СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектная деятельность на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная деятельность на уроках русского языка"»

Проектная деятельность на уроках русского языка

Мафтуна Рихситдиновна Закирова

Учитель русского языка и литературы

https://goo.su/LzAUU

Мутовина Вероника Александровна, студентка 3 курса отделения «Преподавание в начальных классах».

Руководитель: Лебедева Т. С.


Россия, индекс: 660017, г. Красноярска, Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

В условиях реализации ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Ключевые слова: типы проектов, уроки русского языка, метод проектов, проектная деятельность, компетентность.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС НОО и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у обучающихся посредством проектной деятельности? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи. Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века, и уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания [1].

Метод проектов применительно к русскому языку – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность обучающихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта [2].

Цель проектной деятельности: понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- обучить планированию своей деятельности;

- сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов;

- составление письменного отчета.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Обучающиеся приобретают следующие ключевые компетентности:

- готовность к разрешению проблем,

- технологическая компетентность,

- готовность к самообразованию,

- готовность к использованию информационных ресурсов,

- готовность к социальному взаимодействию,

- коммуникативная компетентность.

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это неотъемлемая часть образования и одно из направлений модернизации современного образования. На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы образования. В работе чаще всего используются следующие типы проектов. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речь современного школьника», «Сленг лицеиста» «Язык SMS». Обучающиеся с удовольствием собирают информацию и делятся ею с лицеистами на мероприятиях в рамках дней русского языка во время интеллектуального марафона в лицее. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Такие проекты чаще всего используются на уроках литературы. В качестве примера можно привести урок изучения басен И.А. Крылова. Обучающиеся представляли проект в виде инсценирования «Исторические прототипы героев басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Данные проекты предполагают наличие зрителя, которыми являются обучающиеся младших классов, родители. Также родители выполняют роли костюмеров и декораторов. Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и лицея.

Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. [3].

Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Самый эффективный вид проекта — мини-проект. Обучающиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, интервью с героями, синквейны, кластеры. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка. Работа ведется в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку и по 2 минуты на презентацию каждой группы). Ребята по своему выбору представляли инсценирование, кластеры, электронную презентацию. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4-6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов. Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. Сложнее всего определиться с темой проекта, нужно сделать все, чтобы ребятам было интересно работать в этой теме, чтобы она была актуальной и значимой в теме урока.

Эта тема, представленная односторонне в школьном курсе или дающая только общее представление о каком-либо явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти в учебнике [4]. Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме.

Библиография.

1. Балина Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1189-1192. — URL https://moluch.ru/archive/63/9872/

2. Правительство России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lyl.su/Juo

3. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие — 10 изд., перераб. — М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

4. Проектная деятельность: как выбрать актуальную тему [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lyl.su/utn

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021 — 26 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!