СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии 8 класс "Теорема Пифагора"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по геометрии   8 класс.

 "Теорема Пифагора"

Цели урока:

Образовательная: организовать усвоение теоремы Пифагора и выработать умение применять данную теорему  при решении простейших задач.

Развивающая: способствовать развитию математического мышления, формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: развивать сотрудничество учителя с учащимися, интерес к предмету, к истории математики.

План урока: 

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Изучение нового материала  
  • Историческая справка о Пифагоре (презентация)
  • Первичное закрепление знаний.
  • Итоги урока.
  • Домашнее задание.
  • Веселая минутка

Оборудование:  портрет   Пифагора,  доска, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал, раздаточный материал (по количеству обучающихся).  

Ход урока:1

I. Организационный момент.  

 Здравствуйте, ребята, садитесь,

А работать не ленитесь.

Тетради и ручки взяли,

Число в тетрадях вмиг написали.

 Начнём урок с повторения изученного материала.

II. Актуализация опорных знаний. 

Слайд 4-8  (повторение д/з)

И, чтобы нам с вами определиться,

Чему на уроке должны научиться,

Устно чертеж на доске рассмотри,

Площадь фигуры каждой найди.

1.Дан ∆АВС- прямоугольный, гипотенуза АВ=12 см.,  катет СВ-3 см.

Найти  S∆. 

2. Какая фигура изображена?

Чему равна Sтрапеции - ?

Что нам неизвестно? (высота)

Как найти высоту?

        

    (Ставится проблема)

Нам дан ∆АВС- прямоугольный, гипотенуза АВ=5м.,катет СВ-3м.

Найти  S∆. 

Чему равна S∆ -?

Что нам известно? (катает, гипо-тенуза, угол 900)

В этой задаче мы можем найти катет АС?

Можем или не можем?

           

На сегодняшний урок мы не знаем, как найти.

Так какая сегодня наша задача? Узнать что? (Найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника).

Т.о. мы с вами сформулировали цель нашего урока: Научиться находить неизвестную сторону прямоугольного треугольника.

III. Изучение нового материала.

Ученик:

Истории завесы открываем и

В древний мир мы тотчас попадаем

4-й век до н.э. идет,

А в древней Греции ученый Пифагор ни ест, ни спит, ни пьет.

Учитель: слайды 9-11

ПИФАГОР САМОССКИЙ (ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.)

О  жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г. до н. э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским.

    Родился Пифагор в семье резчика по камню, который сыскал скорее славу, чем богатство. Еще в детстве он проявлял незаурядные способности, а когда подрос, неугомонному воображению юноши стало тесно на маленьком острове.

 

Исторические сведения о теореме Пифагора.

  • Интересна история теоремы Пифагора. Она была известна задолго до него.
  • В вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно тогда ещё не знали её доказательства , а Пифагор  нашел доказательство. В кругах учащихся средних веков эта теорема считалась очень трудной и называлась иногда Pons asinorum- ослиный мост – непроходимый мост или  elefuga – бегство убогих, т.к некоторые «убогие» ученики  не могли её доказать и бежали от неё. Слабые ученики заучивали её наизусть без понимания и прозванные поэтому «ослами».
  • Теорему Пифагора учащиеся называли «ветряной мельницей», составляли стишки «Пифагоровы штаны
  •                  Во все стороны равны»
  • Рисовали различные карикатуры
  • Древнекитайское доказательство теоремы Пифагора. Слайд 12
  •  Древнеиндийское доказательство  теоремы Пифагора слайд 13
  • Доказательство слайд 14

 Евклида.

  • Доказательство теоремы Пифагора. Слайд 15
  • Доказательство теоремы на доске по готовому чертежу. Слайд 17

 

  • Закрепление нового материала слайды 18-21

 

Рефлексия.(2 мин) слайд 23

  • Что нового вы узнали  сегодня  на уроке? (Сегодня на урок мы познакомились с теоремой Пифагора, с некоторыми сведениями из жизни ученого. Решили несколько простейших задач)
  • Для каких треугольников применяется теорема Пифагора?
  • В чём заключается теорема Пифагора?

Молодцы, ребята. Вы сегодня славно потрудились

Домашнее задание.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с одной из главных теорем геометрии теоремой Пифагора и её доказательством, с некоторыми сведениями из жизни учёного, имя которого она носит, решили несколько простейших задач.

Значение теоремы Пифагора состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести множество теорем геометрии и решить много задач.

К следующему уроку вы должны выучить теорему Пифагора с доказательством, так как мы будем учиться применять её к решению более сложных задач.

  • Слайд 22
  • Подготовить сообщение  «Египетский треугольник».

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии 8 класс "Теорема Пифагора"»

  Урок-презентация  8класс.

Урок-презентация 8класс.

Тема: Теорема Пифагора.
  • Тема: Теорема Пифагора.
Пифагор.

Пифагор.

Цели урока :    Образовательная: организовать усвоение теоремы Пифагора и выработать умение применять данную теорему при решении простейших задач. Развивающая: способствовать развитию математического мышления, формированию умения устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательная: развивать сотрудничество учителя с учащимися, интерес к предмету, к истории математики.  

Цели урока :

  • Образовательная: организовать усвоение теоремы Пифагора и выработать умение применять данную теорему при решении простейших задач.
  • Развивающая: способствовать развитию математического мышления, формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательная: развивать сотрудничество учителя с учащимися, интерес к предмету, к истории математики.
  •  
Повторение изученных формул. Прямоугольник 1) 2)Квадрат В С S=a*b в А Д а 2 S=a В С а Д А
  • Повторение изученных формул.
  • Прямоугольник
  • 1)
  • 2)Квадрат

В

С

S=a*b

в

А

Д

а

2

S=a

В

С

а

Д

А

3) Параллелограмм . 4)Ромб. В С S=a*h h А Д a d 2 S=1/2dd d 1 1 2
  • 3) Параллелограмм .
  • 4)Ромб.

В

С

S=a*h

h

А

Д

a

d

2

S=1/2dd

d

1

1

2

5)Трапеция. 6)Треугольник. в S=( a+b )/2*h h а h S=a*h/2 а
  • 5)Трапеция.
  • 6)Треугольник.

в

S=( a+b )/2*h

h

а

h

S=a*h/2

а

катеты 7)Прямоугольный треугольник . а S=a*b/2 в B Гипотенуза. c a A b C

катеты

  • 7)Прямоугольный треугольник .

а

S=a*b/2

в

B

Гипотенуза.

c

a

A

b

C

Исторические сведения о теореме Пифагора. Интересна история теоремы Пифагора. Она была известна задолго до него. В вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно тогда ещё не знали её доказательства , а Пифагор нашел доказательство. В кругах учащихся средних веков эта теорема считалась очень трудной и называлась иногда Pons asinorum- ослиный мост – непроходимый мост или elefuga – бегство убогих, т.к некоторые «убогие» ученики не могли её доказать и бежали от неё. Слабые ученики заучивали её наизусть без понимания и прозванные поэтому «ослами». Теорему Пифагора учащиеся называли «ветряной мельницей», составляли стишки «Пифагоровы штаны  Во все стороны равны» Рисовали различные карикатуры

Исторические сведения о теореме Пифагора.

  • Интересна история теоремы Пифагора. Она была известна задолго до него.
  • В вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно тогда ещё не знали её доказательства , а Пифагор нашел доказательство. В кругах учащихся средних веков эта теорема считалась очень трудной и называлась иногда Pons asinorum- ослиный мост – непроходимый мост или elefuga – бегство убогих, т.к некоторые «убогие» ученики не могли её доказать и бежали от неё. Слабые ученики заучивали её наизусть без понимания и прозванные поэтому «ослами».
  • Теорему Пифагора учащиеся называли «ветряной мельницей», составляли стишки «Пифагоровы штаны
  • Во все стороны равны»
  • Рисовали различные карикатуры
Трудно найти человека, у которого имя Пифагора не ассоциировалось бы с теоремой Пифагора . Причина такой популярности триедина : это простота-красота-значимость. Открытие этой теоремы окружено ореолом красивых легенд . Рассказывают , что в честь своего открытия он принёс в жертву богам быка. По другой легенде сто быков. Немецкий поэт А. Шамиссо Написал стихи :  Пребудет вечной истина , как скоро  Её познает слабый человек!  И нынче теорема Пифагора  Верна, как и в его далёкий век.  Обильно было жертвоприношение  Богам от Пифагора. Сто быков
  • Трудно найти человека, у которого имя Пифагора не ассоциировалось бы с теоремой Пифагора . Причина такой популярности триедина : это простота-красота-значимость.
  • Открытие этой теоремы окружено ореолом красивых легенд . Рассказывают , что в честь своего открытия он принёс в жертву богам быка. По другой легенде сто быков. Немецкий поэт А. Шамиссо
  • Написал стихи :
  • Пребудет вечной истина , как скоро
  • Её познает слабый человек!
  • И нынче теорема Пифагора
  • Верна, как и в его далёкий век.
  • Обильно было жертвоприношение
  • Богам от Пифагора. Сто быков
Он отдал на закланье и сожженье За света луч ,пришедший с облаков. Поэтому всегда с тех самых пор, Быки ревут , её почуя, вслед. Они не в силах свету помешать,  А могут лишь закрыв глаза ,дрожать От страха, что вселил в них Пифагор. Поэт Генрих Гейне писал «Кто знает! Кто знает Душа Пифагора поселилась, быть может, в беднягу кандидата , не сумевшего доказать теорему и не сдавшего экзамен , а в его экзаменаторах обитают души тех самых быков….» В настоящее время существует около 500 различных доказательств этой теоремы.
  • Он отдал на закланье и сожженье
  • За света луч ,пришедший с облаков.
  • Поэтому всегда с тех самых пор,
  • Быки ревут , её почуя, вслед.
  • Они не в силах свету помешать,
  • А могут лишь закрыв глаза ,дрожать
  • От страха, что вселил в них Пифагор.
  • Поэт Генрих Гейне писал «Кто знает! Кто знает
  • Душа Пифагора поселилась, быть может, в беднягу кандидата , не сумевшего доказать теорему и не сдавшего экзамен , а в его экзаменаторах обитают души тех самых быков….»
  • В настоящее время существует около 500 различных доказательств этой теоремы.
Древнекитайское доказательство теоремы Пифагора .
  • Древнекитайское доказательство теоремы Пифагора .
Древнеиндийское доказательство теоремы Пифагора.
  • Древнеиндийское доказательство теоремы Пифагора.
Доказательство  Евклида.
  • Доказательство
  • Евклида.
Доказательство теоремы Пифагора. a a b c b 1/2а Т: Если дан прямоугольный треугольник , то квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. c a с а Дано: Прямоугольный треугольник. а,в-катеты, С-гипотенуза. c a c b  Доказать: в b a Доказательство: 2 Достроим треугольник до квадрата  со стороной (а+в).Найдём его  S=(а+в) . С другой стороны этот квадрат составлен из 4 прямоугольных треугольников , площадь каждого из них равна 1/2ав, и квадрата со стороной с , его площадь равна с . 2
  • Доказательство теоремы Пифагора.

a

a

b

c

b

1/2а

Т: Если дан прямоугольный треугольник , то квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

c

a

с

а

Дано: Прямоугольный треугольник.

а,в-катеты,

С-гипотенуза.

c

a

c

b

Доказать:

в

b

a

Доказательство:

2

Достроим треугольник до квадрата со стороной (а+в).Найдём его S=(а+в) . С другой стороны этот квадрат составлен из 4 прямоугольных треугольников , площадь каждого из них равна 1/2ав, и квадрата со стороной с , его площадь равна с .

2

значит b a 2 S=(a+b) b c c a 2 2 = 4*1/2ab+c ( a+b ) c c а 2 b 2 2 a+2ab+b=2ab+c a b 2 2 2 a+b=2ab+c-2ab 2 a+b=c 2 2

значит

b

a

2

S=(a+b)

b

c

c

a

2

2

= 4*1/2ab+c

( a+b )

c

c

а

2

b

2

2

a+2ab+b=2ab+c

a

b

2

2

2

a+b=2ab+c-2ab

2

a+b=c

2

2

Доказательство теоремы на доске по готовому чертежу. а в в с а с с а с в а в
  • Доказательство теоремы на доске по готовому чертежу.

а

в

в

с

а

с

с

а

с

в

а

в

Задачи на готовых чертежах. Записать теорему Пифагора для данного треугольника ? z х у 2 2 Z=х+у 2
  • Задачи на готовых чертежах.

Записать теорему Пифагора для данного треугольника ?

z

х

у

2

2

Z=х+у

2

2) Найти гипотенузу треугольника? ? 4 Это египетский треугольник (золотой треугольник) . Египтяне с помощью его строили прямой угол. 3 2 2 2 2 4+3=х ,х=25, х=5
  • 2)

Найти гипотенузу треугольника?

?

4

Это египетский треугольник (золотой треугольник) . Египтяне с помощью его строили прямой угол.

3

2

2

2

2

4+3=х ,х=25, х=5

 3) 4) 5) ? 6 Найти катет треугольника ? 10 8 5 ? 12 13 12 Найти диагональ прямоугольника? 15 9
  • 3)
  • 4)
  • 5)

?

6

Найти катет треугольника ?

10

8

5

?

12

13

12

Найти диагональ прямоугольника?

15

9

6)Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 17, а основание 16. Найдите высоту ,проведённую к основанию? Решение: 17 h 16
  • 6)Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 17, а основание 16. Найдите высоту ,проведённую к основанию?

Решение:

17

h

16

Домашнее задание. «На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река В четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?»

Домашнее задание.

  • «На берегу реки рос тополь одинокий.
  • Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
  • Бедный тополь упал. И угол прямой
  • С теченьем реки его ствол составлял.
  • Запомни теперь, что в том месте река
  • В четыре лишь фута была широка.
  • Верхушка склонилась у края реки.
  • Осталось три фута всего от ствола,
  • Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
  • У тополя как велика высота?»
Рефлексия  : Рефлексия  :
  • Рефлексия :
  • Рефлексия :
Итог урока : Устные вопросы по изученному материалу, выставление оценок учащимся. Дома:
  • Итог урока :
  • Устные вопросы по изученному материалу, выставление оценок учащимся.
  • Дома:
Литература : 1) Учебник геометрии 7-9  (Л.С. Атанасян и д.р)  2)А.В.Волошин «Пифагор»  3)Г.И.Глейзер «История математики в школе 7-8 класс.»
  • Литература : 1) Учебник геометрии 7-9
  • (Л.С. Атанасян и д.р)
  • 2)А.В.Волошин «Пифагор»
  • 3)Г.И.Глейзер «История математики в школе 7-8 класс.»
Спасибо за внимание ! До свидания!

Спасибо за внимание !

До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!