Тема. Текст. Виды и средства связи предложений в тексте.
ВИДЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.(Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи:1: 2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
НАПРИМЕР:
1) Цепная связь между предложениями:
В сырой утренней мгле блеснула зарница. Бухнуло. Завыло, уходя. И сейчас же по холмам, по берегу речки беспорядочно захлопали выстрелы.
2) Параллельная связь предложений (первое предложение задает общую тему, два последующих ее раскрывают):
Последний час до Москвы поезд с протяжным свистом катал между опустевших дач, дым его путался в осенней листве, в прозрачном желтом березняке, в пурпурном осиннике, откуда пахло грибами. Иногда к самому полотну свисала багровая лапчатая ветвь клена. Сквозь поредевший кустарник виднелись кое-где стеклянные шары на клумбах, и в дачных домиках — забитые ставни, на дорожках, на ступенях — облетевшие листья.
Упражнение 1. Определи виды связи предложений в тексте:
- Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
- Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…
- Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым.
- Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают "легкими нашей земли.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Лексические средства связи:
- Однотематическая лексика
- Лексический повтор, однокоренные слова
- Синонимы ( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
- Антонимы ( в том числе и контекстуальные)
- Описательные обороты.
Грамматические средства связи
- Союзы (преимущественно сочинительные)
- Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
- Наречия ( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
- Частицы ( же, ведь, и, всё-таки и другие)
- Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)– например, все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
- Числительные( количественные, порядковые, собирательные)
- Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
- Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
- Вводные слова, указывающие на порядок явлений ( мыслей) и связь между ними
- Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств
Упражнение 2. Определи средства связи предложений в тексте.
- На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.
- Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.
- Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
- Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.
- Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.
- Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
- Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.
- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
- С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
- Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
- У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
- Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.
- Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине.
- В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.
- Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.
- Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
- Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.
- Друг спорит. Недруг же поддакивает.
- Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле.
- Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд.