Этап урока | Задание, деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Универсальные учебные действия (метапредметные) |
1. Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент) | На доске картинка с изображением весёлого Смайлика Давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки. - Давайте поздороваемся с нашим другом Смайликом? Смайлик пришел к нам в класс, для того чтобы учиться вместе с вами. Что же значит учиться? Сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? Хорошо, я помогу вам и смайлику получить новые знания. А сейчас открываем тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу. | Приветствие учителя. Улыбаются соседу по парте, затем улыбаются учителю. Здороваются со Смайликом, по очереди (Здравствуй, привет, доброе утро, добрый день, hello и т.д.) Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается; это когда учитель рассказывает новую тему; когда мы получаем новые знания и другие ответы детей. Да. Открывают тетради, записывают число и классная работа. | - знают разные варианты слов приветствия | Регулятивные: самоорганизация, саморегуляция, контроль. Личностные: осмысление внутренней позиции ученика, (положительное отношения к уроку, учебной деятельности). Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
2. Актуализация знаний; фиксация затруднения в деятельности | На доске записаны слова: ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ. Найдите лишнее слово. Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла. | Ответы детей: Лишнее слово ГОРА, потому что оно стоит в единственном числе, потому что она одна гора, а остальные слова описывают большое количество. Лишнее слово ЛЕСА, потому что оно начинается с мягкого согласного звука. Лишнее слово ТРАВКА, потому что больше всего согласных букв. Лишнее слово ПОЛЯ, потому что, они заканчивается на Я; потому что в этом слове два звука [а]. Да. | - знают признаки имени существительного; - умеют определять мягкость/твердость звуков в слове; - знают, что буква я обозначает звук [а]. | Познавательные: анализ; сравнение. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование затруднения в пробном действии. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение выслушать разные точки зрения. |
3. Постановка учебной задачи | Какое задание надо было выполнить? А почему вы не смогли найти лишнее слово? Давайте, попробуем найти выход из этой ситуации. | Надо было найти лишнее слово. Потому что опирались на разные признаки слова. Потому что отбирали слова по числу, по звукам, по количеству букв. | - знают признаки имени существительного. | Познавательные: анализ; обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (открытие детьми новых знаний). Чистописание | Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? Давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? Какое же слово оказалось лишним? Давайте произнесём слово. Какой звук слышим в середине слова? Какой буквой будем его обозначать? А как вы догадались? Почему вы решили, что это проверочное слово? Почему? - Где находится парный согласный? Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? (Учитель пишет тему на доске.) Зная тему урока, сформулируйте его цель с помощью опорных слов. Повторить… Учиться… Познакомиться… А теперь кто желает на доске написать парные согласные? Вспомните, как отличить глухой звук от звонкого. Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Хорошо того учить, кто хочет всё знать. | Можно поставить ударение в словах, выделить корень и другие ответы детей. Расставляют ударения, выделяют корень, орфограмму, подчеркивают (проговаривает один ученик – одно слово). Лишнее слово ТРАВКА. В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный. Произносят слово ТРАВКА вместе (хором). Звук [ф]. Буквой В. Подобрали проверочное слово – ТРАВА. Потому что чётко слышим согласный звук. Потому что за ним следует гласный звук, а не согласный. В корне слова. Парные согласные в корне слова. Повторить парные согласные. Учиться, правильно, писать парные согласные в корне слова. Познакомиться с новыми словами. Ученик пишет на доске: б в г д ж з п ф к т ш с Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски. Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом. Читают пословицу. Объясняют: - если человек хочет узнать новое, он сам захочет учиться; - ученика будет легко учить, потому что он сам будет хотеть получить новые знания и другие ответы детей. | - умеют расставлять ударения в слове и находить ударный слог; - знают, как выделять графически на письме корень слова; - знают, какие согласные называют парными; - умеют отличать звук от буквы; - умеют подбирать проверочные слова. - знают, как отличить глухой звук от звонкого. | Познавательные: структурирование знаний; анализ; синтез; обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Отгадайте загадку: «Осень – сонная пора, В спячку мне давно пора», - Так сказал огромный зверь, Затворив в берлогу дверь. Кто всю зиму спит, ответь! Это Дедушка … Какая орфограмма в слове медведь? Как проверить парный согласный? Подберите проверочное слово к слову медведь? А почему вы решили, что это слово являются проверочным словом к слову медведь? Давайте запишем эти слова в тетрадь: Медведь – медведи (На доске появляются рисунки). - Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне? - Давайте зафиксируем наш вывод на доске ? парные согласные Изменить слово А теперь обратите внимание на слова: Ягодки - ягода (На доске появляются рисунки). Какая орфограмма в слове ягодки? Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему? Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? Давайте зафиксируем наш вывод на доске: ? парные согласные Изменить слово Или ͡ = согласного – гласный Чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный: - нужно изменить слово; - подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный) - А теперь проговорите друг – другу. Парные согласные Самые опасные. Парный в слове проверяй, Рядом гласный подставляй. Напомните мне, почему нужно ставить гласный после согласного? | Отгадывают загадку. Ответ: Медведь. Парный согласный в корне слова. Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный. Медведи. Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный. Изменили слово. Парный согласный в корне. Однокоренные. Да. После парной согласной стоит гласный. Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный. Проговаривают правило в парах по очереди, опираясь на запись на доске. Чтобы согласный звук слышался четко. | - знают, какие согласные называют парными; - знают, как проверить орфограмму в корне слова (нужно подобрать проверочное слово); - знают, какие слова называются однокоренными. | Познавательные: анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений; использование знаково-символических средств. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Физминутка | 1) - Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем. - Где живут медвежата? (В лесу). - Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? (Облокачиваясь с одного бока на другой). 2) - Ребята, а что любят бурые медведи? (Мёд). А где находится мёд в лесу? (в улье). А Улей где находится? (На дереве). - Давайте попробуем достать мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем. 3) – Ребята, а ещё, какие медведи бывают? (Белые медведи). А где живут белые медведи? (на северном полюсе ). Если они живут около океана, чем же они по - вашему питаются? (Рыбками). А где они его ловят? Давайте поймаем рыбок? 1 – поймали, 2 – поймали. 4) – Ребята, бурые медведи ещё что любят? (Ягоды). Давайте их покормим. 1 – поймали, 2- встали, 3 – ням-ням. 5) – Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать. Молодцы, они уснули. - А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем – согласного звука. |
6. Включение в систему знаний. Повторение. | Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили? Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? Поиграем в игру «Измени слово» Я на доске пишу слово, а вы в тетрадь записываете сразу проверочное слово: Например, я пишу слово рыбка, а вы в тетрадь записываете слово рыба. Поняли? Слова: Лебедь, голос, сторож, лед, деревце, морковный. Какая орфограмма в этих словах? Ко всем словам подобрали проверочные? Правильно, потому что слово морковный само является проверочным словом к какому слову? Что ещё нового вы узнали, о чём мы с вами ещё не говорили? Давайте зафиксируем наш вывод. ? парные согласные Изменить слово или ͡ = согласного – гласный или согласный звук [ н ] Работа над правилом. - А теперь, ребята, давайте придумаем правило проверки парных согласных в корне? А сейчас прочитаем в учебнике правило на странице 112. Вывод. - Как проверить парный согласный звук в корне? | Проговаривают правило, опираясь на схему на доске: Чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный: - нужно изменить слово; - подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный). Нет, чтобы после согласного стоял гласный. Работают вместе с учителем, выписывают проверочные слова в тетрадь. Парный согласный в корне слова. Нет, к слову морковный не подобрали. Морковь. После проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук [н]. Чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный: - нужно изменить слово; - подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный или н). Самостоятельно читают правило в учебнике. Чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный: - нужно изменить слово; - подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный или н, м, р или л). | - знают, какие согласные называют парными; - знают, что если после согласной буквы будет стоять гласная, то предыдущая согласная будет слышится четко; - умеют подбирать проверочные слова; - умеют формулировать правило, опираясь на схему. | Познавательные: анализ; аналогия; использование знаково-символических средств; Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение упр.162. Прочитайте задание. Напишите слова. Выделите корень. Сравните согласные буквы в корне проверочного и проверяемого слова. А теперь проверьте работу. Взаимопроверка по эталону. - У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход? - У кого не было ошибок поставьте простым карандашом на полях «5», у кого была одна или две ошибки – поставьте на полях «4», у кого было три – пять ошибок поставьте на полях «3». И потом поменяйтесь тетрадями обратно. | В какой части слова пропущены буквы? Подбери к данным словам проверочные слова. Выписывают слова, подбирают однокоренные, выделяют корни. На парту дается карточка, ученики меняются с соседом по парте тетрадями, проверяют ошибки. Выставляют оценку на полях. | - знают, какие согласные называют парными; - знают, как проверить орфограмму в корне слова (нужно подобрать проверочное слово); - знают, как выделять графически на письме корень слова. | Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: анализ; обобщение. |
8. Итог урока. | Закрепим пройденное. 1.Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы. Я сочинила стишок, вот он Берёзка – берёза Ры _ ка – лодочка Ло _ ка – селёдочка Яго _ ка – рыба Селё _ ка – ягода Помоги мне его записать правильно. Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з. Тест. Прочитай стишок, подбери к каждому слову проверочное и вставь пропущенную букву Шила шу _ ку – Сшила ю _ ку, Шила ша _ ку – Сшила та _ ку! Хороша швея Наташа! юбочка шуба тапок шапочка Вставь пропущенную букву. Обведи парные согласные: З Н С Ч Б Обведи слова с парной согласной в корне слова: Ком дом рак луг нос рыбка Подчеркни слова, которые являются проверочными: Сапожок погодка грибы виноград глазок лебеди Вставь букву: Д У . З У . М О Р О . А Р Б У . Л Е Д Н И . С У . Как выполните задания, можете положить листочек на край стола. Записываем домашнее задание. Д/з учебник стр.109 упр. 165 | Выполняют устно вместе с учителем. Выполняют задание на карточках. | - знают, какие согласные называют парными; - знают, как проверить орфограмму в корне слова (нужно подобрать проверочное слово); | Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: анализ; обобщение. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали. Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли мы этих целей? Как вы думаете, смайлик научился, проверять парные согласные в корне слова? Если нет, то посмотрите как задание выполнил смайлик. Правильно или нет? - Молодцы! А теперь оцените свою активность на уроке. Поднимите прямую руку вверх если вы были активны и выполняли задания, у вас все получилось. Поднимите руку, как положено ученику, чтобы она была согнута в локте и стояла на парте, если вы были активны, выполняли задания, но у вас были трудности. Не поднимайте руку, если вы просидели весь урок молча, выполняли не все задания и у вас совсем ничего не получилось. Учитель согласовывая с учащимися ставит оценки за урок Урок окончен. Спасибо за работу. | Повторить парные согласные. Учиться, правильно, писать парные согласные в корне слова. Познакомиться с новыми словами. Да. Да/нет. Правильно. Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке | | Личностные: умение оценивать себя адекватно. Регулятивные: умение оценивать собственную деятельность на уроке; Понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности. |