3 | Формулирование темы и цели урока | 5 мин | Подведение к теме и цели урока путем выполнения задания. | - Прочитайте текст (слайд 1). В цирках слонов приучают выполнять самые разнообразные номера. Они танцуют, жонглируют, садятся на тумбы, делают стойки на двух и на одной ноге, ездят на трехколесном велосипеде. Слон Боско научился ходить по бочкам, делать стойку. Он даже может садиться и ложиться по команде. - Правильно ли определены части речи у выделенных слов? (слайд 2): Слонов – имя существительное. Разнообразные – имя прилагательное. Танцуют – глагол. Двух – количественное числительное. Одной – порядковое числительное. Двухколесном – количественное числительное. Команде – наречие. - О ком идет речь в тексте? - О ком идет речь в тексте? - В каждом ли предложении употреблено слово слон? - Какие слова заменяют слово «слон», устраняют повторы? - Как называется такая часть речи? Запишите сегодняшнюю тему урока. - Как вы думаете, какова цель урока? | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока. |
4 | Объяснение нового материала | 15 мин | Работа с учебником (теория). Фронтальный опрос. | Прочитайте стихотворение А. Барто (слайд 3): И вот он начал Свой рассказ: -Они ползут, А он ей раз! А тут как раз Она ползла. А он как даст ему Со зла! Она им – раз! Они ей – раз! Но тут как раз Ее он спас; Он был с ней заодно. Ух, сильное кино! - Кто это он, она, они? Понятно ли, о ком идет речь? - А как вы думаете, почему? - Следовательно, какова функция местоимения? Откройте учебник на стр. 156, прочитайте, что там написано. - Как вы думаете, местоимение изменяемая или неизменяемая часть речи? - Давайте докажем что местоимение изменяемая часть речи. Выполните следующее задание: выпишите из стихотворения А. Барто местоимения. Определите, в какой форме они употреблены. - Какой вывод мы можем сделать? Прочитайте предложения. Найди местоимения. Каким членом предложения они являются (слайд 4)? Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Мы немного поговорили. Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга… Я откликнулся на их вопросительные крики. - Какова синтаксическая роль местоимений? Прочитайте теорию на стр. 156-157 - Давайте заполним следующую таблицу (слайд 5). Первый столбик заполним вместе, второй столбик 1 ряд, третий – 2 ряд, четвертый – 3 ряд. - На какие части речи похожи данные местоимения? Прочитайте теорию на стр. 157 | Выполняют задания (у доски, самостоятельно, в группах). Отвечают на вопросы (фронтальный опрос). Знакомятся с теорией учебника. |
5 | Закрепление изученного | 15 мин | Работа с учебником (практика). Выполнение заданий на закрепление нового материала. | - Ребята, выполните упр. 624. Распределите местоимения по группам в соответствии с колонками в таблице. - Следующее упр. 625. Прочитайте текст. Какие местоимения употреблены в нем? Какова их роль в предложении и в тексте? Запишите последние два абзаца, обозначая все орфограммы в первом из них. | Выполняют упражнения самостоятельно в тетрадях, делают выводы вместе с учителем. |