Тема | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
Цели | Образовательные: - уточнить особенности буквы «ь»; - повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь; - учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком; - упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака; - способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком. Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь, память, произвольное внимание, наблюдательность, воображение, умение анализировать, обобщать. Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, чувство сопереживания, взаимопомощи, нравственно-этические качества личности, культуру поведения. ФОРМИРОВАТЬ УУД: - Личностные УУД: самоопределение, осознание социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учебной деятельности, осознание важности получаемых знаний и приобретаемых умений, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование на здоровый образ жизни, формирование нравственно-этических качеств, поиск способов разрешения конфликтов, проявление самостоятельности, ответственности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - Общеучебные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; умение ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания. - Логические УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности. Учить формулировать проблемы. - Коммуникативные УУД: умение полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра. |
Планируемый результат | Предметные: учащиеся вспомнят особенности буквы «ь»; повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь; будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным; будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме. Личностные: осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения. Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы. Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра. |
Основные понятия | «Буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, технология, физическая культура. |
Ресурсы: -основные -дополнительные | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть-1, рабочая тетрадь; - презентация: «Написание слов с ь»; «Зимняя физминутка»; - смайлики, сигнальные карточки; - конверты с заданиями; |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах. |
Структура деятельности | Формирование УУД | Действия учителя | Действия ученика |
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся | Регулятивные: -контролируют свои действия. Коммуникативные: -устанавливают отношения сотрудничества между учителем и учеником; - слушают и понимают речь других; -учатся самоорганизации. Личностные: -самоопределение; -осознание социальной роли обучающегося. | 1. Создаёт эмоциональный настрой на урок. - Сейчас у нас урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности и хорошего настроения. Я надеюсь, весёлое солнышко на слайде поднимет ваше настроение. - Улыбнитесь солнышку, мне и друг другу. Покажите своё настроение при помощи смайликов. 2. Проверяет готовность детей к уроку. Проверьте всё ли на столе в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствуют учителя. Выполняют действия, предложенные учителем. Читают представленную на слайде информацию. Весёлое солнышко Смотрит к нам в класс, А лучик, играя, приветствует нас: «Доброго утра, хорошего дня! Я пожелаю вам, детвора! Ребята показывают своё настроение при помощи смайликов. Проверяют готовность к уроку. |
Целеполагание | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Общеучебные: построение речевого высказывания в устной форме. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Логические УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: -формирование нравственно-этических качеств. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Логические УУД: -умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать Регулятивные: - определение и формулирование познавательной цели на уроке с помощью учителя. | Посмотрите на слайд, прочитайте слова. окун.., пал..чик, звер.., пен.., ал..бом, крыл..цо Какая буква пропущена? Где пропущена буква ь? Определите тему урока | Дети читают слова, объясняют, что пропущена буква ь –показатель мягкости согласных звуков на письме, место написания ь: на конце слова и в середине слова перед согласным. Формулируют тему урока, его познавательную задачу. |
Актуализация знаний Чистописание | Уметь правильно писать изученные буквы и соединять их с другими буквами. Вырабатывать каллиграфиический почерк. утомления глаз. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: -систематизировать знания о форме букв, их элементах и соединениях. Личностные: -формирование интереса, желания писать красиво и правильно. Регулятивные: -освоение способов написания и соединения письменных букв русского алфавита, ориентировки в пространстве тетради. Коммуникативные: -формирование умения объяснять свой выбор. | Чистописание. Учитель предлагает задания, показывает образец написания. - Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». - Начнём с минутки чистописания. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой Вот так: - Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? - Вспомним, как пишется мягкий знак. - Где может стоять первый мягкий знак? - Где может стоять второй знак? - А теперь напишите мягкий знак в тетради. - Подчеркните у себя три самые красивые, правильные буквы и соединения. - Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая? - Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов | Ребята открывают тетради, делают соответствующие записи. Отвечают на вопросы учителя. Смотрят на образец написания буквы в тетрадях и показ учителем на доске. Дают полные ответы на вопросы учителя. Ребята пишут. Анализируют и оценивают свою работу. Ребята высказывают свои предположения: - не обозначает звука, -- обозначает мягкость согласного звука, - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы. Ученик читает стихотворение: Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. |
Работа по теме урока Закрепление знаний, отработка учебных умений Работа над правилом | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: логические: -развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения Коммуникативные: - умение слушать и слышать; -достаточно точно выражать свои мысли; -умение объяснять свои действия; - способ написания. Регулятивные: -умение принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников; - оценивать свою деятельность. | Разделите слова на две группы (слайд ) окунь, пальчик, зверь, пень, альбом, крыльцо По какому признаку вы делили слова на группы? 1 вариант запишет слова с ь на конце, а второй – в середине. -Какое место занимает ь в словах каждого столбика? Какую роль играет? -Вывод (слайд ) Работа с учебником Предлагает найти нужную информацию на странице учебника. - Прочтите как нам формулирует это правило Мудрая сова на с.125 учебника. - Правильно ли мы вспомнили правило? Что нового узнали из правила? | Работа в парах. Слова с Ь на конце и слова с Ь в середине перед согласным Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка (слайд ) Дети делают вывод Ь на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко. Читают правило на с. 125 в учебнике и запоминают его. |
Словарная работа Работа над предложением | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: -осмысление лексического значения слов. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: логические: -развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения Коммуникативные: - умение слушать и слышать; -достаточно точно выражать свои мысли; -умение объяснять свои действия; - способ написания. Регулятивные: -умение принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников; - оценивать свою деятельность. | -Отгадайте словарное слово (слайд), поставьте ударение, назовите орфограммы, измените слово так, чтобы ь оказался в середине слова (учительница) Работа над лексическим значением слова -Кто такой учитель? - Подберите синонимы к этому слову. Составьте предложение со словом учитель (работа в парах). Запись одного из предложений на доске. Разбор по членам. | Дети отгадывают слово учитель учительница Запись слов в словарик. Определяют лексическое значение слова, подбирают синонимы Составляют предложение (в парах). Записывают под диктовку, один ученик работает у доски Разбирают предложение по членам. |
Физкультминутка Цели: Укреплять здоровье детей, воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни. Развивать внимание | Личностные: -ориентироваться на здоровый образ жизни. Регулятивные: -умение корректировать и оценивать собственную деятельность | Предлагает ученикам отдохнуть, размяться вместе с ёлочкой. Отгадайте, кто вместе с вами будет делать физминутку. Её всегда в лесу найдёшь – Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. (Ель) | Выполняют упражнения под музыку. |
Закрепление знаний, отработка учебных умений Работа с учебником. Самостоятельная дифференцированная работа с карточками. Звуко-буквенный анализ слова | Личностные: -иметь мотивацию к учебной деятельности, -осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений; -проявлять самостоятельность, ответственность; -стремиться к развитию мышления. Регулятивные: - стремиться к преодоле-нию препятствий; -умение принимать и сохранять учебную задачу. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: -создавать алгоритм деятельности; -выполнять необходимые преобразования; Предметные Уметь на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи буквы «ь», производить звуко-буквенный анализ слова | Упр. 206. Игра «Фокусник» -Какое «превращение» произвели со словом? -Запишем две пары слов у доски и в тетрадях. Далее работаем самостоятельно по карточкам. Карточка №1 день – деньки пень – пеньки зверь – зверьки Карточка №2 декабрь – декабрьский ноябрь – ноябрьский апрель – апрельский сентябрь - сентябрьский -Почему в слове день звуков меньше, чем букв? | Ь «спрятали» в середину слова Записывают две пары слов у доски и в тетрадях. Самостоятельная работа. Самопроверка. Самооценка. Ученик производит звуко-буквенный анализ слова день Проверка его работы. Отвечают на вопрос учителя. |
Творческое применение знаний в новой ситуации | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: логические: -умение анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы. Коммуникативные: -умение доказывать свое мнение, доносить его до всех участников Регулятивные: -планировать и контролировать свои действия и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; - оценивать результаты коллективной работы. бразовательного процесса. Коммуникативные: -развивать мотивацию к учебной деятельности; -знать правила и развивать навыки сотрудничества, применять их на практике. | Прочитайте строки. Какая буква пропущена в словах? Для чего служит ь на конце слова и в середине между согласными? Составьте стихотворение, расставив строчки по порядку. (групповая работа) слайд 16 У ленивого растяпы Толстый мален..кий тюлен.. Превратилис.. в ласты лапы. Спит на л..дине целый ден.. 1 – два слова с Ь 2 – два слова с Ь 3 – без Ь 4 – со словом, где Ь на конце -Спишите первое предложение, подчеркните в словах Ь | Объясняют написание Ь Работают в группе, располагают строчки по порядку. Проверяют свою работу, оценивают Спит на льдине целый день Толстый маленький тюлень. У ленивого растяпы Превратились в ласты лапы Списывают первое предложение, подчеркивают в словах Ь |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Личностные: -стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы. Регулятивные: - контролировать и корректировать собственную деятельность; -выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить; -понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: - проявлять самостоятельность, ответственность; -стремиться к развитию мышления. Коммуникативные: -уметь полно и грамотно выражать свои мысли; - проявлять самостоятельность, ответственность; стремиться к развитию мышления. | 1. Фиксация содержания, которое было уточнено и закреплено. Подводит к сопоставлению целей урока и его результатов. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников. 2. Рефлексия учебной деятельности -Продолжите, пожалуйста, фразы, которые видите на доске… 3. Самооценка деятельности на уроке.(смайлики) А теперь последний, на сегодня, представитель мягкого знака–«Портфель настроений». Он хочет получить от вас смайлик тот, который отображает ваше настроение. Вложите их в портфель. - Смотрите, ребята, на портфеле появилось солнышко с улыбкой, значит у большинства хорошее настроение. Спасибо за ваше трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Эти качества помогли вам сегодня достигнуть намеченных целей. | Высказывают своё мнение. Рассказывают, что знают, что смогли, в чём испытывали затруднение. Выражают своё отношение к уроку. - Я стал лучше понимать ... - Мне понравилось выполнять ... - Мне было трудно ... - Я почувствовал ... Отвечают на предложенные вопросы при помощи сигнальных карточек. Школьники выбирают смайлик, отражающий их настроение и вкладывают его в «Портфель настроений». |
Домашнее задание | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: - проявлять самостоятельность, ответственность; -стремиться к развитию мышления. Коммуникативные: -уметь полно и грамотно выражать свои мысли; - проявлять самостоятельность, ответственность; стремиться к развитию мышления. Личностные: - стремление к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы. | Домашнее задание (по выбору) - 1.Творческое задание. Составить текст из 5-6 предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком после согласных звуков в середине или в конце слова. 2. Выполнить упр. 205 на с.125. - Кому не понятно задание? У кого есть вопросы? - Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за ваше старание. Молодцы! Желаю дальнейших успехов! Урок окончен! | Ребята выбирают и записывают домашнее задание. Уточняют непонятные моменты. |