банк электронных материалов к урокам литературы, в которых содержатся не только биографические материалы писателей и поэтов русской и зарубежной литературы, но и лекции проектов «Мир Бибигона », «Мой живой журнал», фрагменты экранизаций литературных произведений, спектаклей, аудиозаписи, видеоклипы, созданные по песням на стихи русских поэтов и т. д. Также создан банк презентаций к урокам МХК.

Являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на сайте http://www.proshkolu.ru/, участвую во Всероссийской Педагогической Видеоконференции – www.zavuch.info.

Учащиеся с помощью компьютерной программы Power Point создают презентации к урокам литературы и МХК. Например, к уроку литературы по творчеству Астафьева учащейся 5 класса Байрамбековой М. была создана презентация с биографическим материалом, учащимся 8 класса, Турабовым И., – презентация по творчеству В. С. Высоцкого, с помощью программы Publisher учащиеся создают публикации, направленные на пропаганду здорового образа жизни: «Вредно ли курить?», «Нужны ли детям прививки?», на бережное отношение к природе, выпускают стенгазеты.

(приложение № 1.)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо:

Современные требования к урокам русского языка достаточно высоки. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:

вооружение учащихся знаниями основ науки о языке;

формирование умений практического владения русским языком (орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами);

умение чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;

воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.

Практика показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, поэтому привлекательность данной технологии вижу в возможности развивать у учащихся критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. На мой взгляд, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.

Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям и ориентирован на пробуждение интереса к получению новой информации.

На стадии вызова я применяю различные приёмы: «Верные и неверные утверждения», «Кластер», «Корзина идей», «Знаю – хочу узнать – узнал». Например, на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Производные и непроизводные предлоги» применяю приём «Верные и неверные утверждения»:

Прочитайте вслух только верные утвержде­ния.

Докажите, что эти высказывания правиль­ные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, кото­рые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя замени! другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги и омонимичны самостоятельным частям речи.

При изучении темы «Деепричастный оборот» составляем кластер:

В центре доски прикрепляется карточка с термином «Деепричастие», затем ученики вспоминают, что они знают об этой части речи. Соответствующие таблички прикрепляются к доске и соединяются стрелками с понятием «деепричастие». Затем ребята работают с текстом, записанном на карточках, и находят в нём деепричастия, выясняют, что деепричастия могут иметь зависимые слова. Делают вывод о том, что деепричастие с зависимым словом называется деепричастным оборотом. Обращают внимание на пунктуационное оформление деепричастного оборота. Дополняют кластер.

Зависит от глагола

неизменяемость








На стадии осмысления применяю приём «Инсерт»:

- Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» - эту информацию знаю;

«+» - это новая для меня информация;

«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.


Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу.

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.)

или в два ( в меру, в течение, в продолжение, в за­ключение, в отличие).

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфо­графическом словаре.

5. Предлоги можно заменить, другими предло­гами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = а; вследствие= из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от по­хожих (омонимичных) форм знаменательных час­тей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. - В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки. - На счет (па что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. - На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) па дождь, прогулка со­стоялась. - Он прошёл, не смотря на нас.

Ввиду (=из-за) предстоящего экзамена про­гулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. - В течении реки.

В продолжение отпуска. - В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка.

7Предлог вследствие имеет причинное значе­ние; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

На стадии рефлексии ребята работают с учебным текстом и отвечают на вопросы, поставленные учителем:

- Какая информация из текста вам была известна.

- Выпишите те предлоги, написание которых нам было знакомо.

- Что нового вы узнали из текста?

- Выпишите те предлоги, правописания кото­рых вы не знали.

- Как называются эти предлоги?

- Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

- Чем можно заменить эти предлоги?

- Составьте и запишите предложения с про­изводными предлогами, которые пишутся в два слова.

- Какое значение имеют эти предлоги?

Также на данной стадии применяю приём составления синквейна. Например, на уроке развития речи в 9 классе по теме «Рассуждение как тип речи. Человек и его поступки».

Поступок

Героический, самоотверженный.

Совершается, характеризует, вдохновляет.

Делает человека человеком.

Бессмертие.

(приложение № 2)

Игровая технология.

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Для решения поставленной задачи я стараюсь в каждый урок включать игровые моменты, провожу и игровые уроки. Использую ролевые и дидактические игры.

Например, с целью закрепления навыка правильного употребления имён существительных в форме родительного падежа в 6 классе провожу игру «Магазин». Суть игры заключается в том, что ученик – «покупатель» должен попросить у «продавца» продать ему товар в указанном на ценнике количестве, например: «Дайте мне, пожалуйста, пять килограммов макарон и три килограмма помидоров». За правильное употребление существительных он получает жетон. Ценники написаны на карточках.

После изучения темы «Местоимение» провожу деловую игру «Корректор».

Перед началом игры ребятам объясняется значение слова корректор и предлагается «поработать» корректорами.

Далее учащимся предлагаются различные тексты с ошибками, которые они должны исправить и определить орфограммы. Здесь же ведётся работа со словарями, с помощью которых ребята могут проверить написание некоторых слов.

Провожу игры в форме соревнований, конкурсов. Например,


Конкурс «Ералаш»

На доске или на слайде стихотворение. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение - справа на отельных полосках. Полоски эти перепутаны, в результате чего получается бессмыслица.

Задача играющих - разложить полоски пра­вильно, чтобы каждая оказалась на своем месте.

Злой кабан сидел на ветке 1

Пароход томился в клетке 2

Соловей точил клыки 3

Дикобраз давал гудки 4

Кошка физику учила 5

Маша хвостик свой ловила 6

Буратино шил штаны 7

А портняжка ел блины 8

Ёж накрыт к обеду был 9

Чиж усами шевелил 10

Рак летал под облаками 11

Стол гонялся за мышами 12

Чайник прыгал во дворе 13

Мальчик булькал на костре 14

(Ответ: правильный порядок – 3, 4, 1, 2, 6, 5, 8, 7, 12. 11, 10, 9, 14, 13)

Для лучшего осмысления лексического значения слова подбираю различный языковой материал, который помогает учащимся погрузиться в язык, как в океан неизведанного и интересного, осмыслить законы языка и речи, учит ребят быть предельно осторожными, вдумчивыми, чуткими к слову. Например,


К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

Извините меня!-

Это значит:

- Исключи меня из вины!-

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

Обереги меня!-

Это значит:

- Берегами меня окружи!-

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

Защити меня!-

Это значит:

- Спрячь меня за щитом! –

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

(С.Островой)

После таких лингвистических минуток сами учащиеся начинают искать параллели между близкими или тождественными или в каком-то отношении противоположными, непохожими словами. А не секрет, что лексическая система языка обязывает нас изучать слова только в их системных связях.

Уроки литературы провожу в форме уроков- викторин, литературных гостиных, ввожу элементы инсценирования отрывков произведений.

При изучении поэзии провожу конкурсы чтецов.

Кроме того провожу различные интеллектуальные игры: «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Занимательная грамматика», «По морям, по волнам…», куда включаются задания из различных разделов русского языка и литературы.

Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить.

Здоровьесберегающие технологии.

Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям, без которых не обойтись на уроках русского языка. Здоровьесберегающие технологии «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.

При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельную работу и другие .

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления и снятия у них мышечного статического напряжения провожу физкультминутки, кроме того, провожу эмоциональную разрядку: слушание музыки, просмотр видеоклипов, отрывков из видеофильмов. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

На уроках русского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться положительных результатов без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

Например, при изучении темы: “Однородные и неоднородные определения” использую разноуровневые задания:

Первый уровень. Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.


Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ______ ______ гвоздики, а также левкой в ______ _______ стручьях. Зато пышно цвели своей _______ _______ красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ________ _______ _______ запах.


(разноцветные махровые гвоздики, левкой в тонких зеленых стручьях, холодной, высокомерной красотой, осенний, травянистый, грустный запах)

Второй уровень. Распространите словосочетания однородными / неоднородными определениями. Составьте предложение с одним из них.

Горячая вода, кожаный чемодан, трудная задача, ночная смена, мясные блюда

Третий уровень. Коллективная работа под руководством учителя.

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика.

Для снятия эмоционального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, ввожу в урок исторические экскурсы и отступления. Эти приемы также позволяют решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Вызывает неизменный интерес у школьников нетрадиционные уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Программа по литературе (для 5-11 классов) включает стихи поэтов: Жуковского В.А., Пушкина А.С., Толстого А.К., Бунина И.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Блока А.А., Есенина С.А., Ахматовой А.А. о неповторимых красотах русской природы. Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, обращаю внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя.

Также на уроках использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений). Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов ведёт к психологической разгрузке.

При изучении биографий писателей и художников показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.

Таким образом, использование современных технологий на уроках русского языка и литературы показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, повышается процент качества успеваемости. Об этом говорят результаты, проведённых мною контрольных срезов в начале и конце учебного года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей