Просмотр содержимого документа
«Стили литературного языка.7 класс»
Двадцатое сентября. Классная работа.
Стили литературного
языка
Грамота – grammata (греч.) – «чтение и письмо» - В каком значении употреблено слово грамота?
- Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте.
- После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.
- Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота.
- Царский манифест … оказался филькиной грамотой.
- Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А.С. Пушкин)
- После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. (А.П. Чехов)
- Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А.П. Чехов)
- Царский манифест … оказался филькиной грамотой. (А. Степанов)
- Стилистика- это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
- Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.
Сфера общения
Стиль
Общение людей в быту
Разговорный
Общение граждан в учреждении
Официально-деловой
Агитационно-массовая деятельность
(стиль газет, журналов, листовок и др.)
Публицистический
Научная деятельность (научные статьи, работы)
Научный
Словесно-художественное творчество (стиль художественной
литературы)
Художественный
Определите стиль речи
- 1. вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!
- 2. СНЕГИРЬ. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками.
Работа с учебником
Уровень С
Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6 мм. (2) Дождь… (3) Различаются ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло мне!
Из данных предложений вычислите три текста – разговорного, научного и художественного стиля. Укажите номера предложений.
Разговорный __________________________
Научный _____________________________
Художественный ______________________
Укажите отличительные особенности каждого стиля. Приведите из текстов примеры языковых средств, характерных для данного стиля.
Уровень А
Определите стиль речи.
- Оля, а кто такой Тимур?
- …это один царь такой … злой, хромой, из средней истории.
1) художественный; 2)научный; 3)разговорный
Определите стиль речи.
Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные сучья дерев мирно белеет неподвижное небо.
Художественный; 2)научный; 3)разговорный
Найдите ошибку в стилистическом разборе текста.
Осень - время года, продолжающееся в северном полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сентября) по день зимнего солнцестояния (22 декабря). В житейском обиходе осенью принято называть сентябрь, октябрь, ноябрь.
Стиль речи – научный
Цель речи – передача точной научной информации
Равноденствие, солнцестояние, северное полушарие – эпитеты.
- Уровень В
- Определите стиль данных ниже текстов.
- Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля.
- Как называются эти языковые средства?
- Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них блещут лужицы.
- – А какая Италия?
- - Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнуа много, фрукты всякие растут сладкие да вкусные.
- 3) Италия – государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат средиземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная: в горах – леса, на равнинах – поля, сады, виноградники.
Домашнее задание
п.10, упр.63