Курс внеурочной деятельности «Учимся учиться»
Планирование составлено на основе авторской программы:
Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников». Методическое пособие 1 класс. Программа курса РПС (развитие познавательных способностей) Изд. РостКнига, 2011г.
Класс: 1
Количество часов по учебному плану и календарному графику МБОУ «Гимназия №17», утверждённому на 2021-2022учебный год - 18 часов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- способность адекватно относиться к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;
Метапредметные результаты
Познавательные:
- умение строить логические умозаключения с помощью учителя, пользуясь приёмами
анализа, сравнения, обобщения, классификации;
- умение выделять существенные признаки, закономерности в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- умение находить сходства и различия предметов, выделять существенные признаки предметов;
- умение решать простейшие головоломки (ребусы, кроссворды, загадки и др.);
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-умение искать и исправлять свои ошибки;
Коммуникативные:
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- умение управлять действиями партнёра (оценка, коррекция);
- умение использовать речь для регуляции своего действия.
Содержание курса 1 класс
Введение. Что значит учиться? Значение обучения. Правила поведения в школе. (1ч)
Учимся красиво писать. Упражнения на развитие мелкой моторики, графические диктанты. Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге (5 ч)
Развиваем слуховое восприятие и внимание, слухоречевую память, фонематический слух. Игры на совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти; на развитие фонематического восприятия и формирование чётких фонематических представлений; упражнения на формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза. (9 ч)
Развиваем пространственную ориентацию, оптико-пространственный анализ и синтез. Упражнения на уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов; уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе; уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении. (8 ч)
Развиваем зрительное восприятие, память, мышление. Развитие зрительного восприятия, развитие «умелости взора», рациональных приёмов запоминания, логической обработки наглядно представленной информации. (7 ч)
Развиваем сенсомоторную координацию. Развитие слухо-зрительно-двигательных связей; выработка у детей точной и чёткой координации в системе «глаз-ухо», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука», развитие межанализаторных связей. (3 ч)
Формы организации:
- занятие-игра;
- соревнование;
- исследование;
- интеллектуальная игра;
- устный журнал;
- практические работы.
Виды деятельности:
- анализ, моделирование;
- работа с текстом;
- работа с различными словарями;
- пальчиковые игры;
- решение ребусов, загадок;
- работа над творческим проектом.
Формы представления результатов:
-творческие работы;
-практические работы с выполненными заданиями;
-рисунки;
-индивидуальные карточки.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Примечание |
Введение (1ч) | |
1. | Что значит учиться? | |
Учимся красиво писать (4 ч) |
2. | Пальчиковые игры. | |
3. | Пальчиковая гимнастика. | |
4. | Пальчиковый игротренинг. | |
5 | Весёлые узоры. | |
|
Развиваем слуховое восприятие и внимание, слухоречевую память, фонематический слух (2 ч) |
6. | Учимся слушать и слышать. Речевая зарядка. Чистоговорки, скороговорки. | |
|
|
|
|
|
7 | Игры – упражнения на развитие слухоречевой памяти, фонематического слуха «Что за шум?», «Тихо - громко», «Путаница», «Где спрятался звук?», «Солисты». | |
|
|
Развиваем пространственную ориентацию, оптико-пространственный анализ и синтез (3 ч) |
8 | Способы классификации предметов. Логические игры «Сложи картинку», «Найди отличия», «На что похоже». | |
|
|
|
9 | Наложенные и скрытые изображения. Игры «Лабиринты». | |
|
10 | Игры - упражнения «Недостающий предмет», «Угадай предмет». | |
|
Развиваем зрительное восприятие, память, мышление (5 ч) |
11 | Моделирование геометрических форм. | |
|
12 | Конструирование фигур. «Нарисуй по точкам». | |
|
13 | Игры - упражнения на пространственное воображение «Что слева? Что справа?» | |
14 | Пространственный диктант. | |
15 | Графический диктант. | |
Развиваем сенсомоторную координацию (3 ч) |
16 | Игры, игровые упражнения на формирование координации в системе «глаз-рука». | |
17 | Игры, игровые упражнения на формирование координации в системе «ухо-рука». | |
18 | Игры, игровые упражнения на формирование координации в системе «глаз-ухо-рука». | |