СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся писать сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации включает нормативные требования к написанию сжатого изложения, образцы сжатия текста и упражнения для самостоятельной работы. 

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать сжатое изложение»

Учимся писать сжатое изложение для учащихся вечерних школ при ИК Иванова А.В.

Учимся писать сжатое изложение

для учащихся вечерних школ при ИК

Иванова А.В.

Спецификация  экзаменационных материалов для проведения ГВЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (12 класс) Примерный объём текста для изложения – 310-350 слов. Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля. Иванова А.В.

Спецификация экзаменационных материалов для проведения ГВЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (12 класс)

  • Примерный объём текста для изложения – 310-350 слов.
  • Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  • Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

Иванова А.В.

Спецификация  экзаменационных материалов для проведения ГВЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (12 класс) Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме сжатого изложения с творческим заданием:  • сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов); Иванова А.В.

Спецификация экзаменационных материалов для проведения ГВЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (12 класс)

  • Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме сжатого изложения с творческим заданием:

• сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

Иванова А.В.

Спецификация  экзаменационных материалов для проведения ГВЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (12 класс) При проверке сжатого изложения оценивается сформированность следующих умений : • адекватно воспринимать информацию текста для изложения; • точно излагать содержание прослушанного текста, выделять его главную мысль; • осуществлять выбор языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и разнообразную лексику русского языка при передаче содержания текста; • оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка Иванова А.В.

Спецификация экзаменационных материалов для проведения ГВЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (12 класс)

  • При проверке сжатого изложения оценивается сформированность следующих умений :

• адекватно воспринимать информацию текста для изложения;

• точно излагать содержание прослушанного текста, выделять его главную мысль;

• осуществлять выбор языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и разнообразную лексику русского языка при передаче содержания текста;

• оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка

Иванова А.В.

Критерии оценки сжатого изложения № Критерии оценки сжатого изложения ИК1 ИК2 Баллы Содержание изложения Сжатие исходного текста Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы 2 ИК3 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста 1 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1 – ИК3 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения 1 4 Иванова А.В.

Критерии оценки сжатого изложения

Критерии оценки сжатого изложения

ИК1

ИК2

Баллы

Содержание изложения

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы

2

ИК3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста

1

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1ИК3

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения

1

4

Иванова А.В.

Тренинг Иванова А.В.

Тренинг

Иванова А.В.

Задача сжатого изложения —   кратко, в обобщенной форме передать содержание текста: отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Иванова А.В.

Задача сжатого изложения —

  • кратко, в обобщенной форме передать содержание текста:
  • отобрать существенную информацию,
  • исключить подробности,
  • найти речевые средства обобщения.

Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Иванова А.В.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста)   1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?)   Способы (как сделать): по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста.  2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)   Способы (как это сделать): по настроению, которое вызывает прочтение текста; по отношению автора к событиям, героям; по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).  3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.   Способы (как сделать): в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу; в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам; в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу. Иванова А.В.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста)

1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?) Способы (как сделать):

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора);
  • по заглавию текста.

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) Способы (как это сделать):

  • по настроению, которое вызывает прочтение текста;
  • по отношению автора к событиям, героям;
  • по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста. Способы (как сделать):

  • в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу;
  • в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам;
  • в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.

Иванова А.В.

ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)   1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.  Способы (как сделать):  по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить). 2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение). 3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.   Способы (как это сделать): использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы. Иванова А.В.

ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)

  • 1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

Способы (как сделать):

по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).

  • 2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).
  • 3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Способы (как это сделать): использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
  • лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;
  • лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Иванова А.В.

Основные средства связи между предложениями в тексте   Название средства Пример 1.Слова-заместители местоимения девушка – она 2. Соответствие видовременных глагольных форм Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева) наречия  в лесу – там 3. Союзы 4. Слова-организаторы логических связей Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) синонимы  быстро, стремительно  5. Вводные слова, организующие порядок высказывания родовидовые слова  деревья – березы  вот, почему, из этого следует и др. итак, наконец, в заключение разговора имя собственное – имя нарицательное офицер – Соболевский Иванова А.В.

Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

Пример

1.Слова-заместители

местоимения девушка – она

2. Соответствие видовременных глагольных форм

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

наречия в лесу – там

3. Союзы

4. Слова-организаторы логических связей

Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

синонимы быстро, стремительно

5. Вводные слова, организующие порядок высказывания

родовидовые слова деревья – березы

вот, почему, из этого следует и др.

итак, наконец, в заключение разговора

имя собственное – имя нарицательное офицер – Соболевский

Иванова А.В.

Приемы компрессии (сжатия) текста:  исключение обобщение замена  или объединение Иванова А.В.

Приемы компрессии (сжатия) текста:

исключение обобщение замена

или объединение

Иванова А.В.

Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. При исключении необходимо :  — выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;  — объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Иванова А.В.

Исключение

  • вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
  • При исключении необходимо :

— выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;

— объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

  • Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.

Иванова А.В.

Исключение  Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Крив ченко)  ( 22 слова ) Сказка живет везде, во всем  ( 5 слов ). Иванова А.В.

Исключение

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Крив ченко)

( 22 слова )

Сказка живет везде, во всем

( 5 слов ).

Иванова А.В.

Обобщение или объединение ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений. При объединении необходимо :  - найти в тексте мелкие, единичные факты,   - найти в них общее,  - объединить эти факты на основе общего,  - сформулировать получившееся предложение. Иванова А.В.

Обобщение или объединение

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
  • При объединении необходимо :

- найти в тексте мелкие, единичные факты,

- найти в них общее,

- объединить эти факты на основе общего,

- сформулировать получившееся предложение.

Иванова А.В.

Обобщение или объединение Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. ( 7 слов )  Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.  ( 30 слов ) Иванова А.В.

Обобщение или объединение

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды.

( 7 слов )

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.

( 30 слов )

Иванова А.В.

Замена однородных членов обобщающим словом; сложного предложения — простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи — косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д. При замене необходимо :  — найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д;  — сформулировать получившееся предложение. Иванова А.В.

Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения — простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи — косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.
  • При замене необходимо :

— найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д;

— сформулировать получившееся предложение.

Иванова А.В.

Замена  Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.  ( 12 слов ) Сказки любят все. ( 3 слова ) Иванова А.В.

Замена

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.

( 12 слов )

Сказки любят все.

( 3 слова )

Иванова А.В.

            Сочетание исключения и обобщения (объединения)   Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. ( 50 слов ) ( 20 слов ) Иванова А.В.

Сочетание исключения и обобщения (объединения)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.

  • Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают.
  • ( 50 слов )

( 20 слов )

Иванова А.В.

Сочетание замены, исключения и объединения Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. ( 61 слово ) верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. ( 29 слов ) Иванова А.В.

Сочетание замены, исключения и объединения

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо

  • Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.
  • ( 61 слово )

верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.

( 29 слов )

Иванова А.В.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:   необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки; объём изложения - 70 слов; писать изложение аккуратно, разборчивым почерком. Иванова А.В.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

  • необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  • не объединять микротемы в один абзац;
  • каждый абзац начинать с красной строки;
  • объём изложения - 70 слов;
  • писать изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Иванова А.В.

Что нельзя удалять из текста? Основные детали, помогающие понять авторскую идею. Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли. Иванова А.В.

Что нельзя удалять из текста?

  • Основные детали, помогающие понять авторскую идею.
  • Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Иванова А.В.

Самая распространенная ошибка-это нарушение абзацного членения текста, которая рождает логические ошибки.   Помни всегда: В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема. Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка. Самое главное предложение абзаца( в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца. Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, обоснование тезиса и др.

Самая распространенная ошибка-это нарушение абзацного членения текста, которая рождает логические ошибки. Помни всегда:

  • В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема.
  • Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка.
  • Самое главное предложение абзаца( в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца.
  • Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, обоснование тезиса и др.
 УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ ТЕКСТА

УПРАЖНЕНИЯ

НА ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ

СЖАТИЯ ТЕКСТА

 У делового человека дефицит времени увеличивается.  Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.

У делового человека дефицит времени увеличивается.

Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.

 Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.  Цейтнот становится всеобщим .

Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.

Цейтнот становится всеобщим .

 Самое дорогое, что есть у человека,- это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.  Самое дорогое - это Время, составляющее нашу жизнь.

Самое дорогое, что есть у человека,- это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.

Самое дорогое - это Время, составляющее нашу жизнь.

Сократите сложное предложение за счет менее существенной части.  Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.    Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране.

Сократите сложное предложение за счет менее существенной части.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране.

 Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде.  Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.  В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.

В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.

Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.  Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный ».  ( 37 слов )     Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший русскую природу, а потому ему нет равных в этой области.  ( 20 слов )

Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.

Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный ».

( 37 слов )

Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший русскую природу, а потому ему нет равных в этой области.

( 20 слов )

Проверяем себя  Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причем непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит!  Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит!  ( 38 слов )  ( 17 слов )

Проверяем себя

Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причем непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит!

Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит!

( 38 слов )

( 17 слов )

Внимание!   При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) точность передачи основного содержания текста для изложения, верное отражение всех микротем; 2) применение одного или нескольких приёмов сжатия текста; 3) смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

Внимание!

  • При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте.
  • Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:

1) точность передачи основного содержания текста для изложения, верное отражение всех микротем;

2) применение одного или нескольких приёмов сжатия текста;

3) смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Сожмите текст.  Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание – есть ещё куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.  Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь вернусь туда навсегда. Это чувство и воспоминания о родных людях помогают мне жить, врачуют душу. 22 слова Иванова А.В.

Сожмите текст.

  • Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание – есть ещё куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь вернусь туда навсегда. Это чувство и воспоминания о родных людях помогают мне жить, врачуют душу.

22 слова

Иванова А.В.

  • Я долго стыдился, что я из деревни и что моя деревня далеко. Любил её молчком, не говорил много. Служил действительную, как на грех, во флоте, где в то время, не знаю, как теперь, витал душок некоторого пижонства: ребятки в основном все из городов, из больших городов, я и помалкивал со своей деревней. Но потом – и дальше, в жизни – заметил: чем открытее человек, чем меньше он чего-нибудь стыдится или боится, тем меньше желания вызывает у людей дотронуться в нём до того места, которое он бы хотел, чтоб не трогали. Смотрит какой-нибудь ясными-ясными глазами и просто говорит: «вяцкий». И с него взятки гладки. Я удивился – до чего это хорошо, не стал больше прятаться со своей деревней. Конечно, родина простит мне эту молодую дурь, но впредь я зарёкся скрывать что-нибудь, что люблю и о чём думаю. То есть нельзя и надоедать со своей любовью, но как прижмут – говорю прямо.

Я долго стыдился, что я из деревни. На флоте, где ребятки были в основном из городов, я помалкивал со своей деревней. Но потом заметил: чем открытее человек, чем меньше он чего-нибудь стыдится, тем меньше вызывает любопытства к себе.

Впредь я говорю прямо.

42 слова.

Иванова А.В.

 Родина... Когда-нибудь я останусь там навсегда, потому что она живет постоянно в сердце. Будь счастлива! Будешь ты счастлива – и я буду счастлив.  Родина... И почему же живёт в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь не похоже по жизни-то... Отчего же? Может, потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива – и я буду счастлив.  22 слова  (По В.М. Шукшину)  327 слов   Сжатый текст 86 слов Иванова А.В.

Родина... Когда-нибудь я останусь там навсегда, потому что она живет постоянно в сердце. Будь счастлива! Будешь ты счастлива – и я буду счастлив.

  • Родина... И почему же живёт в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь не похоже по жизни-то... Отчего же? Может, потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива – и я буду счастлив.

22 слова

(По В.М. Шукшину)

327 слов

 

Сжатый текст

86 слов

Иванова А.В.

Источники: Спецификация экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (письменная форма) для обучающихся по образовательным программам СРЕДНЕГО общего образования. Е.А.Маханова. Подготовка к ОГЭ и ГВЭ по русскому языку. 9 класс. Учебно-практический справочник: М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2015. Егораева Г.Т. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. Презентация. Иванова А.В.

Источники:

  • Спецификация экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (письменная форма) для обучающихся по образовательным программам СРЕДНЕГО общего образования.
  • Е.А.Маханова. Подготовка к ОГЭ и ГВЭ по русскому языку. 9 класс. Учебно-практический справочник: М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2015.
  • Егораева Г.Т. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. Презентация.

Иванова А.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!