Тема. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.
Цели:
Учебно-образовательная: изучить внешнее и внутреннее строение желудка, процесс пищеварения в желудке;
раскрыть свойства ферментов желудочного сока; разъяснение процесса нервно-гуморальной регуляции желудочного сока
Учебно-развивающая: развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;
Учебно-воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.
Основные понятия: желудочный сок, ферменты.
Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа), наглядный, проблемный.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: макет, плакаты.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Работа по карточкам:
Вставьте пропущенное слово:
Начинается пищеварительная система ____________________ полостью.
Зубы у человека вырастают в две смены: сначала _____ , затем_______ .
Последними вырастают зубы ________________ .
Зуб – это сложный орган, в нем различают корень, _________________ и ______________.
В сутки выделяется более ____________ литра слюны.
Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________ .
Важную роль в ротовой полости играет _______________ .
Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______________ , а затем в __________________
Выбери правильные ответы
Вход в ротовую полость ограничивают:
Губы; Зубы; Слюнные железы.
Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:
Коронка; Шейка; Корень.
Под действием ферментов слюны происходит расщепление:
Жиров; Углеводов; Белков.
В ротовой полости слюна:
Смачивает пищу, Убивает бактерии; Измельчает пищу.
Перистальтика – это:
Переваривание пиши; Раздражение рецепторов; Волнообразное сокращение стенок пищевода.
Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:
Безусловных; Условных; Приобретённых.
Всего у человека: 23 зуба; 33 зуба; 32 зуба.
Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:
В желудок; В кишечник; В 12-перстную кишку.
1.Вход в ротовую полость ограничивают:
А) Губы; Б) Зубы; В) Слюнные железы.
Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:
А) Коронка; Б) Шейка; В) Корень.
3.Под действием ферментов слюны происходит расщепление:
А) Жиров; Б) Углеводов; В) Белков.
В ротовой полости слюна:
А) Смачивает пищу, Б) Убивает бактерии; В) Измельчает пищу.
Перистальтика – это:
А) Переваривание пиши; Б) Раздражение рецепторов; В) Волнообразное сокращение стенок пищевода.
Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:
А) Безусловных; Б) Условных; В) Приобретённых.
Всего у человека А) 23 зуба; Б) 33 зуба В) 32 зуба.
Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:
А) В желудок; Б) В кишечник; В) В 12-перстную кишку
3. Сообщение темы урока.
Тема «Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.»
4. Изучение нового материала.
4.1.Строение желудка.
- На основе повторения знаний предыдущих курсов о животных ответьте на вопрос: «Куда пища попадает из пищевода? После кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок - расширенную часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости .
- Почему желудок называют «хранилищем пищи» ? Желудок - самая расширенная часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: входное – там, где в него впадает пищевод, и выводное – в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Желудок имеет две стенки – переднюю и заднюю. Нижний край выпуклый, верхний – вогнутый. Желудок имеет дно и тело. Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием. Она образует многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные трубчатые железы желудка (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Они различаются по строению и функциям: 1.одни выделяют пищеварительные ферменты: пепсин, 2.вторые – соляную кислоту, 3.третьи - слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.
Подслизистая основа желудка толстая, образована рыхлой соединительной тканью.
Мышечная оболочка желудка в отличии от других органов пищеварения трехслойная.
Первый слой – наружный продольный.
Средний – круговой.
Внутренний – косой слой, удерживающий желудок от растяжения.
Снаружи желудок покрыт брюшиной (соединительнотканной оболочкой).
4.2. Состав желудочного сока.
Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту(0,3-0,5%) и поэтому имеющую кислую реакцию ( рН 1,5-1,8). За сутки вырабатывается 2 литра этого сока.
Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.
Желудочный сок
Вода 98-99%
Плотный остаток 1-2%
Органические вещества
Неорганические вещества
Ферменты
Прочие вещества
-Хлориды -Фосфаты -Сульфаты -Нитраты -Соли железа
-Соляная кислота
Пищеварительные ферменты
Непищеварительные ферменты
В желудке действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевую массу и не разрушит птиалин слюны (он действует только в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занять до 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду на кислую. Время пропитывания пищи желудочным соком зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции. По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.
Пепсин и ренин – непрерывно вырабатываются в виде проферментов, которые превращаются в активные ферменты под действием соляной кислоты (рН 1,5-2,0). Они расщепляют белки на более короткие полипептиды. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно – белки хрящей и сухожилий.
Липаза – расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот. Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.
Лизоцим – обладает бактерицидными свойствами.
Фермента, способного действовать на углеводы в составе желудочного сока нет.
Муцин (слизь) – выполняет защитную функцию – предохраняет желудок от механического, химического воздействия и самопереваривания.
Соляная кислота – активирует ферменты, створаживает молоко, стимулирует деятельность желудка, оказывает бактерицидное действие.
Желудочный сок, выделяемый на мясо, хлеб и молоко, имеет разную кислотность и содержит неодинаковые количества ферментов.
В желудке всасываются: алкоголь, минеральные соли, вода, аминокислоты, глюкоза.
5.Домашнее задание.
1.Параграф 26, ответить на вопросы.
2. Как влияет жевательная резинка, газированные напитки, фастфуд . хот дог на желудок ( для всех).
3. Объяснить пословицы « Когда я ем , я глух и нем» « Аппетит приходит во время еды» , « Кто долго жует, тот долго живет», « Лучше 7 раз поесть , чем один раз наесться»
6. Закрепление изученного материала.
1).Какие изменения происходят с пищей в желудке?
2).Какова роль соляной кислоты в желудке?
3).Что входит в состав желудочного сока?
4).Может ли желудок съесть себя?
5).Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?
6).При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки? 7).Объяснить, почему для повышения аппетита рекомендуется использовать в пищу супы и мясные бульоны?
8).Чем объясняется образование различного количества желудочного сока на мясо, хлеб и изменение его качества?