СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

• Знаки препинания между частями сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

• Знаки препинания между частями сложного предложения

Просмотр содержимого документа
«• Знаки препинания между частями сложного предложения»

МКОУ «Татильская СОШ»






















Методическая разработка урока – исследования в 5 классе

«Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении»

(в рамках предмета русский язык)









Выполнила: Магомедалиева З.Д.,

Учитель русского языка и литературы





2017г.

Класс: 5

УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Тема урока: Знаки препинания в сложном предложении.

  • предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о сложном предложении, его признаках, назначении и синтаксической функции в речи;

  • деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов;

  • воспитательная: воспитывать чувство патриотизма; способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:

    • обучающиеся готовы к восприятию нового, к саморазвитию и самообразованию;

    • ответственно относятся к выполнению учебных задач;

    • демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

  • Метапредметные:

    • ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

    • выдвигают простейшие гипотезы;

    • выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

    • работают с информацией и преобразуют её;

    • находят причинно-следственные связи;

    • оценивают свою работу.

  • Предметные:

  • имеют представление о словосочетании, предложении простом и сложном;

  • умеют отличать простые предложения от сложных, находить их грамматические основы, обосновывать постановку запятой;

  • владеют терминологией;

  • характеризуют предложения по их синтаксическим признакам.



Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый(исследование).

Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа со схемой, учебником, карточками, учебной доской);

  • практические (составление схемы, поиск информации);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский] - М.: Просвещение, 2016»;

  • дополнительный текстовый материал;

  • презентация «Запятая в сложном предложении»;

  • лист самоконтроля.

Предметы интеграции: русский язык, литература.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, «Лист самоконтроля», дидактический материал.

Особенности урока:

Урок рекомендуется для проведения в пятом общеобразовательном классе. Задания для детей предусматривают индивидуальную и групповую формы работы и рассчитаны на среднестатистический класс. Возможно его использование в слабом классе, однако, в этом случае на данную тему рекомендуется выделить 2 часа учебного времени.

Ход урока.

I. Оргмомент( цель: мотивация к действиям на уроке).

Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Кроме того, что к нам пришли ваши учителя, у нас есть и гости виртуальные. Это ученики Маша и Петя. С ними мы часто встречаемся на страницах нашего учебника. Сейчас мы их увидим по скайпу. Им необходима наша помощь. Давайте узнаем в чём дело?

- Здравствуйте, ребята! Недавно мы читали стихи об осени и нашли кое-что непонятное. Помогите, пожалуйста, разобраться!

- Поможем?

Ученики: «Конечно».

- Давайте запишем сегодняшнюю дату и отрывок из стихотворения на доске?

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит

Плещеев.

- Ребята, о чем идет речь в этом четверостишье?

Ученик: «О туче, солнце, ветре, дожде».

- А разве можно рассказать так много и всё в одном предложении?

Ученик: «Конечно, да, только нужно использовать сложную конструкцию».

- А давайте докажем, что это сложная конструкция. Как будем доказывать?

Ученик: «Разбирать предложение синтаксически».

- Сколько частей в этом предложении?

Ученик: «Четыре грамматических основы, значит четыре части».

- Петя и Маша спрашивают, почему нельзя было написать все части отдельно и после каждой поставить точку?

Ученик: «Потому что автор (Плещеев) хочет создать единую картину осени, а для этого необходимо сложное предложение.

- Молодцы, ребята! Маша и Петя благодарят вас за помощь и прощаются.

II. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию).

- Кто уже догадался, с какой целью мы сегодня собрались? Чем мы будем заниматься?

Ученик: «Сегодня будем говорить о сложном предложении, а точнее о построении понятия».

- Молодцы! А что нам уже известно о нём?

Ученик: «Что оно состоит из нескольких простых. Простые предложения в нём связаны по смыслу и интонацией. Оно представляет собой единое целое».

- Тогда давайте проверим, действительно ли это так. Как будем проверять?

Ученик: « Запишем тему урока и напишем ещё одно сложное предложение».

- Где будем брать?

Ученик: «Можно придумать. А можно из другого стихотворения?»

- Замечательно!

III. Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия).

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Разбираем синтаксически предложение, расставляем знаки препинания.

- Из скольких частей состоит предложение? Что ставим между частями?

Ученик: «Из трёх. Между ними запятая».

- Что есть между 2 и 3 частями?

Ученик: «Союз «и», но и перед ним ставим запятую, для того, чтобы отделить одну грамматическую основу от другой».

- Смотрите, 1 и 2 части без союза, а 2 и 3 с союзом. Какай можно сделать вывод?

Ученик: «Сложные предложения могут быть с союзами и без союзов».

- Верно, они называются сложные союзные и бессоюзные. Запишите в тетради в два столбика.

- Давайте начертим схему предложения, где отразим все части цифрами.

- Ребята, а какие союзы вы знаете?

Ученик: «И, а, но, когда, чтобы, хотя, если, где, так как, потому что»





- Как здорово у вас получается! А теперь распределите предложения, которые даны на карточках в два столбика (союзные и бессоюзные).

[ ] , и [ ].

[ ] , что [ ].

[ ] , [ ], [ ].

[ ] , а [ ].

[ ] , потому что [ ].

[ ], [ ].



Ученики работают с карточками.

- Давайте обменяемся тетрадями и проверим. Молодцы!

IV.Обобщение структурных и семантических признаков понятия (цель: научиться обобщать и делать выводы).

- Ребята, всё мы определили?

Ученик: «Всё, остаётся сделать выводы и сверить то, что мы узнали, с учебником».

- Какие умники и умницы! Кто сделает вывод?

Ученик: « Сложные предложения состоят из нескольких простых. Они бывают союзные и бессоюзные. Между частями ставится запятая, но все части связаны по смыслу и синтаксически».

- Конечно, откроем страницу 107 - 108.

Ученики сравнивают свои наблюдения и выводы с материалом учебника.

V. Физминутка.

VI. Применение понятия на новом языковом материале( цель:закрепить понимание нового понятия).

- Ребята, каким будет наш следующий шаг?

Ученик: «Мы будем применять наши знания на примере упражнения».

 - Выполним упражнение № 235 на с. 109. Выпишем только сложные предложения, найдём грамматические основы и построим схемы.

В процессе выполнения упражнения учащиеся проговаривают то, что делают.

- Упражнение 237 два человека выполняют на доске, а остальные в тетради.

VII. Итог урока (цель: сформулировать новое знание: что и как).

- Ребята, у вас на партах листы. Для чего они?

Ученик: «Мы сейчас будем себя оценивать и для этого нам нужно вспомнить, что мы делали и как по шагам».

Учащиеся выводят алгоритм действий, начиная с того, что предложения бывают многочленные, чтобы выражать единую картину чего-то, между частями ставится запятая. Если есть союзы, то такие предложения называются союзные, другие бессоюзные»

Слово «бессоюзные» заносим в словарики.

Рефлексия. Учащиеся заполняют «Лист самооценки», где отражается понимание/непонимание темы. Учащиеся оценивают свою работу.

VIII. Задавание на дом (цель: дать установку на тренировку определённых умений).

- Ребята, в чём будет состоять ваша работа дома, как вы думаете?

Ученик: «Нам нужно вспомнить и повторить алгоритм действий по построению понятия «сложное предложение» и закрепить тему на примере упражнений. Хорошо бы выполнить упражнение 239».

На этом урок окончен! Спасибо за активную работу! До встречи!









Приложение

Лист самооценки

Ф. И. ___________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ______________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ________________________________________________________________________

Сегодня я узнал/а…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял/а задания…

Я поняла/, что…

Теперь я могу…





Приложение

Лист самооценки

Ф. И. ___________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ______________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ________________________________________________________________________

Сегодня я узнал/а…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял/а задания…

Я поняла/, что…

Теперь я могу…





Приложение 2



[ ] , и [ ].

[ ] , что [ ].

[ ] , [ ], [ ].

[ ] , а [ ].

[ ] , потому что [ ].

[ ], [ ].








 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!