СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся писать сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В седьмом классе экзамен не сдаётся, но самое время оттачивать умения написания сжатого изложения. В даной разработке содержатся и памятки для учащихся, и алгоритм их действий, и практическая работа с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать сжатое изложение»

7-Б класс, русский язык Дата проведения 10.02.2022

ТЕМА. Урок развития речи 11. Сжатое изложение (упр.322)

Цель: совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль; формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания; учить приемам сжатия текста; учить редактировать написанное; формировать умение строить текст заданного типа; воспитывать любовь к родным местам.

Последовательность действия

Запишите в тетрадь по образцу, отступив 2 строки от предыдущей работы

Десятое февраля

Урок развития речи 11

Сжатое изложение

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, сохраняя основные мысли автора, логическую последовательность мысли без искажения. «Сжать» текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце; убрать все лишнее и оставить только главное, отказаться от подробностей».

ПАМЯТКА «КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Соедините полученные сокращённые части и запишите этот сокращённый текст на черновике.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ СО СПОСОБАМИ СЖАТИЯ ТЕКСТА

  1. Исключение лишних второстепенных предложений.

  2. Сокращение ряда однородных членов.

  3. Составление из нескольких предложений одного предложения обобщенного смысла. Исключение повторов мыслей автора.

ИТАК, ПЕРЕХОДИМ К РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

  1. Откройте учебник на стр. 132-133 прочитайте текст упр.322 – очерк К.Г. Паустовского "Обыкновенная земля"

АНАЛИЗ ТЕКСТА

  1. О чём идёт речь в тексте? (о красоте природы Мещёрского края)

  2. Какова же основная мысль? С какой целью автор написал этот текст? (передать всю красоту природы этих мест, что на нашей планете есть места, зачаровывающие нас)

  3. Определите стиль текста? Докажите. (Публицистический, с элементами рассуждения. Автор пытается воздействовать на читателя и передать всю красоту мещёрского края)

  4. Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

  1. Эпитеты: обильные урожаинебогатые места.

  2. Метафоры: клочок земли; природные силы.

  3. Олицетворения: тихая немудрая земля.

  4. Фразеологические обороты: на первый взгляддо боли в сердце; в глубине сердца.

  5. Риторические восклицания: Неужели мы должны любить свою землю только за то…!

РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ ПЛАНА

  1. С какой целью мы обычно составляем план текста?

  2. Как нужно составлять план предложенного текста? (Читать по абзацам, формулировать основную мысль)

  3. Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).

  4. О чём идёт речь в первом абзаце? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?

  5. Говоря о Мещёрском крае, автор деле акцент на том, что можно УВИДЕТЬ и что можно УСЛЫШАТЬ – логично это сделать пунктами плана.

  6. Текст заканчивается выводом: красоту нашей земли сразу не разглядишь, надо время, чтобы оценить её прелесть. Это и можно оформить пунктом плана.

В тетрадях записываются пункты плана.

1. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств.

2. Что можно увидеть в Мещёрском крае?

3. Что можно услышать в Мещёрском крае?

4. С каждым днем край делается богаче, разнообразнее и милее сердцу.

РАБОТА НАД СЖАТИЕМ ТЕКСТА

Три способа сжатия текста:

1. исключение,

2. обобщение,

3. упрощение.

1. При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);

  • убрать детали,

  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

  • исключить одно или несколько синонимов в ряду однородных членов,

  • исключить вводные конструкции,

  • объединить существенное;

  • составить новый текст.

2. При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

  • вычленить единичные факты;

  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи.

3. При УПРОЩЕНИИ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;

  • объединить два или три предложения в одно;

  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;

  • перевести прямую речь в косвенную.

  1. В первом абзаце четыре предложения, должно быть одно. В первом предложении можно убрать уточнение, что есть в Мещёрском крае, затем подчеркнуть его скромность и в то же время притягательность и прелесть русской природы. Например, В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но в этом скромном крае заключена вся притягательная прелесть русской природы. Было 52 слова, осталось 20.

  2. У нас задача – передать содержание текста в ШЕСТИ предложениях. Логично предположить, что содержание каждого абзаца надо вместить в одно предложение. Но абзацев СЕМЬ. Следовательно, какие-то абзацы надо объединить. Перечитайте текст, подумайте, какие два можно объединить, сократив при этом, выбросив второстепенную информацию с точки зрения основной цели: описать скромную красоту Мещёрского края. Конечно, это второй и третий абзацы. И из третьего абзаца можно добавить к описанию сена и стогов из третьего только то, что в дождливую погоду в стогу, будто в запертой комнате. Не нужно давать информацию о том, что автор ночевал в стогу – это несущественно.

ДАЛЬШЕ ВЫ РБОТАЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО. ПОМНИТЕ О ТОМ, ЧТО В ИЗЛОЖЕНИИ У ВАС ДОЛЖНО БЫТЬ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.


Домашнее задание. Написать сжатое изложение по тексту из упр.322.

Фото работы выслать в личное сообщение в ВК учителю.

Фото подписать, указав свою фамилию, класс, предмет и дату. Образец подписи:

Петров_7-Б_Русский язык_10.02.22.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!