Проектная деятельность на уроках русского языка
Мафтуна Рихситдиновна Закирова
Учитель русского языка и литературы
https://goo.su/LzAUU
Мутовина Вероника Александровна, студентка 3 курса отделения «Преподавание в начальных классах».
Руководитель: Лебедева Т. С.
Россия, индекс: 660017, г. Красноярска, Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
В условиях реализации ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Ключевые слова: типы проектов, уроки русского языка, метод проектов, проектная деятельность, компетентность.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС НОО и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у обучающихся посредством проектной деятельности? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи. Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века, и уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания [1].
Метод проектов применительно к русскому языку – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность обучающихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта [2].
Цель проектной деятельности: понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
- обучить планированию своей деятельности;
- сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
- составление письменного отчета.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Обучающиеся приобретают следующие ключевые компетентности:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это неотъемлемая часть образования и одно из направлений модернизации современного образования. На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы образования. В работе чаще всего используются следующие типы проектов. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речь современного школьника», «Сленг лицеиста» «Язык SMS». Обучающиеся с удовольствием собирают информацию и делятся ею с лицеистами на мероприятиях в рамках дней русского языка во время интеллектуального марафона в лицее. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Такие проекты чаще всего используются на уроках литературы. В качестве примера можно привести урок изучения басен И.А. Крылова. Обучающиеся представляли проект в виде инсценирования «Исторические прототипы героев басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Данные проекты предполагают наличие зрителя, которыми являются обучающиеся младших классов, родители. Также родители выполняют роли костюмеров и декораторов. Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и лицея.
Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. [3].
Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Самый эффективный вид проекта — мини-проект. Обучающиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, интервью с героями, синквейны, кластеры. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка. Работа ведется в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку и по 2 минуты на презентацию каждой группы). Ребята по своему выбору представляли инсценирование, кластеры, электронную презентацию. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4-6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов. Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. Сложнее всего определиться с темой проекта, нужно сделать все, чтобы ребятам было интересно работать в этой теме, чтобы она была актуальной и значимой в теме урока.
Эта тема, представленная односторонне в школьном курсе или дающая только общее представление о каком-либо явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти в учебнике [4]. Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме.
Библиография.
1. Балина Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1189-1192. — URL https://moluch.ru/archive/63/9872/
2. Правительство России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lyl.su/Juo
3. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие — 10 изд., перераб. — М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
4. Проектная деятельность: как выбрать актуальную тему [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lyl.su/utn
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021 — 26 с.