СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся писать сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к экзамуну по русскому языку в 9 классе. Учимся писать сжатое изложение.

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать сжатое изложение»

Цели: Образовательные: учиться формулировать основную тему и идею текста;  выделять самостоятельно микротемы ;  пользоваться разными способами сжатия текста. Развивающие: Обогащать свою речь лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка. развивать память, мышление Воспитательные: Обращать внимание на нравственные категории текста.

Цели:

  • Образовательные:
  • учиться формулировать основную тему и идею текста;
  • выделять самостоятельно микротемы ;
  • пользоваться разными способами сжатия текста.

Развивающие:

  • Обогащать свою речь лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.
  • развивать память, мышление

Воспитательные:

  • Обращать внимание на нравственные категории текста.
Последовательность работы при восприятии текста  на слух Прослушайте исходный текст.  Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ). Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.

Последовательность работы при восприятии текста на слух

  • Прослушайте исходный текст.
  • Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ).
  • Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
Последовательность работы при восприятии текста на слух 5 . Выберите способы компрессии для каждой части текста. 6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. 7. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла. 8. Напишите сжатое изложение.

Последовательность работы при восприятии текста на слух

5 . Выберите способы компрессии для каждой части текста.

6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.

7. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.

8. Напишите сжатое изложение.

Информация о тексте для сжатого изложения № абзаца Микротема 1 Грубость в языке и поведении человека свидетельствуют о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости. 2 Сильный человек силён своим благородством и великодушием. 3 Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности.

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Грубость в языке и поведении человека свидетельствуют о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

2

Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

3

Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности.

Сжатие текста  К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся: 1.Исключение;  исключение повторов;  исключение одного или нескольких из синонимов;  исключение уточняющих и поясняющих конструкций;  исключение фрагмента предложения;  исключение одного или нескольких предложений. 2.Обобщение.  замена однородных членов обобщающим наименованием;  замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Сжатие текста

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение;

  • исключение повторов;
  • исключение одного или нескольких из синонимов;
  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких предложений.

2.Обобщение.

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Сжатие текста  3.Упрощение:  слияние нескольких предложений в одно;  замена предложения или его части указательным местоимением;  замена сложноподчинённого предложения простым;  замена фрагмента предложения синонимичным выражением .

Сжатие текста

3.Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением .
 Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.  По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.  Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».  (По Д.С.Лихачёву) 136 слов

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С.Лихачёву) 136 слов

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о  незащищённости человека, о его слабости , а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности , а иногда и жестокости.  По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без  нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.  Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно , действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения , но и нашей личности , нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды , если она «затягивает».  (По Д.С.Лихачёву) 136 слов

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости , а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности , а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно , действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения , но и нашей личности , нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды , если она «затягивает».

(По Д.С.Лихачёву) 136 слов

Грубость в языке, в манерах, неряшливость в одежде – распространённое явление и свидетельствует о  незащищённости человека, о его слабости. Это признак невоспитанности  и жестокости.  Сильный и уравновешенный человек не будет громко говорить и ругаться.  Известно, что  каждый наш поступок,  слово отражается на окружающих и враждебно человеческой жизни. Сильный человек, понимает это  и силён своим благородством и великодушием.  Учиться интеллигентной речи надо долго и внимательно. Но действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть нашего поведения  , личности  и способности не поддаваться влияниям среды . 86 слов

Грубость в языке, в манерах, неряшливость в одежде – распространённое явление и свидетельствует о незащищённости человека, о его слабости. Это признак невоспитанности и жестокости.

Сильный и уравновешенный человек не будет громко говорить и ругаться. Известно, что каждый наш поступок, слово отражается на окружающих и враждебно человеческой жизни. Сильный человек, понимает это и силён своим благородством и великодушием.

Учиться интеллигентной речи надо долго и внимательно. Но действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть нашего поведения , личности и способности не поддаваться влияниям среды . 86 слов

 Памятка. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста: - уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; - определение стиля исходного текста; - определение типа речи;  анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана уточнение центральной части); - выполнение чернового варианта; проверка собственного текста на сохранение связности и наличие  ключевых языковых средств.

Памятка.

Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

- определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

  • анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана уточнение центральной части);

- выполнение чернового варианта;

  • проверка собственного текста на сохранение связности и наличие
  • ключевых языковых средств.

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

(По В.А. Сухомлинскому)

171 слово


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!