Урок 10 ТЕМА: Совесть и раскаяние
Цели: - осознание учениками значимости для православного человека умения отличать добро от зла,
- установление связей между понятиями «добро», «зло» и «Бог», «совесть», «покаяние»,
-объяснение учащимся значения покаяния с опорой сюжеты из Евангелия.
Задачи:
- узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
-стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
-формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
-развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
-коллективная;
-фронтальная;
-групповая;
Ожидаемые результаты:
- дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», . «грех», «раскаяние», осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
-осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
-научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое;
-осознавать, для чего людям нужны совесть , раскаяние, понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» автор А. В. Кураев.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Определение темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.
- Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение о чём мы будем говорить.
В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстро оделся и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.
- А молоко купил?
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
- А я так на тебя надеялась!
И тут у Пети внутри все будто похолодело…Непонятные чувства и мысли переполняли его…
- Как вы думаете, какие же чувства переполняли Петю? О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)
( Слайд 1)
II. Работа по теме урока: Совесть и раскаяние.
1.Сегодня на уроке вы узнаете
О подсказках совести.
Как исправлять ошибки.
- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов)
(Слайд 2)
Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.
- Зачем человеку совесть?
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро» (ответы детей)
(Слайд 3)
- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».
- Назовите антоним слова «добро». (Зло).
- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (нечто дурное, вредное)
(Слайд 4)
- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)
(Слайд 5)
В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».
- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебного пособия. чтение
- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?
На доске.
• это то, что способствует росту души,
• помогает людям,
• радует бога.
- А зло наоборот:
• это то, что удаляет от этих добрых целей.
А какого человека можно назвать добрым? Давайте послушаем притчу о доброй старушке и ее молодой душе.
Слайд 4. Добрый человек.
Слушаем притчу
Притча о доброй старушке и ее молодой душе
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
Добро – помнить. Зло – забывать.
Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают)
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)
2.А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают)
В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо».
Попробуйте расшифровать слова:
злодей – делающий беду, наносящий вред;
зломыслить – иметь вредное намерение, желать несчастья;
злословить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать;
злочестивый – чествующий, славящий, творящий худое.
Зло – то, что удаляет человека от добрых целей.
У слова зло в православии есть синоним: грех.
Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести.
Слайд 6. Грех.
Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
Слово «грех» в старославянском языке имело значение «промах, ошибка».
-Как вы думаете, почему в церковнославянском языке недобрым чувствам, мыслям и делам было дано именно такое название - грех? (дети отвечают)
Потому что, совершая недоброе, человек уклоняется от истины. Т.е. совершает ошибку, погрешает против истины. Делая злое, отклоняется от законов Божиих. Поэтому грех также называют еще и беззаконием.
(текст из учебника) Преступное действие приносит вред тому, на кого оно нацелено. А грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Один человек позавидовал другому. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Его жизнь не стала хуже от того, что кто-то на него посмотрел завистливым глазом. Но тот, кто позавидовал, сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу.
Грех – это еще и преступление против самого себя.
3.-Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?
Слайд 7. Добро и зло.
Посмотрите на эти прекрасные васильки во ржи или на вот эти веселые одуванчики в клубнике. Они красивы, но в поле с рожью и на грядке с клубникой они сорняки, приносящие вред.
(текст из учебника) Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за опоздание на урок, ты спохватился: «ее наказали за мою шалость! зачем я так? я же хотел улыбки, а не слез!».
- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.
4.Работа в парах : определить добрые и недобрые дела
- В народе говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
(Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
Стр. 37
5. - Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? Почему? Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (мученическое, так как он совершил грех).
- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли как-нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?
III. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».
Чтение библейской истории «Отречение Петра».
-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.
(читают дети)
-Для того, чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу. Какую же работу должна выполнить совесть, как вы думаете?
(Слайд 8, 9)
- Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.
2) Выборочное чтение.
-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести?
(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
- Что же является главным в жизни человека?
(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)
-Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил?
- Откройте 38 стр учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» ПРО СЕБЯ чтобы узнать , какие шаги существуют в раскаянии.
(Чтение текста детьми)
а) Первый шаг в раскаянии.
- Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии?
(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)
- Как вы его понимаете?
-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?
Важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
( И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)
б) Второй шаг в раскаянии.
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?
(Переворот своих стремлений.)
- Как вы его понимаете?
(Готовность исправить свой поступок)
-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.
(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)
Разница между покаянием и признанием своей ошибки.
- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом.
( Слайд 11)
г) Третий шаг в раскаянии.
-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.
Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.
(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )
- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?
(Покаянные молитвы)
- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости).
- Вы, наверное, слышали такое выражение «Слёзы раскаяния». У христиан считается:
( Слайд 13, 14)
Храм – место покаянной молитвы.
-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
Продолжи предложения
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.
( Слайд 15)
Дополнительно:
Пословицы о совести.
Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.
Нечистая совесть спать не даёт.
Совесть без зубов, а грызет.
Чистая совесть - самая лучшая подушка.
Из «Духовной Азбуки»
Монах Варнава (Санин Евгений Георгиевич)
УРОК
Если я кого обидел,
Так уж получается —
Даже пусть никто не видел,
Зло мне возвращается:
Тем же словом, той же болью,
Неприятностью любою...
Почему ж такой урок
Не идет никак мне впрок?..
V. Домашнее задание.
- Ребята, подумайте дома о том, что мы обсуждали на уроке. Найдите в произведениях литературы, кинофильмах, мультфильмах примеры того, как совесть меняет человека.
- Спасибо за работу!