Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2016г. |
Урок № | Датаурока 24.12.2019 |
Тема урока: Главные члены предложения. §53 | Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний по теме |
Цель урока: углубить знания учащихся о главных членах предложения; отработать умение правильно находить подлежащее и сказуемое в предложении. |
Задачи: образовательная: развить умение находить грамматическую основу; формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения. развивающая: развитие критического мышления; развитие внимания, памяти; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения опираться на уже известное воспитательная: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; |
Планируемые результаты |
Предметные Знать понятия «грамматическая основа предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого». Знать способы выражения подлежащего и сказуемого уметь находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным, местоимением, а сказуемое глаголом или кратким прилагательным | Метапредметные формулировать и удерживать учебную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы; осознавать речь как способ устного и письменного общения людей. | Личностные Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Здравствуйте ребята. Меня зовут Мария Николаевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. За нашей работой будут наблюдать гости. Поздоровайтесь с ними. Я надеюсь, что мы с вами справимся со всеми заданиями и откроем для себя что-то новое. Садитесь Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать - Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение, на листочках в маршрутных листах. Надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться. | Демонстрируют готовность к уроку. Отмечают на листах в таблице свое настроение в начале урока | Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
1 стадия «ВЫЗОВ» (Актуализациязнаний) |
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в необычную страну. Куда отправимся мы узнаем чуть позже, а сейчас нам нужно зарегистрироваться на рейс, чтобы туда успеть Орфографическая разминка Объясните правописания слов: Искусственный, искусный, обвинять, речка, малыш, знакомиться, объезд, соловьи, ножницы, полиция, цыган, излагать, вырастить, лестница, Ростов Теперь мы с вами отправляемся в путь Прием «Верные и неверные утверждения» Для того, чтобы узнать в какую же страну лежит наш путь ответим на вопросы. Это игра. Называется она «Верные и неверные утверждения». Я вам буду задавать вопросы , а вы должны мне ответить на листочках напротив каждого вопроса да или нет, то есть правильно это утверждение или нет. Верно ли , что предложение является главным средством выражения мысли? Верно ли, что предложение имеет грамматическую основу? Верно ли, что грамматическая основа – это подлежащее и определение? Верно ли, что грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое? Верно ли, что подлежащее отвечает на вопрос что делать? Верно ли, что сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что это такое? кто он такой? Верно ли, что подлежащее всегда выражено существительным? Теперь проверим с вами результаты. Кто согласен с первым утверждением поднимите руку?, со вторым? …..если нет , то объясните почему не согласны? | Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, аргументируют свой выбор | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
(Целеполагание и постановка учебной задачи) |
Ребята о чем были все мои вопросы к вам? С чем они были связаны? Определите тему урока Вы уже знакомились с этой темой? А тренировались определять грамматическую основу? А для того, чтобы лучше запомнить правило нахождения грамматической основы; для того, чтобы видеть подлежащее и сказуемое, для того, чтобы эти знания сохранились в вашей памяти, что нужно нам сделать? Какую цель поставим? Какой раздел лингвистики таит в себе секреты предложений и их построения, словосочетаний и их видов? (синтаксис) Верно, так мы и назовём страну, в которую отправляемся. | Формулируют тему урока и цель учебной деятельности вместе с учителем. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят предположения |
2 СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (Повторение и закрепление изученного материала) |
- Скажите из чего же состоит наша речь? (из предложений) Предложения это жители страны Синтаксис. Они любят разговаривать, спорить, задавать вопросы и даже отдавать приказы. Что перед вами на доске: СНЕЖНАЯ ЗИМА (словосочетание) Это еще один житель этой страны. В чем особенность словосочетаний? Что необходимо для того, чтобы получилось предложение? Запишите свои варианты. - С каким членом предложения подлежащее составляет смысловой центр? (сказуемым) Прием кластер Заполните кластер и расскажите все , что вы знаете про подлежащее и сказуемое Найдите в данных предложениях подлежащее и сказуемое. Назовите, чем оно выражено. Как будем действовать? С чего начнем? ( проговорить алгоритм) Что? Упираются леса в самые небеса.(В.Маяковский) В неверном лунном свете Кто? вошла я в тихий дом. (А.Ахматова) Кто? Входят семь богатырей. (А.С.Пушкин) Что делаем? Мы живём на Земле. Что такое? Земля – наш дом. Какова? Она прекрасна. Прием «Таблица с пропусками» Эти жители весьма необычные. У каждого свой характер. Давайте вспомним, какие слова помогают добавить смысл к основной информации в предложении? То есть , что еще помимо подлежащего и сказуемого есть в предложении? И действительно, все предложения по своей структуре различны. Давайте заполним таблицу и попытаемся вспомнить классификации предложений. Заполните пропуски в таблице По цели высказывания | повествовательные | | | По эмоциональной окраске | | невосклицательные | По количеству грамматических основ | | сложное | По наличию второстепенных членов | Распространенные | | Фронтальная проверка Вот и житель этой страны. Что это: словосочетание или предложение? Докажите. Выполним синтаксический разбор предложения , используя таблицу, которую вы заполнили. За ночь снег надел белые шапки на высокие ели, засыпал все ямки и канавки. | Слушаю учителя, формулируют собственные мысли, строят предложения из словосочетания, составляют кластер, строят высказывание. Вместе с учителем и одноклассниками выполняют задания и делают выводы. Заполняют таблицу. Выполняют разбор предложения. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют деятельность с учетом конкретных учебных задач. |
Физкультминутка |
Работа с текстом |
В стране Синтаксис есть еще одни , особые жители. Они завершают предложения, могут из повествовательного сделать вопросительное, могут разделить два простых предложения в составе сложного, а при перечислении они и вовсе стоят после каждого слова. Вы догадались о каких жителях идет речь? (это знаки препинания) Какая наука изучает постановку знаков препинания? (пунктуация) Рассмотрите два варианта предложений. В чем разница между ними? Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Прочитаем текст (см приложение 2) Назовите тему текста В чем заключается основная мысль? Какие слова вам не понятны, объясним их значение Как бы вы озаглавили данный текст (выслушиваются версии) Далее действуем по плану: На доске текст. К каждому предложению текста задаются вопросы, делаются соответствующие пометы. Вопросы к предложениям текста Что представлял бы из себя текст без знаков препинания? Что обозначает слово пунктуация? Что нужно сделать читателю? О чем подумать? Какова русская пунктуация? Что такое запятая? Что она может делать? Какие знаки экспрессивны? Что делает восклицательный знак? Что стало бы , если бы восклицательный знак отсутствовал в тексте? Чем могут служить знаки препинания? Что заставляет делать риторический вопрос? К чему мы стремимся, когда выражаем мысли на письме? Для чего нужны знаки препинания? Далее текст закрывается , дети воспроизводят его на листочках с пропусками. | Отвечают на вопросы, читают текст, работают над содержанием текста, его основной мыслью и темой. Упражняются в запоминании текста | Коммуникативные: строят ответ на заданный вопрос Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, контролировать процесс и результат деятельности Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста, анализировать текст. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
- Итак, наше путешествие подходит к концу. Вернемся к теме нашего урока? Какую цель мы для себя поставили в начале урока? Выполнили мы то, что запланировали? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Какое настроение у вас? Отметьте на листочках. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?
Русская пунктуация очень значима и экспрессивна. Например, обыкновенная запятая - самый простой знак, а она может перечислять, выделять, разделять.
Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, оно стало бы таким же, как все остальные
Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным образом. Например, риторический вопрос заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором.
Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.