СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значимость профориентационной работы на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значимость профориентационной работы на уроках технологии.»

Значимость профориентационной работы на уроках технологии.


«Труд без идущего рядом образования,

без идущего рядом политического и

общественного воспитания

не приносит воспитательной пользы,

оказывается нейтральным процессом»
А.С.Макаренко.


Аннотация: Содержание данной статьи направлено на рассмотрение вопросов ознакомления обучающихся среднего звена с миром профессий и предложения форм работы по актуализации знаний на эту тему.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, технология, проект


Жизнь человека - череда многочисленных выборов, от которых зависит будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным.[1] Ведь вся дальнейшая жизнь будет построена на этом выборе и условия работы, и даже место проживания. Современным детям приходится задумываться о выборе профессии уже со школьной скамьи, но т.к. дети еще не стали вполне самостоятельными и не повзрослели, они не успели накопить жизненного опыта, то учитель один из тех, кто может помочь ребенку если не определиться точно с выбором будущей профессии, то, по крайней мере, ознакомить с многообразием мира специальностей.

Одним из требований ФГОС ООО к результатам технологической подготовки является формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.[4] А.Е.Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии. [2] И одним из главных учителей, который может не просто ознакомить, но и позволить попробовать себя в ряде профессий является учитель технологии. Ведь именно на уроках технологии дети могут применить полученные знания, в том числе и на других изучаемых предметах, на практике.

Значимость предмета «Технология» с точки зрения профориентационной работы неоспорима, ведь школьники не просто получают знания по предмету, но так же, при создании своими руками определенных объектов труда, ребята приобретают требующиеся умения и навыки, развивают свои профессиональные способности и интересы, пробуют силы в практической деятельности. Подростки всегда наполнены чувством гордости и радости от проделанной работы, потому, что они смогли сделать нужное для людей дело самостоятельно.

Я работаю учителем обслуживающего труда и у меня есть огромные возможности для профориентационной работы, для того, чтобы воспитать и всесторонне развить школьников на своих уроках. Профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретических или практических занятиях. На таких уроках раскрываются сведения о назначении профессии, об условиях труда, основными компетенциями, которыми должен обладать специалист, о возможностях карьерного роста. Например, в 5 классе при изучении темы «Реклама» учащиеся пробуют себя в современной профессии рекламщика, раздела «Технология растениеводства и животноводства» я рассказываю о профессиях агроном и зоотехник. В 7 классе при изучении раздела «Интерьер жилого дома», показываю видео о профессии дизайнер интерьеров и дети так же пробуют себя в этой роли. Так же в каждом классе при изучении разделов «Кулинария» и «Создание изделий из текстильных материалов» мы изучаем профессии, связанные с поварским и швейным делом. Если рассмотреть все разделы курса «Технология», то мы сможем выделить немалое количество профессий, с которыми знакомятся учащиеся.

Конечно же профориентационная работа школьников должна вестись в тандеме: учитель технологии +классный руководитель + родитель, поэтому на своих уроках я стараюсь организовать виртуальные экскурсии (например при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов» мы смотрим видео о процессе создания тканей, знакомимся с историей профессий и их развитии, об изобретателях в данной области), в свою очередь классные руководители стараются организовать поездки на фабрики и производства, чтобы дети увидели вживую работу на местах.

Так же в 8 классе выделяется целый раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение», где у меня есть возможность познакомить ребят с понятием темперамента и определением своего типа, черт характера, оценить собственный уровень памяти и психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Основной частью таких уроков является создание учащимися профессиограммы, где учащиеся самостоятельно учатся описывать различные виды профессии, узнают перечень норм и требований, предъявляемых этой профессии, знакомятся с условиями работы и оплаты труда. Так же важной, теперь, частью профессиональной карьеры составляет грамотное написание резюме, визитная карточка специалиста, чему мы так же учимся на наших уроках и учащиеся, впоследствии, обмениваются написанным и пробуют себя в роли работодателя и нанимающегося на работу.

В ходе профориентационной работы используются такие методы, как игра, упражнения и опросы [3]. Применение этих методов формирует практические умения для дальнейшего выбора специальности, создание эмоционально насыщенных ситуаций, опирающихся на жизненный опыт школьников и таким образом делает занятия практически более значимыми и интересными.

Конечно же, основной формой работы является создание творческих проектов, т.к. учащиеся должны овладеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда [4] . В процессе создания проектного изделия ребята пробуют себя сразу в нескольких профессиях, например при создании праздничного сладкого стола это и декоратор и кондитер, при создании швейного изделия это художник-модельер, модельер-конструктор, закройщик и швея.

В последние пару лет все чаще стали говорить о навыках и не смотря на то, что гибкие (soft skills) и жесткие навыки (hard skills) относятся к совершенно разным областям человеческой деятельности, для успешной карьеры необходимы и те и другие.

Под hard skills понимают непосредственно профессиональные навыки, те знания и умения, которые требуются для выполнения работы. Именно уровнем hard skills измеряют профессионализм специалиста.

Гибкие навыки напрямую не относятся к техническим умениям специалиста, но их высокий уровень ничуть не менее важен. Под soft skills понимают умение человека работать в команде, продуктивно общаться с коллегами по проекту, грамотно распределять свое рабочее время, правильно ставить задачу и выстраивать план ее достижения.

Результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете и Стенфордском исследовательском институте, говорят о том, что вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85%.

Если ознакомиться с Концепцией преподавания предметной области «Технология», то мы увидим, что «Технология» имеет большое значение в формировании универсальных учебных действий ,которые в равной степени применяются в учебных и жизненных ситуациях.

Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются:

- ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;

- владение проектным подходом.[5]

На уроках технологии широко используется групповая форма работы, которая помогает выработать навыки сотрудничества и эффективной коммуникации, а использования метода проектов позволяет развивать мышление и критическое и творческое. Из этого можно сделать вывод, что самый эффективный метод - это создание группового проекта, который поможет проработать как жесткие, так и гибкие навыки, ведь детям нужно будет работать над проектом вместе, уметь распределять задачи, самоорганизовываться и сотрудничать для решения проблемы.


Вывод: В ходе изучения вопроса было выявлено, что профориентация на уроках трудового обучения выявляет профессиональные склонности учеников, развивает воображение, речь и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.


Список использованных источников:

  1. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2005. – 144 с.

  2. Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М.: Просвещение, 1970. - 238 с.

  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры,упражнения,опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005. – 288 с.

  4. Приказ Министерства образования и науки России от 31.12.2015 г. N 1577 (пункт 11.9.)

  5. Банк документов - URL: (edu.gov.ru) .





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!