СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 советов о том, как достигнуть личностного результата воспитания: «осознание обучающимися российской гражданской идентичности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Василий Розанов говорил: «Чувство Родины — должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, неболтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперёд (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием».

Я считаю, что слова Василия Розанова очень актуальны в сегодняшнее время – время самоопределения и решений. Сейчас много людей, которые считают себя патриотами, пишут надписи на машинах, размахивают флагами, но не всегда это совпадает с настоящим понятием «патриотизма» и с чувством любви к Родине. Нужно действовать, а не «кричать»! Нужно носить любовь к Родине в ❤!

Как же воспитать у подрастающего поколения осознание российской гражданской идентичности? А именно, как научить детей любить свою Родину и считать себя частью своей страны? Как научить детей необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей? Эти и многие другие вопросы задаёт себе каждый педагог. Думаю, отвечая на них, он приходит к выводу: воспитание российской гражданской идентичности идёт, в первую очередь, через базовые национальные ценности, которые прописаны во ФГОС, на который мы опираемся в своей работе.

Несомненно, именно школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет определенную ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что детство – это ежедневное открытие мира, и поэтому нужно сделать так, чтобы в первую очередь оно стало постоянным познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Сегодня я хочу поделиться с вами, дорогие мои читатели, своими советами, которые могут помочь достигнуть личностного результата воспитания: «Осознание обучающимися российской гражданской идентичности».

Совет № 1. Используйте в воспитательном процессе пословицы и поговорки. Они помогают формировать высоконравственные качества: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Человек без Родины, как соловей без песни», «Родина – мать, умей за неё постоять» и другие. Ведь именно в пословицах раскрывается тема любви к Родине, к необходимости её защищать.

Совет № 2. Не забывайте, что учебные дисциплины: история, обществознание, география, литература, ОРКС, ОДНКНР, учебные предметы художественно- эстетического цикла, обеспечивают предметную основу для формирования гражданской идентичности личности. Например, изучение истории обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников. На уроках литературы изучаются произведения, рассказывающие о сильных и мужественных людях, их поступках, свидетельствующих о любви к Родине и народу. На уроке физики можно обсудить возможные последствия научно-технического прогресса для общества (применение ядерного оружия, использование атомной энергетики). На уроках географии, изучая природные особенности России, дети получают представление о многообразии народов и этнических групп, проживающих на территории России.

Совет № 3. Всегда учитывайте особенности сознания социальной группы и культуры учеников. С учётом этих обстоятельств выбирайте объём и содержание бесед и информации о родном крае, о людях, умножавших славу своей Родины не только в мирное, но и в военное время.

Совет № 4. Иметь положительный, высоконравственный образ человека, который в течение долгого времени мог бы своим отношением к работе, к миру и своей стране формировать мировоззренческие мнения детей. Такими людьми могут быть ветераны ВОВ и локальных конфликтов, Герои Отечества и Герои труда, Почётные жители, люди, заслужившие почёт и уважение в области культуры, науки, экономики, политики и т.д.

Совет № 5. Не забывайте о проектной технологии. Ведь она тоже весьма результативна в воспитании гражданской идентичности. Проекты акцентируют внимание на способности человека действовать в различных проблемных ситуациях. Темы проектов и формы работы разнообразны, но стержень – воспитание духовности, целостности восприятия окружающего мира, со всеми его противоречиями остаётся неизменным. Например, в нашей школе постоянно реализуется проект «Мой прадедушка», «Герои нашего времени», «Один день в армии», «Шагнувшие в бессмертие».

Совет № 6. С давних времен православная вера определила цивилизационное направление развития России, особенности государственности и национального сознания, а также духовное единство русского народа – основы российской государственности. Именно православие более тысячи лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера. Обращение к духовным традициям русского народа поможет восстановить былую славу России.

Посещение святых мест позволяет познакомить и углубить знания обучающихся в области русской духовной культуры, приобщить к духовным традициям наших предков.

Совет № 7. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. «Гордиться славой своих предков, - писал А.С. Пушкин,- не только можно, но и должно». Надо заинтересовать школьников необходимостью сохранить прошлое для других поколений. Уроки и внеклассные мероприятия Вишневской СОШ несут в себе заряд личной причастности к прошлому, рождают интерес, пробуждают патриотизм и любознательность, работу мысли. Мы изучаем памятники истории и культуры родного края, занимаемся сбором фотографий на тему малой родины, проводим встречи с воинами Афганистана и Чечни, с участниками СВО.

Совет № 8. Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, бабушку, дедушку. Это корни, которые связывают ребёнка с родным домом и ближайшим окружением.

Я считаю, что нужно научить детей любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.

Изучая историю своей семьи и своего рода, традиции и семейные реликвии, мы формируем у воспитанников и их родителей интерес к изучению истории страны, укрепляем родственные чувства.

Совет № 9. Не забывайте, что народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы, которые отражены во ФГОС.

Совет № 10. Для воспитания гражданской позиции можно использовать различные формы внеклассной деятельности:

  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии по гражданско-правовой и патриотической тематике;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • тематические классные часы (например, «Я – гражданин своей страны», «Мои права и обязанности», «Моя Родина Россия»);
  • конкурсы, викторины, акции, челленджи;
  • празднование Дней воинской славы (например, «Без срока давности. Ленинград – непокорный город», «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости» и др.);
  • участие в программе «Орлята России» в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»
  • занятие «Разговоры о важном». Основные темы этих занятий связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России;
  • еженедельная традиционная линейка с выносом Государственного флага России и исполнением Государственного гимна России.

Вопросами об изучении становления гражданской идентичности занимались Л. Дробижева, Д. Фельдштейн, А. Асмолов и др. Но у ученых до сих пор отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. Но одно можно сказать точно, что процесс формирования российской гражданской идентичности длительный, а результаты можно получить не сразу. Главное – формировать Личность подрастающего поколения.

Марк Лисянский писал: «Я себя не мыслю без России…». Вот и мне хочется верить и надеяться, что мы придем к духовному единству и общественному согласию, к пониманию, что каждый из нас – это часть великой страны, а поможет нам в этом – любовь и горячее желание служить на пользу России.

Дорогие читатели, я надеюсь, что мои 10 советов помогут вам!

30.07.2025 13:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП