СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совесть и раскаяние

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - осознание учениками значимости для православного человека умения отличать добро от зла,

            - установление связей между понятиями «добро», «зло» и «Бог», «совесть», «покаяние»,

             -объяснение учащимся значения покаяния с опорой сюжеты из Евангелия.

Задачи:

          -  

Цели: - осознание учениками значимости для православного человека умения отличать добро от зла,

            - установление связей между понятиями «добро», «зло» и «Бог», «совесть», «покаяние»,

             -объяснение учащимся значения покаяния с опорой сюжеты из Евангелия.

Задачи:

          -  узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

    -стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.

     -формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

     -развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводыузнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

    -стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.

     -формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

     -развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы

Просмотр содержимого документа
«Совесть и раскаяние»

Урок 10 ТЕМА: Совесть и раскаяние


Цели: - осознание учениками значимости для православного человека умения отличать добро от зла,

- установление связей между понятиями «добро», «зло» и «Бог», «совесть», «покаяние»,

-объяснение учащимся значения покаяния с опорой сюжеты из Евангелия.

Задачи:

         -  узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

-стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.

-формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

-развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

-коллективная;

-фронтальная;

-групповая;

Ожидаемые результаты:

- дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», . «грех»,  «раскаяние», осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;

-осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;

-научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое;

-осознавать, для чего людям нужны совесть , раскаяние, понять, что значит жить в ладу со своей совестью.


Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.


Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры»  автор  А. В. Кураев.



Ход урока.

I. Организационный момент.  

II. Определение  темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. 

- Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение о чём мы будем говорить.

 В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

-  Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

-  А молоко купил?

-  Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

-  А я так на тебя надеялась!

И тут у Пети внутри все будто похолодело…Непонятные чувства и мысли переполняли его…

- Как вы думаете, какие же чувства переполняли Петю? О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

( Слайд 1)

II. Работа по теме урока: Совесть и раскаяние.

1.Сегодня на уроке вы узнаете

  • О подсказках совести.

  • Как исправлять ошибки.

- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов)

(Слайд 2)

Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

- Зачем человеку совесть?

-  Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро»  (ответы детей)

(Слайд 3)

  - В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».

-  Назовите антоним слова «добро». (Зло).    

   - Какой  смысл вы вкладываете в это слово? (нечто дурное, вредное)

(Слайд 4)

   - В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)

(Слайд 5)

В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».

- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36  вашего учебного пособия.  чтение

   - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?

На доске.

•    это то, что способствует росту души,

•    помогает людям,

•    радует бога.

  - А зло наоборот:

•    это то, что удаляет от этих добрых целей.

А какого человека можно назвать добрым? Давайте послушаем притчу о доброй старушке и ее молодой душе.

Слайд 4. Добрый человек.

Слушаем притчу

Притча о доброй старушке и ее молодой душе

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

Добро – помнить. Зло – забывать.

Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают)

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)


2.А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают)

В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо».

Попробуйте расшифровать слова:

злодей – делающий беду, наносящий вред;

зломыслить – иметь вредное намерение, желать несчастья;

злословить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать;

злочестивый – чествующий, славящий, творящий худое.

Зло – то, что удаляет человека от  добрых целей.

У слова зло в православии есть синоним: грех.

Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести.

Слайд 6. Грех.

Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

Слово «грех» в старославянском языке имело значение «промах, ошибка».

-Как вы думаете, почему в церковнославянском языке недобрым чувствам, мыслям и делам было дано именно такое название - грех? (дети отвечают)

Потому что, совершая недоброе, человек уклоняется от истины. Т.е. совершает ошибку, погрешает против истины. Делая злое, отклоняется от законов Божиих. Поэтому грех также называют еще и беззаконием.

(текст из учебника) Преступное действие приносит вред тому, на кого оно нацелено. А грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Один человек позавидовал другому. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Его жизнь не стала хуже от того, что кто-то на него посмотрел завистливым глазом. Но тот, кто позавидовал, сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу.

Грех – это еще и преступление против самого себя.

3.-Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?

Слайд 7. Добро и зло.

Посмотрите на эти прекрасные васильки во ржи или на вот эти веселые одуванчики в клубнике. Они красивы, но в поле с рожью и на грядке с клубникой они сорняки, приносящие вред.

(текст из учебника) Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за опоздание на урок, ты спохватился: «ее наказали за мою шалость! зачем я так? я же хотел улыбки, а не слез!».


  - Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

4.Работа в парах : определить добрые и недобрые дела

-  В народе  говорят «совесть заговорила».

- О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со   словом  совесть  есть очень много  выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает»,  «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

 -Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

 (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

Стр. 37

5. - Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.  Какое выражение лица у него? Почему? Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (мученическое, так как он совершил грех).

- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)

 -Как вы думаете, можно ли как-нибудь  избавиться от  мучений и терзаний совести?

III. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие  «Отречение Петра».

  1. Чтение библейской истории «Отречение Петра».

-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр.  нашего учебника.  При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания  Петра.

 (читают дети)

   -Для того, чтобы защитить человека от греха  совесть должна выполнить свою работу. Какую же работу должна выполнить совесть, как вы думаете?

(Слайд 8, 9)

-  Найдите  раздел статьи учебника «Работа совести»   на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.

 2) Выборочное чтение.

-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.

- Какое  второе  важное  дело поручил Творец совести?

- Какая важная особенность у совести?

(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)  

- Что же является главным в жизни человека?

 (Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)


-Как же человеку исправить  ошибки, которые он совершил?

- Откройте 38 стр учебника,  прочитаем 2 абзац  статьи «Раскаяние»  ПРО СЕБЯ  чтобы  узнать , какие шаги существуют в раскаянии.

(Чтение текста детьми)


а) Первый шаг в раскаянии.

 - Прочитай,  чём состоит первый шаг в раскаянии?

  (Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

- Как вы его понимаете?

-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в  тексте слова, в которых  описывается первый шаг в его раскаянии?  

Важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

(  И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)


б) Второй шаг в раскаянии.

- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

  (Переворот своих стремлений.)

- Как вы его понимаете?

 (Готовность исправить свой поступок)

-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.

(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)


Разница между покаянием и признанием своей ошибки.

- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и  все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом.

 

( Слайд 11)

г) Третий шаг в раскаянии.

-Мы с вами назвали два шага  в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.  

Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.

 (У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )

- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?

 (Покаянные молитвы)

- Назовите самую простую покаянную  молитву. (Господи, прости).

- Вы, наверное,  слышали такое выражение «Слёзы раскаяния». У христиан считается:

 ( Слайд 13, 14)

Храм – место покаянной молитвы.

-Для православных людей   место покаянной молитвы - храм. 

 

 

 IV. Итог урока. Рефлексия.

   -  Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться,  что такое хорошо и  что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

 Продолжи предложения

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Больше всего мне запомнилось …

  • Я задумался …

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.

( Слайд 15)

Дополнительно:

Пословицы о совести.

Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов, а грызет.

Чистая совесть - самая лучшая подушка.



Из «Духовной Азбуки»

Монах Варнава (Санин Евгений Георгиевич)


УРОК

Если я кого обидел,

Так уж получается —

Даже пусть никто не видел,

Зло мне возвращается:


Тем же словом, той же болью,

Неприятностью любою...

Почему ж такой урок

Не идет никак мне впрок?..



V. Домашнее задание.

- Ребята, подумайте дома о том, что мы обсуждали на уроке. Найдите в произведениях литературы, кинофильмах, мультфильмах примеры того, как совесть меняет человека.

- Спасибо за работу!



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!