СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Текст. Виды и средства связи предложений в тексте.

ВИДЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.(Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.

Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи:1: 2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

НАПРИМЕР:

1) Цепная связь между предложениями:

В сырой утренней мгле блеснула зарница. Бухнуло. Завыло, уходя. И сейчас же по холмам, по берегу речки беспорядочно захлопали выстрелы.

2) Параллельная связь предложений (первое предложение задает общую тему, два последующих ее раскрывают):

Последний час до Москвы поезд с протяжным свистом катал между опустевших дач, дым его путался в осенней листве, в прозрачном желтом березняке, в пурпурном осиннике, откуда пахло грибами. Иногда к самому полотну свисала багровая лапчатая ветвь клена. Сквозь поредевший кустарник виднелись кое-где стеклянные шары на клумбах, и в дачных домиках — забитые ставни, на дорожках, на ступенях — облетевшие листья.

Упражнение 1. Определи виды связи предложений в тексте:

  1. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
  2. Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…
  3. Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым.
  4. Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают "легкими нашей земли.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Лексические средства связи:

  • Однотематическая лексика
  • Лексический повтор, однокоренные слова
  • Синонимы ( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
  • Антонимы ( в том числе и контекстуальные)
  • Описательные обороты.

Грамматические средства связи

  • Союзы (преимущественно сочинительные)
  • Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
  • Наречия ( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
  • Частицы ( же, ведь, и, всё-таки и другие)
  • Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)– например, все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  • Числительные( количественные, порядковые, собирательные)
  • Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
  • Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
  • Вводные слова, указывающие на порядок явлений ( мыслей) и связь между ними
  • Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств

Упражнение 2. Определи средства связи предложений в тексте.

  1. На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.
  2. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.
  3. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
  4. Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.
  5. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.
  6. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
  7. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.
  8. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  9. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
  10. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
  11. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
  12. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.
  13. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине.
  14. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.
  15. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.
  16. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
  17. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.
  18. Друг спорит. Недруг же поддакивает.
  19. Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле.
  20. Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд.
12.10.2022 07:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!