СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по теме "Пищеварение в желудке" (8 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Пищеварение в желудке" (8 класс)»

Тема. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

Цели:

  1. Учебно-образовательная: изучить внешнее и внутреннее строение желудка, процесс пищеварения в желудке;

раскрыть свойства ферментов желудочного сока; разъяснение процесса нервно-гуморальной регуляции желудочного сока

  1. Учебно-развивающая: развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;

  2. Учебно-воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

Основные понятия: желудочный сок, ферменты.

Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа), наглядный, проблемный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: макет, плакаты.


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. Работа по карточкам:

Вставьте пропущенное слово:

Начинается пищеварительная система ____________________ полостью.

Зубы у человека вырастают в две смены: сначала _____ , затем_______ .

Последними вырастают зубы ________________ .

Зуб – это сложный орган, в нем различают корень, _________________ и ______________.

В сутки выделяется более ____________ литра слюны.

Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________ .

Важную роль в ротовой полости играет _______________ .

Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______________ , а затем в __________________

Выбери правильные ответы

Вход в ротовую полость ограничивают:

Губы; Зубы; Слюнные железы.

Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:

Коронка; Шейка; Корень.

Под действием ферментов слюны происходит расщепление:

Жиров; Углеводов; Белков.

В ротовой полости слюна:

Смачивает пищу, Убивает бактерии; Измельчает пищу.

Перистальтика – это:

Переваривание пиши; Раздражение рецепторов; Волнообразное сокращение стенок пищевода.

Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:

Безусловных; Условных; Приобретённых.

Всего у человека: 23 зуба; 33 зуба; 32 зуба.

Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:

В желудок; В кишечник; В 12-перстную кишку.

1.Вход в ротовую полость ограничивают:

А) Губы; Б) Зубы; В) Слюнные железы.

Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:

А) Коронка; Б) Шейка; В) Корень.

3.Под действием ферментов слюны происходит расщепление:

А) Жиров; Б) Углеводов; В) Белков.

В ротовой полости слюна:

А) Смачивает пищу, Б) Убивает бактерии; В) Измельчает пищу.

Перистальтика – это:

А) Переваривание пиши; Б) Раздражение рецепторов; В) Волнообразное сокращение стенок пищевода.

Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:

А) Безусловных; Б) Условных; В) Приобретённых.

Всего у человека А) 23 зуба; Б) 33 зуба В) 32 зуба.

Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:

А) В желудок; Б) В кишечник; В) В 12-перстную кишку

3. Сообщение темы урока.

Тема «Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.»

4. Изучение нового материала.

4.1.Строение желудка.

- На основе повторения знаний предыдущих курсов о животных ответьте на вопрос: «Куда пища попадает из пищевода? После кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок - расширенную часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости .

- Почему желудок называют «хранилищем пищи» ? Желудок - самая расширенная часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: входное – там, где в него впадает пищевод, и выводное – в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Желудок имеет две стенки – переднюю и заднюю. Нижний край выпуклый, верхний – вогнутый. Желудок имеет дно и тело. Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием. Она образует многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные трубчатые железы желудка (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Они различаются по строению и функциям: 1.одни выделяют пищеварительные ферменты: пепсин, 2.вторые – соляную кислоту, 3.третьи - слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.

Подслизистая основа желудка толстая, образована рыхлой соединительной тканью.

Мышечная оболочка желудка в отличии от других органов пищеварения трехслойная.

Первый слой – наружный продольный.

Средний – круговой.

Внутренний – косой слой, удерживающий желудок от растяжения.

Снаружи желудок покрыт брюшиной (соединительнотканной оболочкой).

4.2. Состав желудочного сока.

Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту(0,3-0,5%) и поэтому имеющую кислую реакцию ( рН 1,5-1,8). За сутки вырабатывается 2 литра этого сока.

Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.

Желудочный сок

Вода 98-99%

Плотный остаток 1-2%

Органические вещества

Неорганические вещества

Ферменты

Прочие вещества

-Хлориды -Фосфаты -Сульфаты -Нитраты -Соли железа

-Соляная кислота

Пищеварительные ферменты

Непищеварительные ферменты

В желудке действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевую массу и не разрушит птиалин слюны (он действует только в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занять до 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду на кислую. Время пропитывания пищи желудочным соком зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции. По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.

Пепсин и ренин – непрерывно вырабатываются в виде проферментов, которые превращаются в активные ферменты под действием соляной кислоты (рН 1,5-2,0). Они расщепляют белки на более короткие полипептиды. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно – белки хрящей и сухожилий.

Липаза – расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот. Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.

Лизоцим – обладает бактерицидными свойствами.

Фермента, способного действовать на углеводы в составе желудочного сока нет.

Муцин (слизь) – выполняет защитную функцию – предохраняет желудок от механического, химического воздействия и самопереваривания.

Соляная кислота – активирует ферменты, створаживает молоко, стимулирует деятельность желудка, оказывает бактерицидное действие.

Желудочный сок, выделяемый на мясо, хлеб и молоко, имеет разную кислотность и содержит неодинаковые количества ферментов.

В желудке всасываются: алкоголь, минеральные соли, вода, аминокислоты, глюкоза.

5.Домашнее задание.

1.Параграф 26, ответить на вопросы.

2. Как влияет жевательная резинка, газированные напитки, фастфуд . хот дог на желудок ( для всех).

3. Объяснить пословицы « Когда я ем , я глух и нем» « Аппетит приходит во время еды» , « Кто долго жует, тот долго живет», « Лучше 7 раз поесть , чем один раз наесться»


6. Закрепление изученного материала.

1).Какие изменения происходят с пищей в желудке?

2).Какова роль соляной кислоты в желудке?

3).Что входит в состав желудочного сока?

4).Может ли желудок съесть себя?

5).Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?

6).При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки? 7).Объяснить, почему для повышения аппетита рекомендуется использовать в пищу супы и мясные бульоны?

8).Чем объясняется образование различного количества желудочного сока на мясо, хлеб и изменение его качества?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!