Программа курса по внеурочной деятельности «Мастерок» для четырехлетней начальной школы.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мастерок» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса
«Мастерок» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели работы объединения:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальныхпредставлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практическойдеятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Место курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 – 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В1-х классах -33 часа,во 2 - 4-х – классах 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание учебного курса
Содержания программы по темам и объему
1 год обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - | |
2 | Работа с природным материалом. Флористика-это искусство создания композиций или букетов из срезанных цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов, декоративных трав в вазах, шарах, корзинах и других сосудах. Натуральные растения можно дополнить искусственными (самодельными) цветами и растениями, использовать для создания композиции камни, ткань, металл, пластик и другие материалы. | 4 | | 4 | |
3. | Работа с бумагой. Ладошковая аппликация. Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей можно показать. | 6 | | 6 | |
4. | Торцевание. Этот вид бумажного творчества увлекает и завораживает. | 6 | | 6 | |
5. | Пластилин. Аппликация (обратная) из пластилина | 5 | | 5 | |
6. | Работа с бумагой.Оригами из кругов. | 4 | | 4 | |
6 | Работа с тканью.Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. | 6 | | 6 | |
7 | Подведение итогов | 1 | 1 | - | |
| Итого | 33 | 2 | 31 | |
Содержания программы по темам и объему
2 год обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1. | Вводная беседа | 1 | 1 | - | |
2. | Работа с природнымматериалом. Отпечатки листьев | 5 | | 5 | |
3. | Работа с бумагой и картоном. Ассамбляж.(разновидность коллажа) | 6 | | 6 | |
4 | Работа с гофрированной бумагой (торцевание) | 3 | | 3 | |
5 | Работа с нитью в технике «изонить» | 5 | | 5 | |
6 | Работа с пластилином | 5 | | 5 | |
7 | Художественное творчество Поделки из ватных дисков | 5 | | 5 | |
8 | Украшение интерьера | 3 | | 3 | |
9 | Подведение итогов Итого : | 1 34 | 1 2 | 32 | |
Содержания программы по темам и объему
3 год обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - | |
2 | Работа с бумагой. Айрис фолдинг (радужное складывание) | 4 | | 4 | |
3 | Работа с солью. | 4 | | 4 | |
4 | Работа с картоном. Бумажный туннель «сквозное отверстие» | 4 | | 4 | |
5 | Работа с помпонами – элемент декора | 4 | | 4 | |
6 | Художественное творчество. Свит- дизайн(композиции из конфет) | 5 | | 5 | |
7 | Работа с бисером | 5 | | 5 | |
8 | Игра по скетчу. (эскиз, зарисовки) | 5 | | 5 | |
9 | Подведение итогов работы. Выставка работ учащихся. | 2 | 2 | | |
| Итого: | 34 | 3 | 31 | |
Содержания программы по темам и объему
4 год обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - | |
2 | Коллективная работа «Очей, очарованье!» | 4 | | 4 | |
3 | Работа с коктейльными трубочками. | 4 | | 4 | |
4 | Работа с бумагой. Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. | 4 | | 4 | |
5 | Работа с бумагой. Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. | 4 | | 4 | |
6 | Вязание крючком —процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. | 4 | | 4 | |
7 | Моделирование Модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. | 5 | | 5 | |
8 | Квиллинг-искусствобумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). | 3 | | 3 | |
9. | Украшение интерьера. | 4 | | 4 | |
10 | Подведение итогов. | 1 | 1 | | |
| Итого | 34 | 2 | 32 | |
Тематическое планирование 1 класс
№ п.п | Тема | Дата |
1 | Вводная беседа | |
2 - 5 | Работа с природным материалом. | |
6-11 | Работа с бумагой. | |
12-17 | Торцевание. | |
18-22 | Пластилин. | |
23-26 | Работа с бумагой | |
27-32 | Работа с тканью | |
33 | Подведение итогов | |
Тематическое планирование 2 класс
№ п.п | Тема | Дата |
1 | Вводная беседа | |
2-6 | Работа с природным материалом. | |
7-12 | Работа с бумагой и картоном | |
13-15 | Работа с гофрированной бумагой | |
16-20 | Работа с нитью | |
21-25 | Работа с пластилином | |
26-30 | Художественное творчество | |
31-33 | Украшение интерьера | |
34 | Подведение итогов | |
Тематическое планирование 3 класс
№ п.п | Тема | Дата |
1 | Вводная беседа | |
2-5 | Работа с бумагой | |
6-9 | Работа с солью. | |
10-13 | Работа с картоном | |
14-17 | Работа с помпонами | |
18-22 | Художественное творчество | |
23-27 | Работа с бисером | |
28-32 | Игра по скетчу | |
33-34 | Подведение итогов работы. Выставка работ учащихся. | |
Тематическое планирование 4 класс
№ п.п | Тема | Дата |
1 | Вводная беседа | |
2-5 | Коллективная работа «Очей, очарованье!» | |
6-9 | Работа с коктейльными трубочками. | |
10-13 | Работа с бумагой | |
14-17 | Работа с бумагой. | |
18-21 | Вязание крючком | |
22-26 | Моделирование | |
27-29 | Квиллинг-искусство | |
30-33 | Украшение интерьера. | |
34 | Подведение итогов. | |