СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 марта - народный праздник Прокопий Перезимний

Нажмите, чтобы узнать подробности

День святого Прокопия или, в народе, Прокопа Перезимнего славяне отмечают 11 марта 2020 года (в не високосный год эта дата переносится на 12 марта). Преподобный Прокопий Декаполит был исповедником, защитником православной веры, за это и провел по приказу царя Льва много лет в темнице, где его били и пытали.

Имя Прокопий в переводе с греческого означает «опережающий», «подгоняющий». Таким образом предки обозначили день, в который Прокоп как будто подгоняет приход весны, очищая дороги ото льда и снега. «Прокопать» для крестьян означало, что оттаявшие дороги под натиском весенних ручьев превратятся просто в непроходимую грязь. К слову, этот день в народе еще называли Прокопием Дорогорушителем.

Кем был Преподобный Прокопий Декаполит

В текущем году, 11 марта, православная церковь и все верующие люди почтят память Преподобного Прокопия, рожденного в 8 веке в стране Декаполитской, которая была расположена на востоке от Галилейского озера. Такое имя – Декополис – было придумано от соединения двух слов греческого языка: дека – в переводе означает 10, и еще одного – полис, перевод которого звучит как поселение. В результате перевода получается, что речь идет о поселении, где было сосредоточено 10 городов.

Вместе со святым Василием, Прокопий бесстрашно противодействовал иконоборческим еретикам, которых в это время в Византии было великое множество.

Имеется ввиду религиозное движение, направленное против культа икон, во главе которого стоял император Исаврийской династии. И именно этот император отдал приказ об аресте Прокопия и Василия, их пытках и истязаниях. Свободу Преподобный увидел уже после смерти правителя. Остаток жизни он провел в иноческих подвигах, а отошел в мир иной в пожилом возрасте примерно в 750 году.

На что обращали внимание в день Прокопа Перезимнего

Исходя из примет, которые были обозначены предками-славянами, можно было судить о том, когда начинать посев семян. С этого дня начиналось таяние снега, отходил лед на водоемах, а дороги превращались в бездорожье. Поэтому крестьяне, прежде чем куда-то выезжать, проверяли путь на надежность, «слушая» землю. Если она издавала шумы (скорее всего звук давала шумная капель), то это подразумевало приближение очередной оттепели, то есть – указывало на опасную дорогу. Зато это время отлично подходило для охоты на зайцев.

Охотники же, в свою очередь, также опирались на приметы в этот день:

  • Когда заяц перебежал охотнику дорогу – охота будет неудачной, тот же отрицательный эффект процессу сулила перебежавшая дорогу собака;
  • если на пути в лес у охотника распрягалась лошадь – дома жди беды;
  • считалось, что перебегающий дорогу заяц в этот день – это обращенный в обличье зверька Чёрт, поэтому следовало развернуться восвояси, отложив охоту до лучших времен.

Любая дорога на Прокопия согласовывалась с внутренними ощущениями, с «чуйкой»: если на душе легкость – дорога будет хорошей и плодотворной, а если снедало беспокойство – неприятностей не избежать.

Приметы, обряды и поверья на Прокопия Перезимнего

Отправляясь в путь на Прокопия, предки следовали определенным традициям и старались не нарушать «негласных» запретов. Согласно поверьям, например, нужно быть в дороге начеку, потому как была большая вероятность столкнуться в это время с нечистой силой или блуждающими огоньками, которые заводили людей в непроходимые болота или те места, из которых они уже никогда не могли бы выбраться.

Чтобы не навлечь на себя беду, предки-славяне вели себя в дороге как можно тише – не пели, не свистели и не кричали, а также старались не спать и как можно меньше останавливаться. А те, кто их провожал в этот день в путь-дорогу обязательно долго смотрели вслед, стоя на пороге дома — как будто уже вышли встречать уехавшего.

В этот день было принято проводить обряды на защиту будущего урожая. Обычно это делалось так: крестьяне смазывали петли калитки волчьим жиром, наговаривая такие слова — «как серого волка заяц за горло не сможет взять, так и с огорода (поля) этого вор ничего не сможет украсть. Быть посему!»

11.03.2020 04:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!