СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1893—1897. Первые строения Новосибирска.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одновременно со строительством железнодорожного моста в полутора верстах от Оби возводили крупный железнодорожный комплекс — станцию Обь. Станция стала начальным пунктом Средне-Сибирской железной дороги. Около неё в 1896 году было возведено каменное паровозное депо на 450 рабочих с малыми мастерскими при нём. Были возведены вокзал и водонапорная башня, а на берегу, напротив станции, водоподъёмное здание. В 1897 году при станции функционировало здание вокзала 3 класса стоимостью 18 тыс. рублей, деревянное, на каменном фундаменте, крытое железом, с залом ожидания и багажным отделением. Около вокзала были открыты кафе, ресторан, построены 12 жилых домов для служащих станции. В лесу, близ станции, были построены железнодорожная больница на 10 мест и приёмный покой, а также врачебно-питательный пункт. Ещё одним крупным сооружением около станции была каменная церковь.

Возле крупных сооружений, сопутствующих железной дороге, стали всё более и более расселяться люди. Образовалось два ядра притяжения — у станции Обь и между мостом и собором, которые стали быстро расти территориально навстречу друг другу. В 1893 году в районе моста и у станции проживало 734 человека. Будущий первый староста поселения И. Г. Титлянов писал, что первоначально «народы, стекавшиеся на постройку дороги, не имели никакого пристанища, железнодорожные бараки и помещения не давали возможности разместиться всем работающим на дороге людям, и, кроме того, неудобство приготовления пищи более всего отражалось на рабочем элементе. Ввиду подобных неудобств масса рабочих, складываясь по нескольку семейств, старались каждый построить какой-нибудь барак или хату. Строились бесконтрольно, кто где вздумал… Такое заселение посёлка продолжалось более года, и лишь только в 1893 г. приехал окружной старший лесничий из города Барнаула и первоначально было решено им выдворить всех из бора… но выдворить было уже невозможно, так как настроено было более 500 домов».

Журнал «Нива» писал: «К лету 1894 г. правый берег реки совершенно преобразился: бор постепенно исчез, а на его месте росли уже не землянки, а вполне приличные дома…». На общем сходе в 1895 году было постановлено: «Посёлок Кривощёковский ввиду постройки церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского переименовать в Александровский». Однако это именование продержалось недолго. Поселение очень быстро росло и в 1896 году получило первый межевой план под «усадебную осёдлость». Однако поселенцев не устраивала юридическая неопределённость посёлка, отсутствие в нём самоуправления, хотя число жителей к 1897 году достигло уже 7832 человек.

Информацией поделилась Надежда Самойленко

9Г класс, 2019-20 учебный год

19.10.2019 08:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП