Цели:
- Образовательные:
- учиться формулировать основную тему и идею текста;
- выделять самостоятельно микротемы ;
- пользоваться разными способами сжатия текста.
Развивающие:
- Обогащать свою речь лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.
- развивать память, мышление
Воспитательные:
- Обращать внимание на нравственные категории текста.
Последовательность работы при восприятии текста на слух
- Прослушайте исходный текст.
- Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ).
- Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
Последовательность работы при восприятии текста на слух
5 . Выберите способы компрессии для каждой части текста.
6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
7. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.
8. Напишите сжатое изложение.
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Грубость в языке и поведении человека свидетельствуют о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.
2
Сильный человек силён своим благородством и великодушием.
3
Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности.
Сжатие текста
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:
1.Исключение;
- исключение повторов;
- исключение одного или нескольких из синонимов;
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких предложений.
2.Обобщение.
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Сжатие текста
3.Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением .
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С.Лихачёву) 136 слов
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости , а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности , а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно , действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения , но и нашей личности , нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды , если она «затягивает».
(По Д.С.Лихачёву) 136 слов
Грубость в языке, в манерах, неряшливость в одежде – распространённое явление и свидетельствует о незащищённости человека, о его слабости. Это признак невоспитанности и жестокости.
Сильный и уравновешенный человек не будет громко говорить и ругаться. Известно, что каждый наш поступок, слово отражается на окружающих и враждебно человеческой жизни. Сильный человек, понимает это и силён своим благородством и великодушием.
Учиться интеллигентной речи надо долго и внимательно. Но действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть нашего поведения , личности и способности не поддаваться влияниям среды . 86 слов
Памятка.
Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:
- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;
- определение стиля исходного текста;
- определение типа речи;
- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана уточнение центральной части);
- выполнение чернового варианта;
- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие
- ключевых языковых средств.
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.
И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
171 слово