СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения"»

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2016г.

Урок №

Датаурока 24.12.2019

Тема урока: Главные члены предложения. §53


Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний по теме

Цель урока: углубить знания учащихся о главных членах предложения; отработать умение правильно находить подлежащее и сказуемое в предложении.


Задачи:

образовательная: развить умение находить грамматическую основу; формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.

развивающая: развитие критического мышления; развитие внимания, памяти; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения опираться на уже известное

воспитательная: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову;

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «грамматическая основа предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого». Знать способы выражения подлежащего и сказуемого уметь находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным, местоимением, а сказуемое глаголом или кратким прилагательным

Метапредметные

формулировать и удерживать учебную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы; осознавать речь как способ устного и письменного общения людей.

Личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


Здравствуйте ребята. Меня зовут Мария Николаевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. За нашей работой будут наблюдать гости. Поздоровайтесь с ними. Я надеюсь, что мы с вами справимся со всеми заданиями и откроем для себя что-то новое. Садитесь


Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать


- Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение, на листочках в маршрутных листах. Надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться.







Демонстрируют готовность к уроку.







Отмечают на листах в таблице свое настроение в начале урока









Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

1 стадия «ВЫЗОВ» (Актуализациязнаний)

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в необычную страну. Куда отправимся мы узнаем чуть позже, а сейчас нам нужно зарегистрироваться на рейс, чтобы туда успеть

Орфографическая разминка

Объясните правописания слов:

Искусственный, искусный, обвинять, речка, малыш, знакомиться, объезд, соловьи, ножницы, полиция, цыган, излагать, вырастить, лестница, Ростов

Теперь мы с вами отправляемся в путь

Прием «Верные и неверные утверждения»

Для того, чтобы узнать в какую же страну лежит наш путь ответим на вопросы. Это игра. Называется она «Верные и неверные утверждения». Я вам буду задавать вопросы , а вы должны мне ответить на листочках напротив каждого вопроса да или нет, то есть правильно это утверждение или нет.

  • Верно ли , что предложение является главным средством выражения мысли?

  • Верно ли, что предложение имеет грамматическую основу?

  • Верно ли, что грамматическая основа – это подлежащее и определение?

  • Верно ли, что грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое?

  • Верно ли, что подлежащее отвечает на вопрос что делать?

  • Верно ли, что сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что это такое? кто он такой?

  • Верно ли, что подлежащее всегда выражено существительным?


Теперь проверим с вами результаты. Кто согласен с первым утверждением поднимите руку?, со вторым? …..если нет , то объясните почему не согласны?

Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, аргументируют свой выбор


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


(Целеполагание и постановка учебной задачи)

Ребята о чем были все мои вопросы к вам? С чем они были связаны?

Определите тему урока

Вы уже знакомились с этой темой? А тренировались определять грамматическую основу? А для того, чтобы лучше запомнить правило нахождения грамматической основы; для того, чтобы видеть подлежащее и сказуемое, для того, чтобы эти знания сохранились в вашей памяти, что нужно нам сделать? Какую цель поставим?


Какой раздел лингвистики таит в себе секреты предложений и их построения, словосочетаний и их видов?

(синтаксис)


Верно, так мы и назовём страну, в которую отправляемся.

Формулируют тему урока и цель учебной деятельности вместе с учителем.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: строят предположения

2 СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (Повторение и закрепление изученного материала)

- Скажите из чего же состоит наша речь?

(из предложений)

Предложения это жители страны Синтаксис. Они любят разговаривать, спорить, задавать вопросы и даже отдавать приказы.

Что перед вами на доске:

СНЕЖНАЯ ЗИМА (словосочетание) Это еще один житель этой страны. В чем особенность словосочетаний?


Что необходимо для того, чтобы получилось предложение? Запишите свои варианты.


- С каким членом предложения подлежащее составляет смысловой центр? (сказуемым)

Прием кластер

Заполните кластер и расскажите все , что вы знаете про подлежащее и сказуемое

Найдите в данных предложениях подлежащее и сказуемое. Назовите, чем оно выражено.

Как будем действовать? С чего начнем? ( проговорить алгоритм)


Что?

Упираются леса в самые небеса.(В.Маяковский)

В неверном лунном свете

Кто?

вошла я в тихий дом.

(А.Ахматова)

Кто?

Входят семь богатырей. (А.С.Пушкин)

Что делаем?

Мы живём на Земле.

Что такое?

Земля – наш дом.

Какова?

Она прекрасна.


Прием «Таблица с пропусками»

Эти жители весьма необычные. У каждого свой характер. Давайте вспомним, какие слова помогают добавить смысл к основной информации в предложении? То есть , что еще помимо подлежащего и сказуемого есть в предложении?

И действительно, все предложения по своей структуре различны.

Давайте заполним таблицу и попытаемся вспомнить классификации предложений.


Заполните пропуски в таблице

По цели высказывания

повествовательные



По эмоциональной окраске


невосклицательные

По количеству грамматических основ


сложное

По наличию второстепенных членов

Распространенные



Фронтальная проверка


Вот и житель этой страны. Что это: словосочетание или предложение? Докажите. Выполним синтаксический разбор предложения , используя таблицу, которую вы заполнили.

За ночь снег надел белые шапки на высокие ели, засыпал все ямки и канавки.


Слушаю учителя, формулируют собственные мысли, строят предложения из словосочетания, составляют кластер, строят высказывание. Вместе с учителем и одноклассниками выполняют задания и делают выводы. Заполняют таблицу. Выполняют разбор предложения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют деятельность с учетом конкретных учебных задач.


Физкультминутка





Работа с текстом

В стране Синтаксис есть еще одни , особые жители. Они завершают предложения, могут из повествовательного сделать вопросительное, могут разделить два простых предложения в составе сложного, а при перечислении они и вовсе стоят после каждого слова. Вы догадались о каких жителях идет речь? (это знаки препинания)

Какая наука изучает постановку знаков препинания? (пунктуация)


Рассмотрите два варианта предложений. В чем разница между ними?


Казнить, нельзя помиловать.

Казнить нельзя, помиловать.



  1. Прочитаем текст (см приложение 2)

  2. Назовите тему текста

  3. В чем заключается основная мысль?

  4. Какие слова вам не понятны, объясним их значение

  5. Как бы вы озаглавили данный текст (выслушиваются версии)


Далее действуем по плану:

На доске текст. К каждому предложению текста задаются вопросы, делаются соответствующие пометы.

Вопросы к предложениям текста

  1. Что представлял бы из себя текст без знаков препинания?

  2. Что обозначает слово пунктуация?

  3. Что нужно сделать читателю? О чем подумать?

  4. Какова русская пунктуация?

  5. Что такое запятая? Что она может делать?

  6. Какие знаки экспрессивны?

  7. Что делает восклицательный знак?

  8. Что стало бы , если бы восклицательный знак отсутствовал в тексте?

  9. Чем могут служить знаки препинания?

  10. Что заставляет делать риторический вопрос?

  11. К чему мы стремимся, когда выражаем мысли на письме?

  12. Для чего нужны знаки препинания?


Далее текст закрывается , дети воспроизводят его на листочках с пропусками.



Отвечают на вопросы, читают текст, работают над содержанием текста, его основной мыслью и темой. Упражняются в запоминании текста

Коммуникативные: строят ответ на заданный вопрос

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, контролировать процесс и результат деятельности

Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста, анализировать текст.


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Итак, наше путешествие подходит к концу. Вернемся к теме нашего урока? Какую цель мы для себя поставили в начале урока? Выполнили мы то, что запланировали?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Какое настроение у вас? Отметьте на листочках.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.





Приложение 1

Кластер «Главные члены предложения»

Грамматическую основу предложения составляют





Отвечает на вопросы:









-------------------------_____________



Отвечает на вопросы:







Называет:

Называет:





Подчеркивается

Подчеркивается










Приложение 2

Текст

Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?

Русская пунктуация очень значима и экспрессивна. Например, обыкновенная запятая - самый простой знак, а она может перечислять, выделять, разделять.

Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, оно стало бы таким же, как все остальные

Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным образом. Например, риторический вопрос заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором.

Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!