Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области «Ярославский колледж индустрии питания»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»
Базовая подготовка специалистов среднего звена среднего
профессионального образования
для специальности
43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.
2018 г.
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии | |
Протокол | № |
от | « » | | 2018 г | |
Председатель МК ПД | | Шишлёнок О.Н. | |
| (подпись) | (расшифровка) | |
|
Организация-разработчик: | |
| ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания |
Разработчик: | Россиков В.П. | Преподаватель - организатор ОБЖ |
| (ФИО) | (должность) |
| ГПОУ ЯО Ярославского колледжа индустрии питания |
| (организация) |
| | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР В.С. Новиков «___»______________201__ г. | |
СОДЕРЖАНИЕ
| |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации учебнойдисциплины
| 17 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 19 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.01 " Организация обслуживания в общественном питании" по программе базовой подготовки. Программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины БЖД на базе основного общего образования для всех других специальностей СПО .
Рабочая программа включает тематический план, содержание разделов учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», перечень основной и дополнительной литературы, задания и перечень вопросов для подготовки к зачету.
Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в обще профессиональный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целями изучения дисциплины являются:
ознакомление студентов с основами безопасности жизнедеятельности в пищевом производстве;
подготовка студентов к применению безопасности жизнедеятельности в последующей практической деятельности в качестве менеджера.
Задачами изучения дисциплины являются:
изучение основных видов потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации на предприятиях питания;
изучение способов защиты населения от оружия массового поражения, мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах;
научиться оказывать первую помощь пострадавшим последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
научиться использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; первичные средства пожаротушения.
В результате освоения дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:
иметь практический опыт | - использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения |
уметь: | -организовывать проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; -предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности ; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим; |
знать: | - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военные службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО; - области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
В результате изучения дисциплины студент должен освоить следующие общие (ОК) и профессиональные компетенции (ОК):
Код | Общие компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов. |
Код | Профессиональные компетенции |
ПК1.1. | Анализировать возможности организации по производству продукции общественного питания в соответствии с заказами потребителей. |
ПК1.4. | Участвовать в оценке эффективности деятельности организации общественного питания. |
ПК 2.1. | Организовывать и контролировать подготовку организации общественного питания к приёму потребителей. |
ПК 2.2. | Управлять работой официантов, барменов, сомелье и других работников по обслуживанию потребителей. |
ПК4.1 | Контролировать соблюдение требований нормативных документов и правильность проведения измерений при отпуске продукции и оказанных услуг. |
ПК4.2 | Проводить производственный контроль продукции в организациях общественного питания. |
ПК4.3 | Проводить контроль качества услуг общественного питания. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Внеаудиторская (Самостоятельная) учебная работа (всего) | 34 |
в том числе: | 34 |
подготовка сообщений, рефератов, презентаций, составление схем |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Гражданская оборона | 10 | |
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. | Содержание учебного материала | 2 1 1 | |
-
| Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии и катастрофы на транспорте и объектах промышленности. Меры защиты при ЧС техногенного характера. | 2 |
-
| Чрезвычайные ситуации военного характера. Источники Современные средства поражения. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке. Обеспечение безопасности при эпидемии (эпизоотии, эпифитотии). Правила поведения населения в районах боевых действий и особенности ЧС военного характера. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с.3-9, 22-49, 53-59, 114-132, 182-184, учебного пособия "БЧС. ГО" с.с.46-58, 140-152, и составление плана и тезисов ответа; - подготовка сообщений по одной из предложенных тем: 1. Источники ЧС природного характера. 2. Причины и последствия техногенных аварий и катастроф. 3. Система предупреждения и оповещения населения о ЧС; - подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 1 «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера». | 1 | |
Тема 1.2. Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Содержание учебного материала | 3 1 1 | |
-
| Нормативно-правовая база защиты населения и территорий от ЧС. Основные принципы государственной политики и Федеральные законы по защите населения и территорий от ЧС. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО). История возникновения и развития, структура РСЧС и ГО. Основные задачи и функции в мирное время и при ведении военных действий. | 2 |
-
| МЧС – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий РФ. Структура и задачи МЧС РФ. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: - изучение основных положений Федерального Закона "О гражданской обороне" (№28-98г.); - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 108-120, 121-187,учебного пособия "БЧС. ГО" с.с. 46-58, 140-152, и составление плана и тезисов ответа. - подготовка сообщений по одной из предложенных тем: 1.Защита населения и территорий от ЧС - важнейшая задача государства. 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. 3. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан; - подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 2 «Основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени». | 1 | |
Тема 1.3. Защита населения и территорий от ЧС мирного и военного времени. | Содержание учебного материала | | |
Практические занятия | 4 1 1 1 1 | 3 |
-
| Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по одеванию противогаза и ОЗК. |
-
| Средства коллективной защиты от оружия массового поражения, Приборы радиационной и химической разведки и контроля. |
-
| Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения . |
-
| Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Отработка действий при возникновении радиационной аварии. Эвакуация в убежище. |
Самостоятельная работа обучающихся: - изучение основных положений Федерального Закона " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера " (№68-94г.); - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 262,263, учебного пособия "БЧС. ГО" с.с. и составление плана и тезисов ответа. - подготовка сообщений по одной из предложенных тем: 1.Предназначение и виды средств индивидуальной и коллективной защиты. 2. Инженерные защитные сооружения. 3. Причины для проведения экстренной эвакуации; - подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 3 «Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени». | 2 | 2 |
Тема 1.4. Обеспечение и повышение устойчивости функционирования объектов экономики. | Содержание учебного материала | 1 1 | |
-
| Устойчивость объектов экономики в ЧС. Общие понятия об устойчивости объектов экономики в ЧС. Структура, задачи, формирования (силы и средства). Обеспечение защиты рабочих и служащих.Основные мероприятия, обеспечивающие защиту рабочих и служащих. Подготовка объектов экономики к аварийному режиму работы. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: - чтение и конспектирование учебника учебного пособия "БЧС. ГО" с.с. 226-275 и составление плана и тезисов ответа. - подготовка сообщений по одной из предложенных тем: 1. Требования руководящих документов к оборудованию объектов экономики. 2.Действия формирований по восстановлению нарушенного процесса производства предприятий. -подготовка к письменной проверочной работе дифференцированному зачету в виде тестирования. (контрольная точка) № 4 . | 1 | |
Тема 1.5 Дифференцирован- ный зачёт. | 1.Тестовые задания | 1 | 3 |
Раздел 2. | Основы военной службы | 48 | |
Тема 2.1. Основы обороны государства. | Содержание учебного материала | 10 2 2 2 2 | |
-
| Национальная безопасность РФ. Обеспечение национальной безопасности РФ. Основные угрозы военной безопасности РФ. | 2 |
-
| Терроризм – особая угроза национальной безопасности РФ. Сущность виды и отличительные признаки терроризма. Принципы, задачи и мероприятия по борьбе с терроризмом и обеспечения безопасности населения. | 2 |
-
| Военная доктрина и военная организация РФ. Военная доктрина об обеспечение военной безопасности РФ. Военная организация РФ. | 2 |
4. | Вооружённые силы – основа военной организации РФ. Предназначение, история развития и основные задачи ВС РФ в мирное и военное время. Организационная структура Вооружённых сил РФ. | 2 |
Практические занятия | 2 2 | 3 |
-
| Изучение предназначения, структуры видов и родов войск ВС РФ и тактико-технических характеристик вооружения и военной техники. |
| Самостоятельная работа обучающихся: - изучение основных положений Федеральных Законов«Об обороне »(№61-96г.), «О борьбе с терроризмом» (№ 130-98 г.); - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 200-235 и составление плана и тезисов ответа. -подготовка сообщений по одной из предложенных тем: 1. Национальные интересы РФ. 2. Внешние и внутренние угрозы РФ. 3. Государство в вооружённой борьбе 4. ВС РФ - состав, структура и задачи в современных условиях. 5. Терроризм – современная трагедия; - подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 5 «Основы обороны государства». | 5 | |
Тема 2.2. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы | Содержание учебного материала | 4 2 1 1 | |
-
| Воинская обязанность. Правовые основы воинской обязанности и воинский учёт граждан. Подготовка граждан к военной службе. | 2 |
-
| Прохождение военной службы по призыву, по контракту. Альтернативная служба. Виды воинской деятельности. Требования, предъявляемые к личным качествам военнослужащих по основным воинским учётным специальностям (ВУС). | 2 |
-
| Права и ответственность военнослужащих. Права и свободы военнослужащих, льготы, предоставляемые им. Виды ответственности: дисциплинарная, административно-правовая, материальная, уголовная. | 2 |
Практические занятия | 30 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
1. | Строевая подготовка. Строевая стойка и повороты на месте. Движение строевым и походным шагом, шагом на месте, бегом. | 3 |
2. | Строевая подготовка. Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте. | |
3. | Строевая подготовка. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | 3 |
4. | Строевая подготовка. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | |
5. | Строевая подготовка. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него. Повороты строя на месте. | 3 |
6. | Строевая подготовка. Строи отделения. Построение и перестроение в одно шереножный и двух шереножный строй, выравнивание, размыкание строя, повороты строя на месте и в движении. | 3 |
7. | Огневая подготовка. Материальная часть автомата Калашникова АК-47. Работа частей и механизмов автомата Калашникова. Техника безопасности по обращению с оружием. | 3 |
8. | Огневая подготовка. Материальная часть автомата Калашникова. Уход за оружием. Чистка и смазка автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата. Неполная разборка и сборка автомата. Отработка норматива по неполной разборке и сборке автомата. | 3 |
9. | Огневая подготовка. Материальная часть автомата Калашникова. . Неполная разборка и сборка автомата. Отработка норматива по неполной разборке и сборке автомата. | 2 | 3 |
10. | Огневая подготовка . Подготовка автомата к стрельбе, принятие положения для стрельбы, прицеливание в автоматизированном электронном тире. Электронные стрельбы. | 2 | 3 |
11. | Огневая подготовка . Подготовка автомата к стрельбе, принятие положения для стрельбы, прицеливание в автоматизированном электронном тире. Электронные стрельбы. | 2 | 3 |
12. | Огневая подготовка . Принятие положения для стрельбы. Выполнение стрельб из пневматической винтовки. | 2 | 3 |
13. | Огневая подготовка. . Принятие положения для стрельбы. Выполнение стрельб из пневматической винтовки. | 2 | 3 |
14. | Огневая подготовка. Ручные осколочные гранаты. Устройство гранат. Техника безопасности при метании ручных осколочных гранат. Выполнение упражнения № 1, 2. в метании гранат. | 2 | 3 |
15. | Огневая подготовка. Ручные осколочные гранаты. Устройство гранат. Техника безопасности при метании ручных осколочных гранат. Выполнение упражнения № 1, 2. в метании гранат. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: - изучение основных положений Конституции РФ, Федерального закона «О статусе военнослужащих» (№76-98г.), Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (№53-98г.), Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ; - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 236-244 и составление плана и тезисов ответа. -подготовка сообщений по одной из предложенных тем: 1.Воинская обязанность. 2.Обязательная подготовка военной службе. 3. Особенности прохождение военной службы по призыву, по контракту; - подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 6 «Военная служба». | 17 | |
Тема 2.3. Основы военно-патриотического воспитания | Содержание учебного материала | 4 2 2 | |
-
| Патриотизм - неотъемлемое качество российского воина. Патриотизм – как составляющий фактор воспитания молодёжи. Торжественные ритуалы ВС РФ. | 2 |
-
| Символы воинской чести. Боевое знамя части и боевые традиции ВС РФ. Почетные награды РФ. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 236-244 и составление плана и тезисов ответа. -подготовка сообщений по одной из предложенных тем: 1.Дни воинской славы Российской Федерации. 2.9 мая – День Победы народа в Великой Отечественной войне. 3. Ордена и медали России; - подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 7 «Основы военно-патриотического воспитания». | 2 | |
Раздел 3 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 12 | |
Тема 3.1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | Содержание учебного материала | 8 1 1 1 | |
-
| Общие сведения о ранах. Осложнения ран. Способы остановки кровотечения и обработки ран. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей. | 2 |
-
| Первая (доврачебная) помощь при травмах и ожогах. Оказание ПМП при ушибах, переломах, вывихах, растяжении связок и синдроме длительного сдавливания. ПМП при ожогах. | 2 |
-
| Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании. Оказание ПМП при перегревании. Порядок оказания ПМП при переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании. | 2 |
| -
| Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током, утоплении, отравлениях и клинической смерти. Оказание ПМП при остановке сердечнососудистой деятельности, различного вида удушениях. Оказание ПМП при отравлениях. | 1 | 2 |
| Практические занятия | 4 1 1 1 1 | 3 |
-
| Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий. |
-
| Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности. |
-
| Наложение шины на место перелома, транспортировка пострадавшего. |
-
| Отработка на тренажёре прекордиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Подведение итогов. |
Самостоятельная работа обучающихся: - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 290-334 и составление плана и тезисов ответа. -подготовка сообщений по одной из предложенных тем: 1. Ушибы, переломы и растяжения. 2. Перегревание и переохлаждение организма. 3. Производственные травмы - причины гибели и травматизма. - подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 8 «Правила оказания ПМП». | 4 | |
Тема 2.5 Дифференцированный зачёт. | Итоговая аттестация 1. Письменная контрольная работа. | 2 | 3 |
| Всего: | 102 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы 3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебных кабинетах
" Безопасности жизнедеятельности и охраны труда" № 21 (корпус 1) и № 8
( корпуса 2) .
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- учебно-методическое обеспечение дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности», включают в себя презентации учебных курсов, учебно-методических пособий по проведению практических занятий, методические указания по проведению контроля полученных знаний и навыков;
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
Комплект учебно–наглядных пособий «Безопасность жизнедеятельности», «Первая помощь пострадавшим в условиях осуществления профессиональной деятельности».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет, принтер проектор;
- телевизор;
- видео и аудио аппаратура;
- манекены для отработки приёмов искусственного дыхания и извлечения инородных тел из органов дыхания;
- электронный тир.
Печатные пособия:
- Комплект таблиц «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Комплект таблиц «Основы военной службы».
- Комплект таблиц «Терроризм».
- Комплект таблиц «Символ воинской чести».
- Комплект таблиц «Оружие России».
- Комплект таблиц «Единая система предупреждения ЧС (ГО)».
Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование (приборы радиационной и химической разведки, средства индивидуальной защиты, перевязочный материал, средства за больными и пострадавшими).
3.2. Информационное обеспечение Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
Основная литература:
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. ,Безопасность жизнедеятельности.
4- е изд., стер.-М.:Академия,2014,288с.
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности.
Практикум–2-е изд., стер.,4-е изд.,стер.-М.:Академия,2014,144с.
3. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности.-4-е изд.,стер.-М.:Академия,2015,336с.
Дополнительная литература:
1. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ.
2. Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 11 марта 2010 г.
№ 11 с изменениями и дополнениями. 2013г.
3. Федеральный Закон , «О статусе военнослужащих» ( № 76 -98г.)
4. Федеральный Закон , «О воинской обязанности и воинской службе» ( № 53 -98г.)
5. Федеральный Закон РФ, «О борьбе с терроризмом» (№130-98 г.)
Интернет – ресурсы:
1. Юридическая Россия: Информационный портал (Электронный ресурс).
Режим доступа:
http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookld=1212788.
2. ОБЖ Основы безопасности жизнедеятельности, Информационно- методическое издание для преподавателей: информационный портал (Электронный ресурс).- Режим доступа:
http://www.school-obz.org/
).
4.Контроль и оценка результатов
освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
уметь: -организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; -предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения, - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессии; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим. | Правильное решение ситуационных задач Демонстрация правильного использования средств индивидуальной защиты Правильное решение ситуационных задач по использованию средств коллективной защиты Демонстрация умения пользоваться первичными средствами пожаротушения Правильный выбор родственных полученной профессии в перечне военно-учётных специальностей Правильное решение ситуационных задач Наблюдение в процессе теоретических и практических занятий Демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь |
знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основные военные службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО; - области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим | Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля Демонстрация подготовленности к военной службе Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля |
Приложение |
Поурочное планирование ОП.09 " Безопасность жизнедеятельности " |
| Учебные пособия для самостоятельной работы: |
| [1] Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности. 4-е изд., стер.-М.:Академия,2014,288с. [2] Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности. Практикум–2-е изд., стер.,4-е изд.,стер.-М.:Академия,2014,144с. [3] Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности.-4-е изд.,стер.-М.:Академия,2015,336с. [4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ, [5] Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 11 с изменениями и дополнениями. 2013г. [6] Федеральный Закон,«О статусе военнослужащих» (№ 76 -98г.) [7] Федеральный Закон, «О воинской обязанности и воинской службе» (№ 53 -98г.) [8] Федеральный Закон РФ, «О борьбе с терроризмом» (№130-98 г.) |
|
| |
№ урока на курсе | № урока в теме | Тема урока | Самостоя-тельная работа | Учебная нагрузка по дисциплине (ч.) |
Всего по дисциплине | Теоретическое обучение | Лабораторные работы, практические занятия | Контрольные работы |
|
Раздел 1. | Гражданская оборона | 5 | 10 | 5 | 4 | 111 |
Тема 1.1 | Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. | 1 | 2 | 2 | | 1 |
1 | 1 | Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии и катастрофы на транспорте и объектах промышленности. Меры защиты при ЧС техногенного характера. | | 1 | 1 | | |
2 | 2 | Чрезвычайные ситуации военного характера. Источники Современные средства поражения. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке. Обеспечение безопасности при эпидемии (эпизоотии, эпифитотии). Правила поведения населения в районах боевых действий и особенности ЧС военного характера. | | 1 | 1 | | |
Тема 1.2 | Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | 1 | 2 | 2 | | |
3 | 1 | Нормативно-правовая база защиты населения и территорий от ЧС. Основные принципы государственной политики и Федеральные законы по защите населения и территорий от ЧС. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО). История возникновения и развития, структура РСЧС и ГО. Основные задачи и функции в мирное время и при ведении военных действий. | | 1 | 1 | | |
4 | 2 | МЧС – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий РФ. Структура и задачи МЧС РФ. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. | | 1 | 1 | | |
Тема 1.3. | Защита населения и территорий от ЧС мирного и военного времени. | 2 | 4 | | 4 | |
5 | 1 | Практические занятия Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по одеванию противогаза и ОЗК | | 1 | | 1 | |
6 | 2 | Практические занятия Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля | | 1 | | 1 | |
7 | 3 | Практические занятия Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения . | | 1 | | 1 | |
8 | 4 | Практические занятия . Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Отработка действий при возникновении радиационной аварии. | | 1 | | 1 | |
Тема 1.4. | Обеспечение и повышение устойчивости функционирования объектов экономики. | 1 | 1 | 1 | | |
9 | 1 | Устойчивость объектов экономики в ЧС. Общие понятия об устойчивости объектов экономики в ЧС. Структура, задачи, формирования (силы и средства). Обеспечение защиты рабочих и служащих.Основные мероприятия, обеспечивающие защиту рабочих и служащих. Подготовка объектов экономики к аварийному режиму | | 1 | 1 | | |
10 | 2 | Дифференцирован- ный зачёт. Тестовые задания | 1 | 1 | | | 1 |
Раздел 2. | Основы военной службы | 17 | 48 | 16 | 32 | |
Тема 2.1 | Основы обороны государства. | 5 | 10 | 8 | 2 | |
11-12 | 1 | Национальная безопасность РФ. Обеспечение национальной безопасности РФ. Основные угрозы военной безопасности РФ. | | 2 | 2 | | |
13-14 | 2 | Терроризм – особая угроза национальной безопасности РФ. Сущность виды и отличительные признаки терроризма. Принципы, задачи и мероприятия по борьбе с терроризмом и обеспечения безопасности населения. | | 2 | 2 | | |
15-16 | 3 | Военная доктрина и военная организация РФ. Военная доктрина об обеспечение военной безопасности РФ. Военная организация РФ. | | 2 | 2 | | |
17-18 | 4 | Вооружённые силы – основа военной организации РФ. Предназначение, история развития и основные задачи ВС РФ в мирное и военное время. Организационная структура Вооружённых сил РФ. | | 2 | 2 | | |
19-20 | 5 | Практические занятия Изучение предназначения, структуры видов и родов войск ВС РФ и тактико-технических характеристик вооружения и военной техники | | 2 | | 2 | |
Тема 2.2 | Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. | 10 | 34 | 4 | 30 | |
21-22 | 1 | Воинская обязанность. Правовые основы воинской обязанности и воинский учёт граждан. Подготовка граждан к военной службе. | | 2 | 2 | | |
23 | 2 | Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Виды воинской деятельности. Требования, предъявляемые к личным качествам военнослужащих по основным воинским учётным специальностям (ВУС). | | 1 | 1 | | |
24 | 3 | Права и ответственность военнослужащих. Права и свободы военнослужащих, льготы, предоставляемые им. Виды ответственности: дисциплинарная, административно-правовая, материальная, уголовная. | | 1 | 1 | | |
25-26 | 4 | Практическое занятие. Строевая подготовка. Строевая стойка и повороты на месте. Движение строевым и походным шагом, шагом на месте, бегом.. | | 2 | | 2 | |
27-28 | 5 | Практическое занятие. Строевая подготовка. . Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте. | | 2 | | 2 | |
29-30 | 6 | Практическое занятие. Строевая подготовка. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | | 2 | | 2 | |
31-32 | 7 | Практическое занятие. Строевая подготовка. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | | 2 | | 2 | |
33-34 | 8 | Практическое занятие. Строевая подготовка. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него. Повороты строя на месте. | | 2 | | 2 | |
35-36 | 9 | Практическое занятие. Строевая подготовка. Строи отделения. Построение и перестроение в одно шереножный и двух шереножный строй, выравнивание, размыкание строя, повороты строя на месте и в движении. | | 2 | | 2 | |
37-38 | 10 | Практическое занятие. Огневая подготовка. Материальная часть автомата Калашникова АК-47. Работа частей и механизмов автомата Калашникова. Техника безопасности по обращению с оружием. | | 2 | | 2 | |
39-40 | 11 | Практическое занятие. Огневая подготовка. Материальная часть автомата Калашникова. Уход за оружием. Чистка и смазка автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата. Неполная разборка и сборка автомата. Отработка норматива по неполной разборке и сборке автомата. | | 2 | | 2 | |
41-42 | 12 | Практическое занятие. Огневая подготовка. Материальная часть автомата Калашникова. . Неполная разборка и сборка автомата. Отработка норматива по неполной разборке и сборке автомата. | | 2 | | 2 | |
43-44 | 13 | Практическое занятие. Огневая подготовка . Подготовка автомата к стрельбе, принятие положения для стрельбы, прицеливание в автоматизированном электронном тире. Электронные стрельбы. | | 2 | | 2 | |
45-46 | 14 | Практическое занятие. Огневая подготовка . Подготовка автомата к стрельбе, принятие положения для стрельбы, прицеливание в автоматизированном электронном тире. Электронные стрельбы. | | 2 | | 2 | |
47-48 | 15 | Практическое занятие. Огневая подготовка . Принятие положения для стрельбы. Выполнение стрельб из пневматической винтовки. | | 2 | | 2 | |
49-50 | 16 | Практическое занятие. Огневая подготовка. . Принятие положения для стрельбы. Выполнение стрельб из пневматической винтовки. | | 2 | | 2 | |
51-52 | 17 | Практическое занятие. Огневая подготовка. Ручные осколочные гранаты. Устройство гранат. Техника безопасности при метании ручных осколочных гранат. Выполнение упражнения № 1, 2. в метании гранат. | | 2 | | 2 | |
53-54 | 18 | Практическое занятие. Огневая подготовка. Ручные осколочные гранаты. Устройство гранат. Техника безопасности при метании ручных осколочных гранат. Выполнение упражнения № 1, 2. в метании гранат. | | 2 | | 2 | |
Тема 2.3 | Основы военно-патриотического воспитания | 2 | 4 | 4 | | |
55-56 | 1 | Патриотизм - неотъемлемое качество российского воина. Патриотизм – как составляющий фактор воспитания молодёжи. Торжественные ритуалы ВС РФ. | | 2 | 2 | | |
57-58 | 2 | Символы воинской чести. Боевое знамя части и боевые традиции ВС РФ. Почетные награды РФ. | | 2 | 2 | | |
Раздел 3. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 4 | 8 | 4 | 4 | |
Тема 3.1. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 4 | 8 | 4 | 4 | |
55-56 | 1 | Общие сведения о ранах. Осложнения ран. Способы остановки кровотечения и обработки ран. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей. | | 1 | 1 | | |
57-58 | 2 | Первая (доврачебная) помощь при травмах и ожогах. Оказание ПМП при ушибах, переломах, вывихах, растяжении связок и синдроме длительного сдавливания. Стр.256-262.ПМП при ожогах.Стр.263-267. | | 1 | 1 | | |
59-60 | 3 | Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании. Оказание ПМП при перегревании. Порядок оказания ПМП при переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании. | | 1 | 1 | | |
61-62 | 4 | Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током, утоплении, отравлениях и клинической смерти. Оказание ПМП при остановке сердечнососудистой деятельности, различного вида удушениях. Оказание ПМП при отравлениях. | | 1 | 1 | | |
63 | 5 | Практические занятия Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий. | | 1 | | 1 | |
64 | 6 | Практические занятия Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности. | | 1 | | 1 | |
65 | 7 | Практические занятия Наложение шины на место перелома, транспортировка пострадавшего. | | 1 | | 1 | |
66 | 8 | Практические занятия Отработка на тренажёре прекордиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Подведение итогов. | | 1 | | 1 | |
67-68 | 1 | Дифференцированный зачет Итоговая аттестация | 1 | 2 | | | 2 |
ВСЕГО: | 34 | 68 | 25 | 40 | 3 |
Разработчики:
ГПОУ ЯО ЯрКИП преподаватель – организатор В.П.Россиков.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
6