СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мастерок"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей 3 класса и направлена на развитие творческих способностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мастерок"»

Утверждаю:

Директор МОУ ИРМО

«Лыловская НШДС»

__________/В.И. Серегина/

Рассмотрена на пед.совете

«__»_________2014г.

Протокол пед.совета №___от_______2014г.









Программа внеурочной деятельности

«Мастерок»

Художественно – эстетическое направление





Составила:

учитель начальных классов

Семёнова Евгения Борисовна








2014

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мастерок» разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О. А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2013г.

Актуальность программы. Декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Оно наряду с другими видами искусства, готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной.

Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важные для воспитания у обучающегося нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Чтобы привить любовь к искусству, сохранить народные традиции вводится программа «Мастерок» по декоративно – прикладному искусству, которая рассчитана для детей младшего школьного возраста 9-10 лет.

Цель программы – развитие творческих способностей младших школьников, формирование основ художественной культуры ребенка через декоративно- прикладное искусство.

Задачи:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, теста, бросового и природного материала;

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждения в веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Тематика, содержание, сложность и трудоемкость трудовых заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании.

Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что – то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ.

Программа основана на следующих принципах:

Принцип наглядности дает возможность обучающимся приобретать знания осознанно, при использовании познавательной активности. Реализуется путем использования технических средств обучения и наглядных пособий.

Принцип доступности заключается в простоте изложения и понимания учебного материала.

Принцип коллективности дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения детей, признание значимости и ценности каждого ученика.

Формы работы:

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Итоги работы будут подведены в форме отчетной выставки.

Режим занятий:

1 год обучения – 1 раз в неделю, 34 часа в год.

Продолжительность занятия – 35 минут в 1 классе, 40 минут во 2,3,4 классах.

Материально – техническое оснащение:

Усилитель, колонки , мультимедийный проектор.

Аудио – видео – материалы.

Демонстрационные стенды.

Материалы: краски акварельные, гуашь, кисти, карандаши (простые и цветные), фломастеры, бумага (белая, цветная), картон (белый, цветной), клей (ПВА, «Момент»), пластилин, соленое тесто, природный материал(шишки, листья, ветки, репейник), бросовый материал (пластиковые бутылки, упаковочные коробки, разноцветные пробки, лампочки, фантики от конфет).

Инструменты: ножницы, стеки.

Учебно – методическая и специальная литература по направлениям творческой деятельности.

Предполагаемые результаты:

В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:

  • стремление к творческой реализации средствами художественной деятельности;

  • эстетическое отношение к красоте окружающего мира; 

  • чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению декоративно-прикладного искусства - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:


  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:


  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать речь других;

  • умение совместно обсуждать план и этапы намеченной работы;

  • развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:

  • умение определять и стилизовать под руководством учителя самые простые и общие природные формы;

  • умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи.


Тематическое планирование

Тема

Всего часов

Теория

Практика

  1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. 1 1

  1. Работа с природным материалом (7ч.)

2.1

Вводное занятие. Знакомство с природным материалом.

1

1


2.2

Экскурсия в лес. Сбор природных материалов.

1


1

2.3

Подготовка природных материалов к работе.

1


1

2.4

Игрушки из раскрытых и закрытых шишек.

1


1

2.5

Панно из листьев на осеннюю тему.

1


1

2.6

Панно по замыслу детей.

1


1

2.7

Коллективная работа «Медвежонок». Изготовление формы и накладывание репейника на шаблон.

1


1

  1. Работа с бросовым материалом (7ч.)

4.1

Вводное занятие. Знакомство с бросовым материалом.

1

1


4.2

Вазы из пластиковых бутылок

1


1

4.3

Конструирование дома для сказочных героев из упаковочных коробок.

2


2

4.4

Сказочные герои из разноцветных крышечек.

1


1

4.5

«Мастерская деда мороза». Изготовление елочных украшений.

2


2

  1. Работа с бумагой и картоном (10ч.)

4.1

Вводное занятие. Знакомство с бумагой и картоном.

1

1


4.2

Сюжетная аппликация «Зимующие птицы».

1


1

4.3

Композиция «Цветы» в технике торцевания.

1


1

4.4

Объемная аппликация «Зимний пейзаж».

1


1

4.5

Панно в технике обрывной аппликации.

1


1

4.6

Поздравительная открытка в подарок маме.

1


1

4.7

Объемная открытка ко Дню Защитника Отечества.

1


1

4.8

Из истории оригами. Базовые формы.

2

1

1

4.9

Фигуры животных в технике оригами.

1


1

  1. Работа с соленым тестом и пластилином. ( 8ч)

5.1

Вводное занятие. Рассказ о пластилине и соленом тесте.

1

1


5.2

Весенние цветы из пластилина.

1


1

5.3

Лепка простых по форме овощей и фруктов из соленого теста.

2


2

5.4

Пластилиновая аппликация «Поздравительная открытка ветерану».

1


1

5.5

«Необычный аквариум» в технике пластилинография.

1


1

5.6

Сувениры из соленого теста.

1


1

5.7

Пластилиновая аппликация по замыслу детей.

1


1

  1. Отчетная выставка детских работ 1 1


Итого

34

6

28


Содержание занятий

  1. Вводное занятие

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

  1. Работа с природным материалом (7 ч.)

Заготовка природного материала, правила сбора листьев, семян, шишек, веточек, репейника. Правила просушивания и хранения природных материалов. Техника безопасности при работе с природными материалами.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями: работа с шишками «Игрушки из раскрытых и закрытых шишек»; работа с листьями, семенами, веточками; изготовление панно на осеннюю тему; изготовление панно по замыслу детей; коллективная работа с репейником «Медвежонок». Изготовление формы и накладывание репейника на шаблон.

  1. Работа с бросовым материалом (7ч.)

Понятие о бросовом материале. Его виды. Техника безопасности при работе с бросовым материалом. Техника изготовления вазы. Порядок создания дома для сказочных героев. Порядок создания человечка. Техника изготовления елочных украшений.

Практическая работа: изготовление поделок из бросового материала: изготовление различных ваз из пластиковых бутылок, конструирование дома для сказочных героев из упаковочных коробок, создание человечка из разноцветных пробок, снеговики из лампочек, фонарики из фантиков.

  1. Работа с бумагой и картоном (10ч.)

История бумаги. Знакомство с различными техниками: с техникой аппликации, с техникой обрывной аппликации, объемной аппликации. Техника торцевания. Техника конструирования, оригами. Порядок создания творческих работ из бумаги: сюжетной аппликации «Зимующие птицы», объемной аппликации «Зимний пейзаж», композиции «Цветы», Панно в технике обрывной аппликации, поздравительной открыток, оригами «Фигурки животных».

Практическая работа: выполнение творческих работ из бумаги и картона в различных техниках.

  1. Работа с соленым тестом и пластилином (8ч.)

Рассказ о соленом тесте и пластилине. Знакомство с выразительными возможностями пластилина и соленого теста. Техника пластилинография. Порядок создания поделок. Порядок создания пластилиновой аппликации.

Практическая работа: лепка весенних цветов из пластилина. Лепка овощей, фруктов, сувениров из соленого теста. «Необычный аквариум» в технике пластилинография. Поздравительная открытка ветерану в технике пластилиновой аппликации. Изготовление пластилиновой аппликации по замыслу детей.

  1. Отчетная выставка детских работ

Подготовка выставки детских работ. Организация школьной выставки.

Практическая работа: проведение отчетной выставки.





















Список используемой литературы:

  1. Выгонов, В. В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 кл. : К любому из действующих учеб. для нач. шк. : По новому образоват. стандарту (второго поколения) [Текст] / В. В. Выгонов . – Москва : Экзамен, 2011 . – 191 с. : ил.

  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: Пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  1. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80с.

  2. Давыдова, М.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в начальной школе. [Текст] \ М. А. Давыдова, И.А. Агапова – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

  3. Дубровская, Н.В. Поделки из природных материалов [Текст] / Н. В. Дубровская. – М.: Астрель: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. - 96с. ил.

  4. Жукова, И.В. Бумажный город (Чудеса из бумаги) [Текст] / И.В. Жукова. – М. : АСТ"Сталкер", 2007. – 19с.

  5. Зайцева, А.А. Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми [Текст] / Анна Зайцева. — М.: Эксмо, 2013. - 80 с. - (Азбука рукоделия).

  6. Мир игрушек и поделок. [ Текст] / Смоленск: Русич, 2009. – 336с.

  7. Нестерова, Д. В. Креативное рукоделие. Вяжем, шьем, плетем, вышиваем, создаем украшения, одежду, аксессуары, оригинальные вещи для дома. [Текст] / Д.В. Нестерова. – М.: Рипол Классик, 2010. – 253с.

  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [ Текст] / В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. / под ред. В.А. Горского – 3-е. изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111с.

  9. Румянцева, Е.А. Пластилиновые фантазии [Текст] / Е.А. Румянцева. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 36с.

  10. Силаева, К.В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. [ Текст] / К.В. Силаева. – М.: Изд. Эксмо, 2007. – 128с., илл.

  11. Фирсова, А.В. Чудеса из соленого теста [Текст] / А. В. Фирсова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 32с. цв. ил.

  12. Шницкая, И. О. Аппликации из пластилина [Текст] / И. О. Шницкая. - М.: Феникс, 2011. – 120с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!