СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили литературного языка.7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стили литературного языка.7 класс»

Двадцатое сентября.  Классная работа.

Двадцатое сентября. Классная работа.

Стили литературного языка

Стили литературного

языка

Грамота – grammata (греч.) – «чтение и письмо»   - В каком значении употреблено слово грамота? Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. Царский манифест … оказался филькиной грамотой.

Грамота – grammata (греч.) – «чтение и письмо» - В каком значении употреблено слово грамота?

  • Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте.
  • После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.
  • Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота.
  • Царский манифест … оказался филькиной грамотой.
Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А.С. Пушкин) После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. (А.П. Чехов) Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А.П. Чехов) Царский манифест … оказался филькиной грамотой. (А. Степанов)
  • Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А.С. Пушкин)
  • После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. (А.П. Чехов)
  • Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А.П. Чехов)
  • Царский манифест … оказался филькиной грамотой. (А. Степанов)
Стилистика- это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.
  • Стилистика- это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
  • Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.
Сфера общения Стиль Общение людей в быту Разговорный Общение граждан в учреждении Официально-деловой Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.) Публицистический Научная деятельность (научные статьи, работы) Научный Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы) Художественный

Сфера общения

Стиль

Общение людей в быту

Разговорный

Общение граждан в учреждении

Официально-деловой

Агитационно-массовая деятельность

(стиль газет, журналов, листовок и др.)

Публицистический

Научная деятельность (научные статьи, работы)

Научный

Словесно-художественное творчество (стиль художественной

литературы)

Художественный

Определите стиль речи 1. вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! 2. СНЕГИРЬ. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками.

Определите стиль речи

  • 1. вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!
  • 2. СНЕГИРЬ. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками.
Работа с учебником Упр. 62

Работа с учебником

  • Упр. 62
Уровень С Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6 мм. (2) Дождь… (3) Различаются ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло мне! Из данных предложений вычислите три текста – разговорного, научного и художественного стиля. Укажите номера предложений. Разговорный __________________________ Научный _____________________________ Художественный ______________________ Укажите отличительные особенности каждого стиля. Приведите из текстов примеры языковых средств, характерных для данного стиля.

Уровень С

Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6 мм. (2) Дождь… (3) Различаются ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло мне!

Из данных предложений вычислите три текста – разговорного, научного и художественного стиля. Укажите номера предложений.

Разговорный __________________________

Научный _____________________________

Художественный ______________________

Укажите отличительные особенности каждого стиля. Приведите из текстов примеры языковых средств, характерных для данного стиля.

Уровень А Определите стиль речи. - Оля, а кто такой Тимур? - …это один царь такой … злой, хромой, из средней истории. 1) художественный; 2)научный; 3)разговорный Определите стиль речи. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные сучья дерев мирно белеет неподвижное небо. Художественный; 2)научный; 3)разговорный  Найдите ошибку в стилистическом разборе текста. Осень - время года, продолжающееся в северном полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сентября) по день зимнего солнцестояния (22 декабря). В житейском обиходе осенью принято называть сентябрь, октябрь, ноябрь. Стиль речи – научный Цель речи – передача точной научной информации Равноденствие, солнцестояние, северное полушарие – эпитеты.  

Уровень А

Определите стиль речи.

- Оля, а кто такой Тимур?

- …это один царь такой … злой, хромой, из средней истории.

1) художественный; 2)научный; 3)разговорный

Определите стиль речи.

Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные сучья дерев мирно белеет неподвижное небо.

Художественный; 2)научный; 3)разговорный

Найдите ошибку в стилистическом разборе текста.

Осень - время года, продолжающееся в северном полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сентября) по день зимнего солнцестояния (22 декабря). В житейском обиходе осенью принято называть сентябрь, октябрь, ноябрь.

Стиль речи – научный

Цель речи – передача точной научной информации

Равноденствие, солнцестояние, северное полушарие – эпитеты.

  •  

Уровень В Определите стиль данных ниже текстов. Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля. Как называются эти языковые средства? Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них блещут лужицы. – А какая Италия? - Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнуа много, фрукты всякие растут сладкие да вкусные.  3) Италия – государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат средиземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная: в горах – леса, на равнинах – поля, сады, виноградники.
  • Уровень В
  • Определите стиль данных ниже текстов.
  • Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля.
  • Как называются эти языковые средства?
  • Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них блещут лужицы.
  • А какая Италия?
  • - Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнуа много, фрукты всякие растут сладкие да вкусные.
  • 3) Италия – государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат средиземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная: в горах – леса, на равнинах – поля, сады, виноградники.
Домашнее задание п.10, упр.63

Домашнее задание

п.10, упр.63


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!