Значимость профориентационной работы на уроках технологии.
«Труд без идущего рядом образования,
без идущего рядом политического и
общественного воспитания
не приносит воспитательной пользы,
оказывается нейтральным процессом»
А.С.Макаренко.
Аннотация: Содержание данной статьи направлено на рассмотрение вопросов ознакомления обучающихся среднего звена с миром профессий и предложения форм работы по актуализации знаний на эту тему.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, технология, проект
Жизнь человека - череда многочисленных выборов, от которых зависит будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным.[1] Ведь вся дальнейшая жизнь будет построена на этом выборе и условия работы, и даже место проживания. Современным детям приходится задумываться о выборе профессии уже со школьной скамьи, но т.к. дети еще не стали вполне самостоятельными и не повзрослели, они не успели накопить жизненного опыта, то учитель один из тех, кто может помочь ребенку если не определиться точно с выбором будущей профессии, то, по крайней мере, ознакомить с многообразием мира специальностей.
Одним из требований ФГОС ООО к результатам технологической подготовки является формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.[4] А.Е.Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии. [2] И одним из главных учителей, который может не просто ознакомить, но и позволить попробовать себя в ряде профессий является учитель технологии. Ведь именно на уроках технологии дети могут применить полученные знания, в том числе и на других изучаемых предметах, на практике.
Значимость предмета «Технология» с точки зрения профориентационной работы неоспорима, ведь школьники не просто получают знания по предмету, но так же, при создании своими руками определенных объектов труда, ребята приобретают требующиеся умения и навыки, развивают свои профессиональные способности и интересы, пробуют силы в практической деятельности. Подростки всегда наполнены чувством гордости и радости от проделанной работы, потому, что они смогли сделать нужное для людей дело самостоятельно.
Я работаю учителем обслуживающего труда и у меня есть огромные возможности для профориентационной работы, для того, чтобы воспитать и всесторонне развить школьников на своих уроках. Профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретических или практических занятиях. На таких уроках раскрываются сведения о назначении профессии, об условиях труда, основными компетенциями, которыми должен обладать специалист, о возможностях карьерного роста. Например, в 5 классе при изучении темы «Реклама» учащиеся пробуют себя в современной профессии рекламщика, раздела «Технология растениеводства и животноводства» я рассказываю о профессиях агроном и зоотехник. В 7 классе при изучении раздела «Интерьер жилого дома», показываю видео о профессии дизайнер интерьеров и дети так же пробуют себя в этой роли. Так же в каждом классе при изучении разделов «Кулинария» и «Создание изделий из текстильных материалов» мы изучаем профессии, связанные с поварским и швейным делом. Если рассмотреть все разделы курса «Технология», то мы сможем выделить немалое количество профессий, с которыми знакомятся учащиеся.
Конечно же профориентационная работа школьников должна вестись в тандеме: учитель технологии +классный руководитель + родитель, поэтому на своих уроках я стараюсь организовать виртуальные экскурсии (например при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов» мы смотрим видео о процессе создания тканей, знакомимся с историей профессий и их развитии, об изобретателях в данной области), в свою очередь классные руководители стараются организовать поездки на фабрики и производства, чтобы дети увидели вживую работу на местах.
Так же в 8 классе выделяется целый раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение», где у меня есть возможность познакомить ребят с понятием темперамента и определением своего типа, черт характера, оценить собственный уровень памяти и психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Основной частью таких уроков является создание учащимися профессиограммы, где учащиеся самостоятельно учатся описывать различные виды профессии, узнают перечень норм и требований, предъявляемых этой профессии, знакомятся с условиями работы и оплаты труда. Так же важной, теперь, частью профессиональной карьеры составляет грамотное написание резюме, визитная карточка специалиста, чему мы так же учимся на наших уроках и учащиеся, впоследствии, обмениваются написанным и пробуют себя в роли работодателя и нанимающегося на работу.
В ходе профориентационной работы используются такие методы, как игра, упражнения и опросы [3]. Применение этих методов формирует практические умения для дальнейшего выбора специальности, создание эмоционально насыщенных ситуаций, опирающихся на жизненный опыт школьников и таким образом делает занятия практически более значимыми и интересными.
Конечно же, основной формой работы является создание творческих проектов, т.к. учащиеся должны овладеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда [4] . В процессе создания проектного изделия ребята пробуют себя сразу в нескольких профессиях, например при создании праздничного сладкого стола это и декоратор и кондитер, при создании швейного изделия это художник-модельер, модельер-конструктор, закройщик и швея.
В последние пару лет все чаще стали говорить о навыках и не смотря на то, что гибкие (soft skills) и жесткие навыки (hard skills) относятся к совершенно разным областям человеческой деятельности, для успешной карьеры необходимы и те и другие.
Под hard skills понимают непосредственно профессиональные навыки, те знания и умения, которые требуются для выполнения работы. Именно уровнем hard skills измеряют профессионализм специалиста.
Гибкие навыки напрямую не относятся к техническим умениям специалиста, но их высокий уровень ничуть не менее важен. Под soft skills понимают умение человека работать в команде, продуктивно общаться с коллегами по проекту, грамотно распределять свое рабочее время, правильно ставить задачу и выстраивать план ее достижения.
Результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете и Стенфордском исследовательском институте, говорят о том, что вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85%.
Если ознакомиться с Концепцией преподавания предметной области «Технология», то мы увидим, что «Технология» имеет большое значение в формировании универсальных учебных действий ,которые в равной степени применяются в учебных и жизненных ситуациях.
Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются:
- ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;
- владение проектным подходом.[5]
На уроках технологии широко используется групповая форма работы, которая помогает выработать навыки сотрудничества и эффективной коммуникации, а использования метода проектов позволяет развивать мышление и критическое и творческое. Из этого можно сделать вывод, что самый эффективный метод - это создание группового проекта, который поможет проработать как жесткие, так и гибкие навыки, ведь детям нужно будет работать над проектом вместе, уметь распределять задачи, самоорганизовываться и сотрудничать для решения проблемы.
Вывод: В ходе изучения вопроса было выявлено, что профориентация на уроках трудового обучения выявляет профессиональные склонности учеников, развивает воображение, речь и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
Список использованных источников:
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2005. – 144 с.
Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М.: Просвещение, 1970. - 238 с.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры,упражнения,опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005. – 288 с.
Приказ Министерства образования и науки России от 31.12.2015 г. N 1577 (пункт 11.9.)
Банк документов - URL: (edu.gov.ru) .