муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида »№70
Проект
«Литературная гостиная»
разработала учитель-логопед
Левченко Елена Алексеевна
Вид проекта: познавательный, творческий Тип проекта: долгосрочный Продолжительность: 2 учебных года Участники: дети 5-8 лет группы комбинированной направленности, учитель-логопед, воспитатели, родители Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №70» Приоритетное направление: речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста посредством литературной гостиной Форма проведения: творческие литературные вечера, конкурсы чтецов
АКТУАЛЬНОСТЬ: Современные дети предпочитают просмотр телевизора, компьютерные игры. Времена изменились: современные технологии стремительно шагнули вперед, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Родился «виртуальный» мир, который отодвинул книгу на второй план. Возникает вопрос: а для чего нужно, чтобы дети читали? По отношению к детям разного возраста ответ звучит по-разному. Малыши читают не сами. Малышам читают. И это – одно из основополагающих условий развития: чтение формирует детскую речь. А речь – основа мышления. В частности – логического мышления. По отношению к ребенку старшего дошкольного возраста тоже довольно легко объяснить, зачем учить его чтению и побуждать читать книги. Чтение было и остается базовым навыком обучения. И конечно же чтение книг играет большую роль в обогащении словаря ребёнка и личностном его развитии. У детей с тяжелыми нарушениями речи снижен интерес к познанию, к изучению окружающей действительности, а недостаточно развитый словарный запас не позволяет вступать в диалог даже со сверстниками поэтому нам-педагогам приходится придумывать и апробировать новые формы и методы работы, чтобы расширить словарный запас, развить связную речь детей привлечь внимание детей к чтению, их интерес, и просто научить общаться.
ПРОБЛЕМА: отсутствие у дошкольников интереса к книге
ПРИЧИНЫ:
- у дошкольников снижен интерес к познанию, к изучению окружающей действительности;
- недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в семье;
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми;
- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми
ЦЕЛЬ: Создание «Литературной гостиной» как инновационной формы повышения интереса детей к книге, становление будущих читателей
ЗАДАЧИ:
- с оздание условий для познавательно-речевого и художественно - эстетического развития воспитанников;
- формирование у дошкольников интереса к художественной литературе;
- ф ормирование навыков выразительного чтения, артистического умения у детей;
- обеспечивание взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, формирование педагогической компетентность родителей в вопросах речевого развития детей
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: - создание в группе необходимых условий для формирования у детей интереса к книге, к восприятию художественной литературы; - расширение круга детского чтения; - активизация у дошкольников восприятия произведений художественной литературы; - повышение уровня развития всех компонентов устной речи у дошкольников; - раскрытие творческого потенциала детей; - повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей; - способствовать поддержанию традиций домашнего чтения в семьях воспитанников
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
1. Анкетирование родителей
Цель: получение информации об использовании детской книги в практике семейного воспитания
2. Диагностика детей
Цель : выявление сформированности интереса к книгам, элементарных литературных знаний
3. Подбор детской художественной литературы для чтения в группе и дома
Цель: приобщение дошкольников к художественной литературе
4. Подбор иллюстраций к произведениям
Цель: формирование у дошкольников образов-представлений
II ЭТАП - ПРАКТИЧЕСКИЙ
- Создание мини-музея книг «Книги одного автора»
Цель: обогащение предметно – развивающей среды, направленное на создание в группе необходимых условий для формирования у детей интереса к книгам конкретного автора
2. Организация в группе «Детской библиотеки» по различной тематике
Цель: развивать интерес у дошкольников к творчеству писателей, их книгам
3. Организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы
Цель: активизация восприятия произведений художественной литературы
4. Организация конкурса книг-самоделок
Цель: привлечение читательского интереса детей к книге
5. Разучивание с детьми отрывков литературных произведений и стихотворений Цель: формирование навыков выразительного чтения у дошкольников 6. Драматизация сюжетов из знакомых произведений Цель: развитие воображения, внимания, памяти, эмоциональной сферы, выразительности речи, совершенствование коммуникативной деятельности и двигательной активности в их сочетании 7. Разработка сценариев поэтических вечеров - создание презентаций по темам мероприятий; - разучивание с детьми стихотворений; - изготовление и подбор декораций; - изготовление и подбор костюмов; - изготовление атрибутов для проведения мероприятий; - организация пространства для проведения мероприятий 8. Включение родителей в проведение тематических «литературных гостиных»
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Презентация результатов проекта «Литературная гостиная»
2. Б уктрейлеры:
а) «Кем быть?» по стихотворению В.Маяковского
б) «Федорино горе» по сказке К.И.Чуковского
в) «Любимые сказки К.И.Чуковского» по сказкам К.И.Чуковского
3. Видеоролик «Марафон идей – «Литературная гостиная»
4. Акция «Подари книгу детскому саду»
5. Спектакль-сказка «Муха-Цокотуха» в исполнении родителей
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: - о богащение предметно – развивающей среды, направленное на создание в группе необходимых условий для формирования у детей интереса к книге, к восприятию художественной литературы; - расширился круг детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений; - активизировалось восприятия произведений художественной литературы у дошкольников; - повысился уровень развития всех компонентов устной речи у дошкольников; - раскрылся творческий потенциал детей; - повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей; - увеличилось количество семей, посещающих библиотеку; - в озрождение традиций семейного чтения
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ
«Пусть всегда будет мама»
«Стихия памяти военной»
«Зимушка хрустальная»
«Сказки А.С.Пушкина»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Краски осени»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Стихи В. Маяковского»
ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ