Рабочая программа коррекционной работы
для обучающихся с ОВЗ с ЗПР
уровень образования: начальное общее образование,
4В класс
срок освоения: 2021-2022 учебный год
Количество часов в неделю: 1 часа
I. Результаты освоения программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
II. Содержание
4 класс
Диагностика устной и письменной речи.
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог.
Повторение. Деление слов на слоги.
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.
Образные слова и выражения в нашей речи.
Синонимы.
Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.
Омонимы.
Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение.
Составление предложений из данных слов.
Работа с
деформированными предложениями.
Составление предложений по опорным словам.
Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.
Сложные слова - слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.
Общее понятие о пристав ках и употреблении их в речи.
Приставки
пространственного
значения.
Многозначные приставки.
Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.
Разделительный мягкий знак.
Общее понятие о суффиксах и употреблени и их в речи.
Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно¬ласкательные суффиксы.
Суффиксы профессий. Суффикс прилагательных.
Окончание.
Общее понятие об оконча нии и употреблении их в речи.
Морфологический состав слова. Закрепление материала.
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе, в падеже.
Согласование глагола и существительного в роде и во времени.
Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении предлогов.
Предлоги у, около, к, от, по; на, над, под, с (со), из- под; (во), из, за, из-за.
Предлоги между, возле, перед.
Дифференциация предлогов и приставок.
Итоговый диктант
IV.Тематическое планирование для 4 класса.
№ занятия Тема занятия | Дата проведения | Примечания |
4в План. | 4в Факт. | |
Первичная диагностика в сентября |
1 | Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | 08.10 | | |
2 | Повторение. Деление слов на слоги. | 15.10 | | |
3 | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | 22.10 | | |
4 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 12.11 | | |
5 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 19.11 | | |
6 | Образные слова и выражения в нашей речи. | 26.11 | | |
7 | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | 03.12 | | |
8 | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | 10.12 | | |
9 | Составление предложений из данных слов. | 17.12 | | |
10 | Работа с деформированными предложениями. | 21.01 | | |
11 | Составление предложений по опорным словам. | 28.01 | | |
12 | Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. | 04.02 | | |
13 | Сложные слова - слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | 11.02 | | |
14 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | 25.02 | | |
15 | Приставки пространственного значения. | 04.03 | | |
16 | Многозначные приставки. | 11.03 | | |
17 | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | 18.03 | | |
18 | Разделительный мягкий знак. | 25.03 | | |
19 | Общее понятие о суффиксах и употреблении и их в речи. | 08.04 | | |
20 | Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно ласкательные суффиксы. | 15.04 | | |
21 | Суффиксы профессий. Суффикс прилагательных. | 22.04 | | |
22 | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | 29.04 | | |
23 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. | 06.05 | | |
24 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе, в падеже. | 13.05 | | |
25 | Итоговый диктант. | 20.05 | | |