СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Индивидуальный проект"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учебный план среднего общего образования в соответствии с ФГОС включен курс "Индивидуальный проект". Вашему вниманию представлена программа курса и критерии оценивания защиты проектов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Индивидуальный проект"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15


Приложение к основной образовательной программе

среднего общего образования

приказ от 05.06.2020 №Ш15-13-296/0




Рабочая программа

курса «Индивидуальный проект»



Класс: 10 «Г»

Учитель: Пехтерева Г.Г.

Учебный год: 2020– 2021


Количество часов за год

70

в т.ч.

I полугодие

30

II полугодие

40







1.Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи; уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество его выполнения, только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Программа курса предназначена для обучающихся, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств–прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:

- реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;

-формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

-повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Место курса в учебном плане

В учебный план среднего общего образования в соответствии с ФГОС включен курс «Индивидуальный проект». Защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерно-конструкторское; информационное; творческое. На реализацию курса «Индивидуальный проект» отводится 2 недельных часа, 70 часов в год. Курс реализуется в 10 классе.

2.Общая характеристика курса


Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.

Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования. Предлагаемый курс состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством учителя.

Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей. Третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.

Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения, полученные на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. В процессе работы над проектом или исследованием, следует заранее продумывать:

— что будет предметом доклада или сообщения участников события;

— каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные вари-
анты и т. д.;

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).

Основные идеи курса:

— единство материального мира;— внутри - и межпредметная интеграция;

— взаимосвязь науки и практики;

— взаимосвязь человека и окружающей среды.


Формы организации занятий: фронтальная работа в сочетании с коллективной, индивидуальной и групповой.

Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты.

Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.


2.Планируемые результаты освоения курса

Ученик научится:

-давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;

- раскрывать этапы цикла проекта;

-самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;

-публично излагать результаты проектной работы.


Ученик получит возможность научиться:

-выделять объект исследования;

-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

-анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

-пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; критически осмысливать информацию из разных источников;

-планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

-работать с источниками информации, знать правила оформления списка использованной литературы;

-знать правила сохранения информации, приемы запоминания;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Ожидаемые результаты:

-развитие умений самостоятельно планировать и последовательно реализовывать свою деятельность, доводить начатое дело до логического завершения;

-приобретение опыта проведения несложных экспериментов для изучения свойств веществ, их влияние на здоровье человека, окружающую среду;

-активная самостоятельная образовательная деятельность, создание и презентация творческого проекта;

-развитие коммуникативных и других ключевых компетенций;

-способность выступать на аудиторию, умение грамотно, четко и убедительно доносить свои мысли до слушателей;

-формирование активной жизненной позиции, ориентированной на успешность личности обучающегося, его физического и духовно-нравственного здоровья.

3. Содержание курса

Модуль1. Введение (2ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.


Модуль 2.Способы мыслительной деятельности (5ч). Знакомство с понятием «проблема», способами познания окружающего мира, наблюдениями и экспериментами. Способы развития умений ставить вопросы для решения существующей проблемы, изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Тренинги «Угадай, о чем спросили», «Найди причину». Знакомство с понятиями «актуальность», «цель проекта», «задачи проекта», «гипотеза».


Модуль 3. Способы получения и переработки информации (3 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.


Модуль 4. Проектная деятельность (26ч). Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования. Виды проектов: технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. Учимся анализировать проекты. Сравнение проектных замыслов. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, выборка респондентов. Замысел проекта. Этапы проекта. Выдвижение и формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Ресурсное обеспечение. Знакомство с примерами проектов. Выдвижение идеи проекта. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Работа над проектом. Рефлексия, контроль и коррекция. Ресурсы и бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Планирование действий.


Модуль 5. Исследовательская деятельность (20 ч). Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования, гипотеза. Обоснование актуальности темы для исследования. Отличие проектной деятельности от исследовательской.

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Работа над введением исследовательской работы: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.


Модуль 6. Публичное выступление(12ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Как заканчивать выступление. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению. Подведение итогов года.


4. Формы реализации модульного курса


В соответствии с системно-деятельностным подходом реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, видеолекторий, семинары, самостоятельная работа, лекция, конференция, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, консультация, выполнение и защита индивидуальных исследований и проектов.

Технология обучения: дифференцированное, объяснительно-иллюстративное, модульное, проблемное, критического мышления, развивающее, личностно-ориентированное, разноуровневое обучение; проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.

В дни отмены занятий для организации образовательного процесса используются электронная форма обучения с применением дистанционных технологий. Для контроля знаний используется: онлайн защита проектов, представление презентаций и др.

Уроки проводятся в онлайн, офлайн режиме с использованием образовательной платформы Zoom.


5. Учебно-тематическое планирование

Модули

Количество часов

план

факт

    1. Введение

2


    1. Способы мыслительной деятельности

5


    1. Способы получения и переработки информации

3


    1. Проектная деятельность.

26


    1. Исследовательская деятельность.

20


    1. Публичное выступление.

12


Итого:

70



  1. Календарно-тематическое планирование


п/п


Модули и темы занятий

Дата

д/з

План

Факт

Модуль1.Введение (2 ч.)

1

Введение. Цели и задачи программы.

05.09



2

Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

05.09


Знать роль науки в развитии общества


Модуль 2. Способы мыслительной деятельности (5ч).




3

Что такое проблема.

12.09


Выполнить анализ проекта сверстников

4

Как мы познаём мир.

12.09


Знать способы развития умения задавать вопросы

5

Учимся формулировать тему проекта

19.09


Сформулировать тему проекта

6

Учимся формулировать цели и задачи проекта.

19.09


Сформулировать цели и задачи проекта

7

Учимся выдвигать гипотезы.

26.09


Сформулировать гипотезу

Модуль3.Способы получения и переработки информации (3 ч).

8

Источники информации.

26.09


Знать виды источников информации

9

Виды источников информации.

03.10


Конспектирование материала

10

Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв.

03.10


Уметь пользоваться каталогом

Модуль 4. Проектная деятельность (26ч)

11

Что такое проект. Особенности и структура проекта.

10.10


Знать структуру проекта

12

Анализируем проекты сверстников.

10.10


Выполнить анализ проекта сверстников

13

Виды проектов.

17.10


Знать виды проектов

14

Целеполагание, выбор темы.

17.10


Выбрать тему индивидуального проекта

15

Ресурсное обеспечение.

24.10


Определить ресурсы и бюджет проекта

16

Этапы проекта. Составление плана работы.

24.10


Составить план работы, написать введение

17

Изучение литературных источников.

14.11


Составить список литературы

18

Анкетирование.

14.11


Составить вопросы

19

Выбор формы реализации проекта.

21.11


Выбрать форму реализации проекта.

20

Разработка плана деятельности.

21.11


Сбор материала по теме проекта

21

Сбор материалов, информации.

28.11


Описание теоретической части проекта

22

Самостоятельный сбор и представление информации.

28.11


Описание теоретической части проекта

23

Работа над проектом.

05.12


Формулировка выводов, написание заключения

24

Коррекция деятельности.

05.12


Корректировка текста работы

25

Самооценка своей деятельности.

12.12


Оформление работы.

26

Оформление проекта.

12.12


Выполнить презентацию

27

Оформление проекта в выбранной форме.

19.12


Окончательное оформление работы

28

Рефлексия, контроль и коррекция.

19.12


Корректировка текста работы

29

Индивидуальные консультации.

26.12


Сдать текст работы на проверку

30

Групповые консультации.

26.12


Подготовить вопросы по проекту

31

Анализ результатов работы.

16.01


Проанализировать работу над проектом

32

Подготовка к защите проекта.

16.01


Составить текст выступления

33

Опросы как эффективный инструмент проектирования.

23.01


Корректировка текста выступления

34

Защита индивидуального проекта.

23.01


Подготовка к защите проекта

35

Формы продуктов проектной деятельности.

30.01


Подготовка к защите проекта

36

Защита проекта.

30.01


Подготовка к защите проекта


Модуль5. Исследовательская деятельность.(20ч).

37

Этапы исследовательской работы.

06.02


Знать основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности

38

Работа над введением исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности.

06.02


Постановка цели, задач, предмета, объекта исследования; обоснование актуальности.

39

Работа с источниками информации.

13.02


Сбор информации; написание введения

40

Самостоятельный сбор и представление информации.

13.02


Работа с источниками информации, конспектирование

41

Разработка плана деятельности.

20.02


составить план деятельности

42

Ориентировочное планирование этапов работы
над проектами. Методы исследования.

20.02


Написание теоретической части

43

Правила проведения эксперимента.

27.02


Проведение опытно-экспериментальной части исследования

44

Наблюдение и эксперимент.

27.02


Описание опытно-экспериментальной части

45

Опытно-экспериментальная работа.

06.03


Обработка результатов опытно-экспериментальной части исследования

46

Результаты опытно-экспериментальной работы.

06.03


Аналитическая часть работы

47

Работа над проектом.

13.03


Написание выводов

48

Оформление результатов индивидуального проекта.

13.03


Написание заключения

49

Оформление результатов индивидуального проекта.

20.03


Формирование общего текста работы; создание оглавления.

50

Индивидуальные консультации по темам исследования.

20.03


Сдача текста работы на проверку

51

Работа над творческим проектом.

26.03


Подготовить вопросы по проекту

52

Анализ результатов работы.

26.03


Корректировка текста работы

53

Составление тезисов.

10.04


Написать тезисы выступления

54

Тезисы и компьютерная презентация.

10.04


Оформить презентацию

55

Оформление презентации.

17.04


Оформить презентацию

56

Отзыв. Рецензия.

17.04


Окончательное оформление работы.

Публичное выступление (12ч)

57

Уверенное и неуверенное поведение.

24.04


Составить памятку «Как стать уверенным»

58

Как знаменитые люди готовились к выступлениям.

24.04


Сдать текст работы на проверку

59

Главные предпосылки успеха публичного выступления.

30.04


Знать предпосылки успеха публичного выступления

60

Индивидуальные консультации по темам исследования.

30.04


Подготовить вопросы по проекту

61

Предварительная защита проекта.

08.05


Подготовиться к защите проекта

62

Подготовка к защите проекта.

08.05


Подготовиться к защите проекта

63

Использование видеоролика в продвижении проекта.

15.05


Знать алгоритм создания видеоролика

64

Работа над текстом выступления.

15.05


Корректировка текста выступления

65

Презентация проектов.

22.05


Подготовить презентацию

66

Подготовка к защите проекта.

22.05


Подготовка к защите проекта

67

Защита индивидуальных проектов.

29.05


Подготовка к защите проекта

68

Защита индивидуальных проектов.

29.05


Подготовка к защите проекта

69

Подведение итогов года.

31.05


Подготовка к выставке проектов

70

Выставка проектных и исследовательских работ

31.05


Подготовка к выставке проектов


7. Представление результатов индивидуального проекта


Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: конференции по защите исследовательских проектов; выставки творческих работ учащихся.

Во время защиты проекта проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения, достигнутые к моменту окончания работы. В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой - обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи и не пропало желание продолжить работу.

Результатом завершённого учебного исследования или проекта может быть личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник и др;

-письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

-материальный объект, макет, конструкторское изделие;

-отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты и др.

-создание исследовательских мини – проектов;

-создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;

-создание и защита собственного проекта.

Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено»


8.Список литературы


1.Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: методическое пособие-М.: Вентана-Граф, 2014

2.Исследовательская деятельность// Практика административной работы в школе, 2005. № 4. с. 52

3. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. -Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

4.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003.

5.Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников.5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.

6.Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017 (ФГОС. Внеурочная деятельность)

7.Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.

8.Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы.М: Просвещение, 2018г

9.Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Владос, 2014.

10.Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.

11.Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.



Интернет-ресурсы:

1.Российские каталоги:http: // www.kinder.ru – Каталог детских ресурсов Рунета.
2.www.naature.ru «Научная сеть»

3.www.herba.msu.ru «Херба»

4.www.Wikipedia.ru Русская Википедия

5. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).

Приложение 1.

Оценка проекта, выполненного учащимся

Критерии

 Баллы

 10

20 

1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы.

 

 

 

2. Объем разработок и количество предлагаемых решений.

 

 

 

3. Реальность и практическая ценность.

 

 

 

4. Уровень самостоятельности.

 

 

 

5. Качество оформления продукта.

 

 

 

6. Оценка рецензентом.

 

 

 

7. Качество доклада.

 

 

 

8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме.

 

 

 

9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету.

 

 

 

10. Ответы на вопросы преподавателей.

 

 

 

11. Ответы на вопросы учащихся.

 

 

 

12. Оценка творческих способностей докладчика.

 

 

 

13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика.

 

 

 

Итоговая оценка (балл)

180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!