СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Веселые фигурки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Веселые фигурки.»

Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»

Международный форум научной молодежи «Шаг в будущее» Всероссийский конкурс-выставка научно-технологических и социальных предпринимателей

«Молодѐжь. Наука. Бизнес».

(Россия, Москва, 21-23 марта 2022 г.)






«Веселые фигурки».





Авторы:

Миргалимов Владислав Ренатович

Россия, Челябинская область, г. Троицк

МБОУ «СОШ № 3», 6 класс



Научный руководитель:

Марина Ольга Николаевна

Учитель технологии
























Я, Марина О.Д., подтверждаю, что текст данной работы содержит не более 20 страницы, из них текст статьи и список литературы ‒ не более 16 страниц, приложения ‒ не более 5 страниц

_______________________________

подпись, дата

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

5

1.1.Историческая справка

5

1.2.Технологические качества древесины

6

Г ЛАВА 2. Практическая часть

10

2.1.Обоснование потребности. Постановка проблемы

10

2.2.Выбор и обоснование темы проекта

10

2.3.Выбор материала для изготовления игрушки

10

ГЛАВА 3. Заключительная часть

12

3.1.Экономическое обоснование проекта

12

3.2.Экологическое обоснование проекта

12

3.3.Контроль качества изделия

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

14

ПРИЛОЖЕНИЕ

15

Введение

Игрушка — предмет, предназначенный для игры.

Она помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки зависит от возраста детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере. Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.

Игрушки позволяют так же более естественно организовать общение детей с родителями, братьями и сестрами, другими детьми, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработать и изготовить деревянную игрушку своими руками. Задачи проекта:

  • Изучить источники информации по теме исследования

  • Выявить наличие материалов и оборудования

  • Разработать технологическую карту изготовления игрушки

  • Выполнить работу своими руками

  • Провести исследование и дать экономическую оценку изделию

  • Совершенствовать навыки работы на компьютере

Объект исследования: деревянная игрушка.

Гипотеза: правильно распланировав работу и при наличии соответствующих инструментов и материалов, можно изготовить деревянную игрушку легко и быстро без больших материальных затрат.

Практическая значимость объекта исследования заключается в возможности её использования: на уроке технологии, при массовом производстве, для детей дошкольного возраста и студентов первого курса ,для развития математических способностей ,логического мышления и изучение основных цветов ,замечательная сувенирная продукция.

Темой своего проекта я выбрал деревянную игрушку, которую должен смастерить своими руками. Свою работу я разбил на три этапа:


ГЛАВА 1. Теоретическая часть

    1. Историческая справка

История происхождения деревянной игрушки насчитывает много веков. Археологи находят на раскопках древних поселений фигуры животных и людей, вырезанные из дерева. Значительное место в художественных промыслах России занимает игрушка, именно с нее человек начинает познавать окружающий его мир. В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами.

Игрушки изготовлялись из разных пород деревьев: берёза, осина, сосна, ива и т.д. Изображения определялись предметами, окружающими людей: это были изображения не только животных и самого человека, но и предметы быта: чашки, ложки, мебель, различные инструменты, погремушки для младенцев. Все деревянные игрушки для детей были красочно расписаны.

Деревянная игрушка богата и разнообразна. Считалось, что идеальная игрушка для ребенка - это игрушка из дерева. На ощупь это твердый, нежный и теплый материал, разрешенный даже грудным младенцам. Такие игрушки сохранили в себе это природное тепло и несут положительную энергетику. Одной из самых известных традиционных деревянных игрушек является матрешка. Все дети без исключения любят играть с ней. И это не удивительно - матрешка - одна из первых развивающих игрушек. В современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Производство данной деревянной игрушки является мало затратным и не сложным по исполнению, при этом при его изготовлении и отделки могут осуществляться творческие подходы. Сама же игрушка, яркая и безопасная может вызвать интерес детей, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Дерево является очень удобным материалом для изготовления игрушек. Оно пластично, хорошо обрабатывается, несёт в себе природное тепло, является экологически чистым материалом. Такие игрушки легко моются, не ломаются.



    1. Технологические качества древесины

Начинающему резчику необходимо знать следующее - какое дерево лучше для резьбы по дереву? Материал в этом ремесле действительно очень важен. Весь творческий пыл может остыть, если для начинаний резчик выбрал неподходящую древесину. Базовые показатели для отбора дерева - твердость и плотность. Плотность материала позволяет разделить его на 3 вида: древесина с низкой плотностью, со средней плотностью, а также породы с высокими плотностными данными. По маркерам твердости дерево может быть мягким, твердым и сверхтвердым. Остановимся на этих характеристиках подробнее.

Материал по твердости:

  • Мягкие породы. К ним относят ель, каштан, а также пихту, сосну и иву, липу. Сюда же - тополь и ольха. Если из этой древесины делают, например, мебель, она будет дешевле. Из предложенных пород самой ходовой будет сосна.

  • Мягкие породы дерева для резьбы - максимально комфортны в обработке. Мягкая древесина неплохо выгибается, хорошо шлифуется. Твердые породы. Такая древесина характеризует лиственные варианты. В этом перечне будет бук, береза обыкновенная, осина, а также ясень, вяз. Особенно ценным сортом является ясень: это высокоэкологичная древесина с красивой структурой и прекрасным оттенком. Ясень чем-то напоминает могучий дуб, но все же он посветлее.

  • Сверхтвердые породы. Твердостью обладают граб, самшит, может ею похвастаться кизил, белая акация и, собственно, дуб. В мебельном сегменте, вне сомнений, это ценная древесина. И производят из нее люксовую мебель. Дерево этой группы отличается высокой устойчивостью к гнили.

Характеристики материала:

  • Сосна. У нее прямослойная древесина с желтизной, мощная со средней степенью усыхания. С ней легко работать, если дерево не особо смолянистое, она прекрасна в склейке, но не особенно удобна в отделочных действиях и окраске. Для мелкорельефной резьбы почти не годна. Но задействуется и для резного декора построек.

  • Лиственница. Древесина с высочайшими качествами. Тяжелая и прочная, не самая легкая в обработке, но очень долговечная. Она не загниет от сырости. Но чаще ее берут для строительства домов и изготовления паркета.

  • Тисс. Ядровая порода, нутро ее плотное и тяжелое, практически не гниющее. Удачный выбор для столярно-токарных нужд. Причисляют его к «красным» породам.

  • Можжевельник. А это уже очень интересная для резчиков порода. Тяжелое и твердое дерево мало усыхает, оно не боится гниения, долго держит приятный аромат. Прекрасно ведет себя при резке, хорошее в подкраске и послушное в полировке. Засохший можжевельник считается замечательной основой для столярничества. Древесина - подходящий выбор для тонкой плоскорельефной резьбы, а еще для объемной резьбы.

  • Кедр. Близка его структура к древесине сосны, потому в резном деле востребована. Так, выгодно смотрится дерево в полированных гладких изделиях, вразличного рода, поделках, украшенных контурной резьбой.

  • Дуб. Древесина его часто применима для резьбы и точения, для мозаичных операций. Дуб издавна использовали для огромных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу трудна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и наклонности скалываться, но дюже колоритна и декоративна. Плотная древесина с изящной структурой, со средним высыханием и низким растрескиванием. Обрабатывать дуб приходится с немалой силой и с помощью высококачественного, хорошо заточенного инструмента.

  • Бук. Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает поменьше сколов, потому что она больше однородна. Бук отменно окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Используют бук в основном для мелких резных работ.

  • Яблоня. У этого дерева материал твердый, тяжелый, имеющий однородное строение. Непросто яблоню просушить, так как она сильно усыхает, но зато после высушивания она не коробится, не трескается. Дерево хорошо ведет себя в окраске, в шлифовке, в полировке и лощении. Практически идеален яблоневый материал для тонкой резьбы мини-скульптуры.

  • Орешник. Материал просто отличный для мелких резных операций. Из орешника давно уже вырезают шахматные фигуры, а еще карандаши, рукоятки.

  • Осина. Мягкая, нежных оттенков древесина, отлично поддается резке стамеской. Производят из нее легковесные игрушки, посуду и различный декор, который можно украсить резьбой.

  • Рябина. Красновато-бурая основа непроста в обработке, она прочная и тяжелая. Но для токарных и резных операций плотный и однородный состав вполне подходит. Ее и раньше использовали для резных и долбежных поделок. Корень рябины считается отличной заготовкой для скульптуры.

  • Ольха. Древесина ольхи также легко режется, немного коробится, отменно воспринимает отделку и имитируется под другие породы, скажем под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

  • Липа. Из лиственных пород деревьев зачастую для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, немного подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не применяют для изготовления мебели, следственно ее использование ограничено мелкими бытовыми изделиями.

  • Орех. Древесина ореха — отличнейший материал для резных работ. Она восхитительно режется во всех направлениях, редко скалывается и дозволяет исполнять самую точную резьбу. Древесина ореха классно отделывается и исключительно полируется. Ее применяют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий мелких форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

  • Береза. Красивый материал для резьбы — древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется сложнее, но качество резьбы отменнее. Древесина березы отменно окрашивается и отделывается. Ее недочеты — способность легко поглощать и отдавать влагу, а также наклонность к короблению и растрескиванию, что не дозволяет использовать ее в огромных изделиях. Из березы дозволено делать убыточные резные украшения и детали мебели и других изделий.




Самыми распространенными и легко доступными материалами используемых пород являются - сосна, ель и береза.



Берёза — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые. Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине: настои из почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное, ранозаживляющее и жаропонижающее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек — как дерматологическое средство. Некоторые виды используют в декоративном садоводстве.



Сосна -типовой род хвойныхдеревьев.Дерево, достигающее в лучших условиях роста высоты 30—40 м и более, и диаметром до 100 см. Ствол сосны обыкновенной, растущей в сравнительно сомкнутых насаждениях, стройный, прямой, ровный, высоко очищенный от сучьев; в изреженных насаждениях или на просторе дерево менее высокое, и ствол более сучковатый.








Ель обыкновенная - это наша лесообразующая порода, часто используется в лесовосстановительных и полезащитных посадках, вдоль железных дорог, а также как украшение парков и скверов. Произрастает на всей обширной территории центральной и северной Европы, на севере от Скандинавии до юго-лесной зоны (Беларусь) и от Альп до Урала на востоке. Живет 300, реже 500 лет.

Обладает повышенной морозостойкостью (до -45°). Дерево в естественны

х условиях высотой 30-50 м, редко 70 м. Диаметр ствола 1-1,8 м, кроны 6-8 м.



Свойства древесины

Береза. Отдельно стоит сказать про березу. Это древесина средней твердости и плотности, строение ее однородно. Она легко режется в разных направлениях, отлично сверлится и полируется. Но есть у материала и некоторые недостатки: береза имеет высокий риск растрескивания, коробления и усушки. Она подвержена червоточинкам и гнили.



Ель имеет светлую беловатую древесину с едва заметными годовыми кольцами. Сучки у ели разбросаны хаотично. По свойствам напоминает сосну, но более мягкая, легко поддается обработке.





Сосна имеет древесину бело-желтого цвета с оранжево-красными смолистыми прожилками. Сучки дают интересную и выразительную текстуру. Древесина мягкая, легко поддается обработке, но легко повреждается и скалывается, требует острого инструмента. Широко применяется в изготовлении столярных изделий.


ГЛАВА 2. Практическая часть

    1. Обоснование потребности. Постановка проблемы

С 10 лет я серьезно увлекаюсь резьбой по дереву. Как говорит моя мама, я уже в пять лет научился работать ножовкой и молотком. В прошлом году на уроках технологии я сделал своими руками с использованием ручного лобзика разделочные доски, подставку под горячее и подставку под телефон .В шестом классе :подставку под телефон ,только другой формы, брелок для ключей ,подставку под горячее и статуэтку подсвечник кота (пеноплекс, шпатлевка и акриловая краска ) Видя мое увлечение, родители подарили мне специальный набор инструментов для резьбы по дереву

На уроке технологии нам было предложено выполнить творческий проект .Среди предложенных тем была тема деревянные игрушки .У нас есть родственники с маленькими детьми ,они часто приходят к нам в гости ,и мне приходится с ними играть. Поэтому такая игрушка найдет свое применение. Так как играя с моими игрушками они познают окружающий мир, дети интересуются как я смог сотворить такое чудо ,задают много вопросов Эта игрушка очень понравилась как детям так и взрослым ,тем более, что говорят готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

А этот набор геометрических тел влияет на развитии сенсорных способностей освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств - предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры и развитие мелкой моторики.

Во-первых, она обойдется намного дешевле.

Во-вторых, мне будет чем занять гостей.

И в третьих, самое главное: в процессе изготовления, я многому научусь и получу огромное удовольствие.

    1. Выбор и обоснование темы проекта

Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, должно являться знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

На уроках технологии я изучал технологию обработки древесины различных пород, приобрел навыки работы с такими инструментами, как лобзик, ножовка, дрель. А так как я научился работать инструментами, то мне необходимо развивать навыки работы с различными материалами, в том числе и с деревом. Еще раз подумав и исследовав все возможные варианты, я решил изготовить игрушку из дерева –группа геометрических тел «Веселые фигурки».

    1. . Выбор материала для изготовления игрушки

В школьной мастерской выбор не большой сосна и березаИзучив характеристики и свойства различных пород древесины, я выбрал березу.

Среди отходов от различных работ я и присмотрел для себя брусочки березы. Почему береза, да потому, что у нее древесина средней твердости и плотности, строение ее однородно. Она легко режется в разных направлениях, отлично сверлится и полируется, и этот материал легко доступный и широко применяемый:

  • Из древесины березы изготавливают мебель. Изготавливают топорища, рукоятки для инструментов, охотничьи ружья, лыжи, деревянные бочки. Также, древесину березы используют при изготовлении фанеры и шпона. Очень часто, древесина используется для внутренней отделки помещений.

  • Древесина достаточно светлая, скорее самая светлая из всех, иногда с небольшим желтоватым оттенком.

  • Древесина легка и приятна в обработке. Структура ее однородная. Легко поддается окрашиванию.

  • Дома из древесины березы, как правило не строят, поскольку ее любят насекомые и грибы. Береза часто подвергается гниению, поскольку плохо устойчива к влаге.

  • Из березы удобно изготавливать небольшого размера предметы, как посуда, статуэтки, шкатулки, игрушки, деревянные расчески и так далее.

  • Изготовление мелких предметов из березы, обусловлено ее равномерной структурой и устойчивостью к растрескиванию. Удобно делать из нее рамки для картин, например.

Нашел и изучив свойства и характеристики березы, выявил еще очень важный критерий, который мне помог окончательно сделать выбор в пользу березы - лечебные свойства. Издавна на Руси люди использовали березу для различных медицинских целей. И по сей день практически все части березы используются для оздоровления организма.


ГЛАВА 3. Заключительный этап

    1. Экономическое обоснование проекта

Игрушка выполнена из остатков деревянных березовых брусочков, которые я взял в мастерской, краски у меня были с прошлого года - их я взял дома. Клей тоже остался от прежних работ, было затрачено только время на изготовление изделия .Игрушка состоит из основания в основании 10 шкантов на которых распределены геометрические фигурки : призма четырехугольная с цилиндрическими отверстиями диаметром 12 мм,-3 шт ,призма треугольная с тремя цилиндрическими отверстиями 2шт ,усеченная пирамида с одним сквозным отверстием - 1 шт ,усеченный конус с одним сквозным отверстием -2 шт, цилиндр с одним сквозным отверстием .Чтобы не вытачивать шканты я купил четыре игрушки для кошки по 24 рубля, ради палочек Таким образом затраты составили 96 рублей ,в магазине такая игрушка стоит около 800 рублей . Большая экономия для семьи.

    1. Контроль качества изделия

Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

  • Конструктивные требования: игрушка получилась надежной, прочной.. Изделие представляет собой основанное с деревянными шкантами,на которые одеваются деревянные геометрическое фигурки.

  • Эстетические требования: работа выполнена аккуратно, грамотно подобран цвет. У изделия получился уникальный дизайн.

  • Экологические требования: изделие выполнено из экологически чистых материалов. Оно не принесет вреда ни экологии, ни здоровью человека.

  • Экономические требования: ручная работа в современном мире очень дорого оценивается, поэтому ее выгодно делать для себя, а не покупать готовые изделия.

Мною были соблюдены все требования к изделию. Проект «Деревянная игрушка «Веселые фигурки», на мой взгляд, удался.

Всегда приятно сделать вещь своими руками. Она неповторима, оригинальна, не похожа на другие. Я уверен, что младшенькие еще долго будут играть с этой игрой, так как она в принципе не имеет возрастных границ.

    1. Оценка проекта

Цель достигнута, все задачи проекта выполнены. Материалы и инструменты были доступны. Технология изготовления посильна. Игрушка получилась красивой, оригинальной. Стоимость низкая. Игрушка понравилась, родным и знакомым и мне. Закрепил свои навыки при работе с различными инструментами


Заключение

Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Поэтому, возможно, что первыми резными, деревянными игрушками стали игрушки - забавы которые появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал - дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка. К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в XIV -XVвеках, но сам «возраст» деревянной игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо- игрушку. Эстетическую и педагогическую ценность деревянной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное. Деревянная игрушка - рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны).

Вывод: При написании работы, я проанализировал литературные источники, работу с интернетом, и проведя исследование рынка деревянных игрушек и пришел к выводу, что деревянная игрушка всегда и во все времена пользовалась спросом у взрослых как у родителей, так и у детей разного возраста как познавательно - развивающий, занимательный материал.


Список литературы

  1. Аркин Е. А. «Из истории игрушки»- «Игрушка в жизни ребёнка» под редакцией Кассаковской Е. А. Просвещение 1980 г.

  2. Афанасьев А.Ф. Поделки из дерева - М.:1989

  3. Фернандо Х. М. Домингес Гонсалес. Деревянная лошадка Перевод с испанского О. Тобилевич.

Интернет ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.

  2. http://www.librero.ru

  3. http://world.lib.

  4. https://infourok.ru

  5. 2014 O-Drevesine.ru- строительный журнал о древесине.

  6. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813201 2003 - 2018 «Библиофонд»

  7. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  8. Интернет ресурсы

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  10. http://www.librero.ru/article/meld/reklama_4to_takoe_reklama.htm

  11. http://world.lib.ru/t/tobilewich_o_w/rasskazyperewod-1.shtml

Приложение

Технологическая карта на изготовление деревянной игрушки

п/п

Наименование операции

Материалы, инструменты, приспособления

1.

Выполнить эскиз изделия

бумага, карандаш, циркуль

2.

Выбрать заготовку

Доска, ножовка, рубанок

3.

Сделать разметку на заготовке

Карандаш, циркуль

4.

Вырезать мелкие детали игрушки, корпус машинки

Набор ножей для резьбы по дереву

5.

Просверлить отверстия для колес и закрепить их

Дрель, металлический стержень

6.

Зачистить и отшлифовать детали

Наждачная бумага, электрическая шлифовальная машинка

7.

Оформление (покраска)

эскиз, карандаш, краски акриловые на водной основе, кисть, лак на водной основе

8.

Высушить изделие








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!