Приложение___
к ОПОП по профессии
08.01.07 Мастер общестроительных работ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 Безопасность жизнедеятельности »
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5-8 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11-12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.04. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.04 Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью учебного цикла ППКРС основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-ОК 7
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК1-ОК 7, ЛР1, ЛР3, ЛР 6,ЛР9, ЛР 12 | организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; | принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 53 |
в т.ч. в форме практической подготовки | |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 14 |
практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа | 3 |
Промежуточная аттестация | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
| Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Гражданская оборона | 12 | |
Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | 1 | ОК1-ОК 7, ЛР1, ЛР3, ЛР 6,ЛР9, ЛР 12 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Тема 1.2. Организация гражданской обороны | Содержание учебного материала | 2 | ОК1-ОК 7, ЛР1, ЛР3, ЛР 6,ЛР9, ЛР 12 |
Ядерное, химическое и биологическое оружие. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля |
Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения |
В том числе практических занятий | 4 |
Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. |
Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК |
Самостоятельная работа | 1 |
Написание конспекта на тему: «Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени». |
Тема 1.3. Защита населения и территорий при стихийных бедствиях, при авариях (катастрофах) на транспорте, производственных объектах | Содержание учебного материала | 1 | ОК1-ОК 7, ЛР1, ЛР3, ЛР 6,ЛР9, ЛР 12 |
Защита населения и территорий при стихийных бедствиях |
Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте, производственных объектах |
В том числе практических занятий | 2 |
Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения |
Самостоятельная работа | 1 |
Написание доклада на тему: «Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени». |
Тема 1.4. | Содержание учебного материала | 2 | |
Обеспечение безопасности при не благоприятной экологической обстановке, при не- благоприятной социальной обстановке | Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, при эпидемии | | ОК1-ОК 7, ЛР1, ЛР3, ЛР 6,ЛР9, ЛР 12 |
Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и при неблагоприятной социальной обстановке |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 14 | ОК1-ОК 7, ЛР1, ЛР3, ЛР 6,ЛР9, ЛР 12 |
Тема 2.1. Основы медицинских знаний. Здоровый образ жизни и его составляющие | Содержание учебного материала | |
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных ценностей человека. |
Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях |
.В том числе практических занятий | 12 |
Первая (доврачебная) помощь при отравлениях. |
Первая (доврачебная) помощь при травмах, ожогах, поражении электрическим током, утоплении, перегревании, переохлаждении, обморожении, общем замерзании |
Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевого прижатия артерий |
Отработка умений наложения повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности |
Отработка умений наложения шины на место перелома, транспортировка поражённого |
Отработка на тренажёре прекардиального удара и искусственного дыхания. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца |
| Самостоятельная работа | 1 |
Написание доклада на тему: «Оказание реанимационной помощи» |
Раздел 3. Основы военной службы | 24 | |
Тема 3.1. Основы обороны государства. Военная доктрина Российской Феде- рации | Содержание учебного материала | 4 | ОК1-ОК 7, ЛР1, ЛР3, ЛР 6,ЛР9, ЛР 12 |
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона, ее структура и цели и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий |
Вооруженные Силы РФ - основа обороны РФ Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. |
Состав и структура Вооруженных сил России. Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и поступление на нее в добровольном порядке |
Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с терроризмом. Террористические организации |
В том числе практических занятий | 18 |
Подготовка данных использования инженерных сооружений для защиты работающих и населения от чрезвычайных ситуаций |
Организация получения средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях |
Изучение материальной части, сборка, разборка автомата |
Отработка строевой стойки и поворотов на месте. Повороты в движении. |
Построение и отработка движения походным строем |
Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте |
Промежуточная аттестация | | 2 | |
Всего: | 50 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»,
оснащенный оборудованием:
доской учебной,
рабочим местом преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся,
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.),
техническими средствами обучения:
компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; и т.д.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Безопасность жизнедеятельности : учебник для СПО / отв. ред. Я. Д. Вишня
ков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 416 с. – ISBN 978-5-9916-9735-4
Безопасность жизнедеятельности : практикум : учебное пособие для СПО / отв. ред. Я. Д. Вишняков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 249 с. – ISBN 978-5-9916- 8528-3
Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / отв. ред. В. П. Соломин. – Москва : Юрайт, 2017. – 399 с. – ISBN 978-5-534-02041-0
Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 1. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 350 с. – ISBN 978-5-9916-9962-4
Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 2. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 362 с. – ISBN 978-5-9916-9964-8
Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвы- чайных ситуациях : учебник для СПО / Г. И. Беляков. – 3 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-534-03180-5
Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник / М. В. Графкина, Б. Н. Нюнин, В. А. Михайлов. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. – 2 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 330 с.
– ISBN 978-5-534-02122-6
Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности / Н. В. Косолапова, Н.А. Прокопенко Е.Л. Побежимова . – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 288 с.
Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для СПО / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. – 2 изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 245 с. – ISBN 978-5-534-03743-2
3.2.2. Основные электронные издания
База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru. 3. Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/
Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. ––URL: http://bzhde.ru.
Дополнительные источники
Журналы: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Военные знания».
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 (ред. от 16.07.09)
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Постановление Правительства РФ от 11.11,2006г. № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 31.12.1999г. № 1441 (ред. 15.06.09) «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»
Справочная правовая система «Консультант плюс», «Гарант»
Федеральный закон от 21.12.1994г. N° 68-ФЗ (ред. от 25.11.09) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 14.03.09) «Об охране окружаю- щей среды»
Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Федеральный закон от 28.03.1998г. № 53-Ф3 (ред. 21.12.09) «О воинской обязанности и воинской службе»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добро- вольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящего на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования |
Умения: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, тех- ник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, само- оценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. | Текущий контроль: экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям; оценка заданий для самостоятельной работы, Промежуточная аттестация: экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете |
4