Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Беглые гласные"»
Семнадцатое октября. Классная работа.
- Проверим домашнее задание
- Упражнение 422.
Игра «Найди пару». Укажи чередование.
Писать Мрачный
Светит Береговой
Облако Освещение
Мрак Вещание
Известие Пишущий
Бережок Орех
Орешек Ушки
Ухо Облачное
Пень ? Пня
Являются ли однокоренными слова?
П е н ь – п н я
Записываем пары слов, обозначаем чередование с нулём звука
Являются ли однокоренными слова?
Флаж ок – флаж к а
Урок русского языка в 5 классе
Беглые гласные
Задачами нашего урока являются:
- формирование представления о беглых гласных;
- умение разбирать по составу слова с беглыми гласными.
Знакомство с параграфом 79.
- Есть две очень непоседливые буквы, которые куда-то убегают. Это беглые гласные О и Е. Весь день беглые О и Е так и норовят убежать из слова и на последней минуте дня срываются и куда-то убегают. На все другие буквы находит сон, а беглым О и Е не до сна. Они снова убегают.
Почему гласные убежали?
В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ (назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь.
Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.
Запишите выделенные слова и подберите к ним однокоренные с беглыми гласными.
- Верхушек-
- Опушек-
- Прыжок-
Упр.428 Запишите слова с беглыми гласными
Самостоятельная работа
Найти слова с корнями,
в которых возможны беглые
гласные:
слон, орел, галка, олень,
осел, коза, собака,
зверёк, конь .
Проверь себя:
- Ор ё л-орлы,
- ос ё л-ослы,
- звер ё к-зверьки
Распределите слова в 2 столбика
Скакать, снег, флажок, пух, дощечка, городок, дружный, чехол, ухо, облако, ветер, угол, блещут, дорога, листок, кашель, перервать.
Чередование звуков
Беглая гласная
Подведём итог
- - Какие наблюдения вы провели?
- - Отчего же зависит беглость гласных? Какой можно сделать вывод?
- От изменения формы слова.
Закрепим
Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:
1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара
Найдите слово с беглым гласным:
1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица
Рефлексия . Закодируй (113, 222 и т.п.)
урок
Я на уроке
1. интересно
итог
1. работал
2. скучно
1. Понял материал
2. отдыхал
3. безразлично
2. Узнал больше, чем знал
3. Помогал другим
3. Не понял
Домашнее задание
П.78, 79
Упр.426
Спасибо за урок!