Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
приказ от 05.06.2020 №Ш15-13-296/0
Рабочая программа
курса «Индивидуальный проект»
Класс: 10 «Г»
Учитель: Пехтерева Г.Г.
Учебный год: 2020– 2021
Количество часов за год | 70 |
в т.ч. | I полугодие | 30 |
II полугодие | 40 |
1.Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи; уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество его выполнения, только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Программа курса предназначена для обучающихся, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств–прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
- реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
-формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
-повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Место курса в учебном плане
В учебный план среднего общего образования в соответствии с ФГОС включен курс «Индивидуальный проект». Защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерно-конструкторское; информационное; творческое. На реализацию курса «Индивидуальный проект» отводится 2 недельных часа, 70 часов в год. Курс реализуется в 10 классе.
2.Общая характеристика курса
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования. Предлагаемый курс состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством учителя.
Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей. Третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения, полученные на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. В процессе работы над проектом или исследованием, следует заранее продумывать:
— что будет предметом доклада или сообщения участников события;
— каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные вари-
анты и т. д.;
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).
Основные идеи курса:
— единство материального мира;— внутри - и межпредметная интеграция;
— взаимосвязь науки и практики;
— взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формы организации занятий: фронтальная работа в сочетании с коллективной, индивидуальной и групповой.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
2.Планируемые результаты освоения курса
Ученик научится:
-давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;
- раскрывать этапы цикла проекта;
-самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
-публично излагать результаты проектной работы.
Ученик получит возможность научиться:
-выделять объект исследования;
-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
-анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
-пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; критически осмысливать информацию из разных источников;
-планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
-работать с источниками информации, знать правила оформления списка использованной литературы;
-знать правила сохранения информации, приемы запоминания;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты:
-развитие умений самостоятельно планировать и последовательно реализовывать свою деятельность, доводить начатое дело до логического завершения;
-приобретение опыта проведения несложных экспериментов для изучения свойств веществ, их влияние на здоровье человека, окружающую среду;
-активная самостоятельная образовательная деятельность, создание и презентация творческого проекта;
-развитие коммуникативных и других ключевых компетенций;
-способность выступать на аудиторию, умение грамотно, четко и убедительно доносить свои мысли до слушателей;
-формирование активной жизненной позиции, ориентированной на успешность личности обучающегося, его физического и духовно-нравственного здоровья.
3. Содержание курса
Модуль1. Введение (2ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Модуль 2.Способы мыслительной деятельности (5ч). Знакомство с понятием «проблема», способами познания окружающего мира, наблюдениями и экспериментами. Способы развития умений ставить вопросы для решения существующей проблемы, изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Тренинги «Угадай, о чем спросили», «Найди причину». Знакомство с понятиями «актуальность», «цель проекта», «задачи проекта», «гипотеза».
Модуль 3. Способы получения и переработки информации (3 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Модуль 4. Проектная деятельность (26ч). Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования. Виды проектов: технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. Учимся анализировать проекты. Сравнение проектных замыслов. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, выборка респондентов. Замысел проекта. Этапы проекта. Выдвижение и формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Ресурсное обеспечение. Знакомство с примерами проектов. Выдвижение идеи проекта. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Работа над проектом. Рефлексия, контроль и коррекция. Ресурсы и бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Планирование действий.
Модуль 5. Исследовательская деятельность (20 ч). Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования, гипотеза. Обоснование актуальности темы для исследования. Отличие проектной деятельности от исследовательской.
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Работа над введением исследовательской работы: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Модуль 6. Публичное выступление(12ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Как заканчивать выступление. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению. Подведение итогов года.
4. Формы реализации модульного курса
В соответствии с системно-деятельностным подходом реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, видеолекторий, семинары, самостоятельная работа, лекция, конференция, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, консультация, выполнение и защита индивидуальных исследований и проектов.
Технология обучения: дифференцированное, объяснительно-иллюстративное, модульное, проблемное, критического мышления, развивающее, личностно-ориентированное, разноуровневое обучение; проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.
В дни отмены занятий для организации образовательного процесса используются электронная форма обучения с применением дистанционных технологий. Для контроля знаний используется: онлайн защита проектов, представление презентаций и др.
Уроки проводятся в онлайн, офлайн режиме с использованием образовательной платформы Zoom.
5. Учебно-тематическое планирование
Модули | Количество часов |
план | факт |
| 2 | |
| 5 | |
| 3 | |
| 26 | |
| 20 | |
| 12 | |
Итого: | 70 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Модули и темы занятий | Дата | д/з |
План | Факт |
Модуль1.Введение (2 ч.) |
1 | Введение. Цели и задачи программы. | 05.09 | | |
2 | Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. | 05.09 | | Знать роль науки в развитии общества |
| Модуль 2. Способы мыслительной деятельности (5ч). | | | |
3 | Что такое проблема. | 12.09 | | Выполнить анализ проекта сверстников |
4 | Как мы познаём мир. | 12.09 | | Знать способы развития умения задавать вопросы |
5 | Учимся формулировать тему проекта | 19.09 | | Сформулировать тему проекта |
6 | Учимся формулировать цели и задачи проекта. | 19.09 | | Сформулировать цели и задачи проекта |
7 | Учимся выдвигать гипотезы. | 26.09 | | Сформулировать гипотезу |
Модуль3.Способы получения и переработки информации (3 ч). |
8 | Источники информации. | 26.09 | | Знать виды источников информации |
9 | Виды источников информации. | 03.10 | | Конспектирование материала |
10 | Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв. | 03.10 | | Уметь пользоваться каталогом |
Модуль 4. Проектная деятельность (26ч) |
11 | Что такое проект. Особенности и структура проекта. | 10.10 | | Знать структуру проекта |
12 | Анализируем проекты сверстников. | 10.10 | | Выполнить анализ проекта сверстников |
13 | Виды проектов. | 17.10 | | Знать виды проектов |
14 | Целеполагание, выбор темы. | 17.10 | | Выбрать тему индивидуального проекта |
15 | Ресурсное обеспечение. | 24.10 | | Определить ресурсы и бюджет проекта |
16 | Этапы проекта. Составление плана работы. | 24.10 | | Составить план работы, написать введение |
17 | Изучение литературных источников. | 14.11 | | Составить список литературы |
18 | Анкетирование. | 14.11 | | Составить вопросы |
19 | Выбор формы реализации проекта. | 21.11 | | Выбрать форму реализации проекта. |
20 | Разработка плана деятельности. | 21.11 | | Сбор материала по теме проекта |
21 | Сбор материалов, информации. | 28.11 | | Описание теоретической части проекта |
22 | Самостоятельный сбор и представление информации. | 28.11 | | Описание теоретической части проекта |
23 | Работа над проектом. | 05.12 | | Формулировка выводов, написание заключения |
24 | Коррекция деятельности. | 05.12 | | Корректировка текста работы |
25 | Самооценка своей деятельности. | 12.12 | | Оформление работы. |
26 | Оформление проекта. | 12.12 | | Выполнить презентацию |
27 | Оформление проекта в выбранной форме. | 19.12 | | Окончательное оформление работы |
28 | Рефлексия, контроль и коррекция. | 19.12 | | Корректировка текста работы |
29 | Индивидуальные консультации. | 26.12 | | Сдать текст работы на проверку |
30 | Групповые консультации. | 26.12 | | Подготовить вопросы по проекту |
31 | Анализ результатов работы. | 16.01 | | Проанализировать работу над проектом |
32 | Подготовка к защите проекта. | 16.01 | | Составить текст выступления |
33 | Опросы как эффективный инструмент проектирования. | 23.01 | | Корректировка текста выступления |
34 | Защита индивидуального проекта. | 23.01 | | Подготовка к защите проекта |
35 | Формы продуктов проектной деятельности. | 30.01 | | Подготовка к защите проекта |
36 | Защита проекта. | 30.01 | | Подготовка к защите проекта |
Модуль5. Исследовательская деятельность.(20ч). |
37 | Этапы исследовательской работы. | 06.02 | | Знать основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности |
38 | Работа над введением исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. | 06.02 | | Постановка цели, задач, предмета, объекта исследования; обоснование актуальности. |
39 | Работа с источниками информации. | 13.02 | | Сбор информации; написание введения |
40 | Самостоятельный сбор и представление информации. | 13.02 | | Работа с источниками информации, конспектирование |
41 | Разработка плана деятельности. | 20.02 | | составить план деятельности |
42 | Ориентировочное планирование этапов работы над проектами. Методы исследования. | 20.02 | | Написание теоретической части |
43 | Правила проведения эксперимента. | 27.02 | | Проведение опытно-экспериментальной части исследования |
44 | Наблюдение и эксперимент. | 27.02 | | Описание опытно-экспериментальной части |
45 | Опытно-экспериментальная работа. | 06.03 | | Обработка результатов опытно-экспериментальной части исследования |
46 | Результаты опытно-экспериментальной работы. | 06.03 | | Аналитическая часть работы |
47 | Работа над проектом. | 13.03 | | Написание выводов |
48 | Оформление результатов индивидуального проекта. | 13.03 | | Написание заключения |
49 | Оформление результатов индивидуального проекта. | 20.03 | | Формирование общего текста работы; создание оглавления. |
50 | Индивидуальные консультации по темам исследования. | 20.03 | | Сдача текста работы на проверку |
51 | Работа над творческим проектом. | 26.03 | | Подготовить вопросы по проекту |
52 | Анализ результатов работы. | 26.03 | | Корректировка текста работы |
53 | Составление тезисов. | 10.04 | | Написать тезисы выступления |
54 | Тезисы и компьютерная презентация. | 10.04 | | Оформить презентацию |
55 | Оформление презентации. | 17.04 | | Оформить презентацию |
56 | Отзыв. Рецензия. | 17.04 | | Окончательное оформление работы. |
Публичное выступление (12ч) |
57 | Уверенное и неуверенное поведение. | 24.04 | | Составить памятку «Как стать уверенным» |
58 | Как знаменитые люди готовились к выступлениям. | 24.04 | | Сдать текст работы на проверку |
59 | Главные предпосылки успеха публичного выступления. | 30.04 | | Знать предпосылки успеха публичного выступления |
60 | Индивидуальные консультации по темам исследования. | 30.04 | | Подготовить вопросы по проекту |
61 | Предварительная защита проекта. | 08.05 | | Подготовиться к защите проекта |
62 | Подготовка к защите проекта. | 08.05 | | Подготовиться к защите проекта |
63 | Использование видеоролика в продвижении проекта. | 15.05 | | Знать алгоритм создания видеоролика |
64 | Работа над текстом выступления. | 15.05 | | Корректировка текста выступления |
65 | Презентация проектов. | 22.05 | | Подготовить презентацию |
66 | Подготовка к защите проекта. | 22.05 | | Подготовка к защите проекта |
67 | Защита индивидуальных проектов. | 29.05 | | Подготовка к защите проекта |
68 | Защита индивидуальных проектов. | 29.05 | | Подготовка к защите проекта |
69 | Подведение итогов года. | 31.05 | | Подготовка к выставке проектов |
70 | Выставка проектных и исследовательских работ | 31.05 | | Подготовка к выставке проектов |
7. Представление результатов индивидуального проекта
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: конференции по защите исследовательских проектов; выставки творческих работ учащихся.
Во время защиты проекта проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения, достигнутые к моменту окончания работы. В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой - обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи и не пропало желание продолжить работу.
Результатом завершённого учебного исследования или проекта может быть личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник и др;
-письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
-материальный объект, макет, конструкторское изделие;
-отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты и др.
-создание исследовательских мини – проектов;
-создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;
-создание и защита собственного проекта.
Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено»
8.Список литературы
1.Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: методическое пособие-М.: Вентана-Граф, 2014
2.Исследовательская деятельность// Практика административной работы в школе, 2005. № 4. с. 52
3. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. -Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
4.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003.
5.Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников.5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.
6.Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017 (ФГОС. Внеурочная деятельность)
7.Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
8.Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы.М: Просвещение, 2018г
9.Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Владос, 2014.
10.Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
11.Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.
Интернет-ресурсы:
1.Российские каталоги:http: // www.kinder.ru – Каталог детских ресурсов Рунета.
2.www.naature.ru «Научная сеть»
3.www.herba.msu.ru «Херба»
4.www.Wikipedia.ru Русская Википедия
5. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
Приложение 1.
Оценка проекта, выполненного учащимся
Критерии | Баллы |
5 | 10 | 20 |
1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы. | | | |
2. Объем разработок и количество предлагаемых решений. | | | |
3. Реальность и практическая ценность. | | | |
4. Уровень самостоятельности. | | | |
5. Качество оформления продукта. | | | |
6. Оценка рецензентом. | | | |
7. Качество доклада. | | | |
8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме. | | | |
9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету. | | | |
10. Ответы на вопросы преподавателей. | | | |
11. Ответы на вопросы учащихся. | | | |
12. Оценка творческих способностей докладчика. | | | |
13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика. | | | |
Итоговая оценка (балл)
180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.